Уход в стиле IKEA. Как легендарная сеть шумно прощалась с Россией и что будет дальше
Прощальная распродажа шведского ретейлера IKEA завершится 15 августа. Она точно войдёт в историю российского бизнеса как одна и самых длительных и скандальных. С каким боем россияне пытались купить хоть что-то у компании, сколько она на этом заработала, вернётся ли она в Россию и как её уход повлияет на местный рынок — в материале «Секрета».
Как распродажа стала квестом и мучением для клиентов
IKEA закрыла свои магазины ещё в марте. Поначалу компания заявила, что лишь до лета. Всё это время сотрудникам выплачивали зарплату. Работал при этом только персонал складов и пунктов возврата товаров. Но в середине июня сеть всё же объявила, что окончательно уходит из России, закрывает бизнес, в том числе три мебельные фабрики.
Остатки ассортимента IKEA пообещала выставить на онлайн-распродажу с 1 июля по 31 августа, а до тех пор затариться вещами торговой сети могли лишь сотрудники, которым вскоре предстояло потерять работу.
Но распродажа сразу не задалась. Сначала IKEA перенесла её начало с 1 июля на 5 июля. А затем столкнулась с непредвиденными сложностями: сайт магазина лёг в первые же 15 минут с начала распродажи и был в коматозном состоянии несколько дней. Оформить покупки удавалось единичным счастливчикам.
Тем временем ажиотаж вокруг распродажи только нарастал. Сначала покупателям, которые не могли воспользоваться сайтом, предлагали оформить покупку через онлайн-форму, но приём заказов через неё компания также закрыла в первые же полчаса, чтобы обработать вал заявок.
Затем на сайте организовали электронную очередь, которая могла перенаправить посетителя на сайт в любой момент. При этом время посещения ограничивалось смешными 15 минутами, за которые нужно было успеть выбрать товары и заказать доставку.
20 июля «правило 15 минут» отменили, но электронную очередь оставили. В случае если от посетителя не было активности более 10 минут, его вновь перенаправляли в конец листа ожидания.
Несколько раз по ходу распродажи компания останавливала доставку онлайн-заказов и брала паузы с их оформлением, после которых у неё не сразу получалось возобновить продажи.
Всё это сопровождалось жалобами клиентов: одни не могли оформить заказ, другим не доставляли уже оплаченный товар или не возвращали деньги. Людям приходилось часами «висеть» на горячей линии, спорить с банками и неделями ждать решения проблемы. Опрошенные «Секретом» юристы говорили, что в некоторых случаях клиенты вполне могут засудить IKEA. А в Госдуме даже предлагали оштрафовать компанию за срыв распродажи.
Ситуацией, конечно же, воспользовались мошенники. Они представлялись сотрудниками компании и предлагали помочь с оформлением заказа — а сами брали деньги и исчезали. Одна москвичка потеряла так 62 000 рублей, а другая через фейковый сайт IKEA перевела преступникам 750 000 рублей.
Часами или даже днями сидеть в онлайн-очередях россиян заставило стремление в последний раз прикоснуться к стабильному явлению, которое долго присутствовало в их жизни, объясняла психолог-имиджмейкер Лана Волохова и сравнивала это с «любовью у трапа самолёта».
По оценке бизнес-стратега Виктории Добровольской, на этой любви компания за 1,5 месяца выручила примерно 50 млрд рублей. Купить мебель или другие товары для дома от IKEA можно будет до 20:00 15 августа.
Что будет с активами IKEA в России
Ещё в июне владелец магазинов IKEA Ingka Group заявила, что компания надеется на возвращение в Россию. Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов предположил, что IKEA оставляет дверь для возвращения открытой, сохраняя в стране свои торговые центры «Мега». Но 17 фирменных магазинов IKEA пока будут закрыты. Он же в середине июля говорил, что шведы пока не собираются их продавать.
Кроме торговых точек, у компании остались четыре завода. На один из них, расположенный в Кировской области, местные власти помогают шведам найти покупателей. Другое предприятие — «Икеа Индастри Тихвин» в Ленинградской области — заработает вполсилы 1 сентября. Это необходимо для дальнейшей продажи завода. Его закрытие было бы огромной проблемой для города, говорил мэр Тихвина Александр Лазоревич.
Аналитики оценивают стоимость производственных активов IKEA в 15 млрд рублей, но игроки рынка полагают, что в реальности сумма будет куда скромнее. Интерес к активам IKEA выразили сразу несколько крупных компаний, одна из них — российская мебельная сеть Hoff.
В пресс-службе компании сообщили, что по состоянию на 12 августа переговоров о продаже не было.
Приобретать недвижимые активы покинувшей страну компании — большой риск для любого ретейлера, связанный с наличием разного рода опционов и обязательств. Hoff пока не получал от IKEA конкретных предложений о продаже своих площадей и заводов, но переговоры не исключены.
Что будет с рынком товаров для дома без IKEA
IKEA занимала на своём рынке долю 20% и была мощным каналом сбыта для многих поставщиков — мебельного холдинга «Ангстрем», «АГФ-Групп» (бренд Arua), фабрик «Аскона», фирмы «Шуйские ситцы» и других.
Всего около двух десятков фабрик оказались в кризисе из-за ухода шведского гиганта, некоторые из них вынуждены будут закрыться, полагает основатель интернет-магазина мебели Divan.ru Антон Макаров.
Чтобы избежать этой судьбы, поставщикам приходится искать другие пути к потребителям. Например, продавать товары, которые раньше они делали для IKEA, через маркетплейсы. Так, на сайте «Яндекс.Маркета» на главной странице появился раздел «Товары IKEA». «Секрет фирмы» обратил внимание, что некоторые товары продаются там с огромными наценками.
Также поставщики IKEA начали обращаться в Hoff. «С некоторыми из них мы работали прежде и сейчас продолжаем деловые отношения. С теми, с кем ещё не сотрудничали, планируем выпускать продукцию для своей сети», — отметили в пресс-службе российской сети. Также в компании добавили, что готовы «в случае покупательского ажиотажа» добавлять в свой ассортимент товары из IKEA.
Однако пока локальные ретейлеры не смогли перетянуть на себя спрос, поэтому летом он резко вырос на изготовление и сборку мебели по индивидуальным проектам. Особой популярностью пользуются ателье, которые могут предложить альтернативу шведской сети по адекватным ценам.
Несмотря на простой фабрик IKEA и её поставщиков (а значит, увольнения тысяч людей), чиновники находят и плюсы в уходе иностранного ретейлера. «IKEA, при всех плюсах, "поджала" рынок под себя, и у нас из-за этого сфера производства и торговли мебелью не получила того развития, которое могла бы», — говорил глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский. Он считает, что после ухода IKEA из России местные производители будут развивать свои сбытовые направления и сферу услуг, что может позитивно повлиять на их работу.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Gil Ribeiro, freepik.com/vanitjan