secretmag.ru
Опубликовано 28 июля 2022, 15:34
4 мин.

Россиянам объяснили, можно ли засудить IKEA за проваленную распродажу

Торговая сеть IKEA вновь отказала жителям Москвы в оформлении заказов. До этого компания объявляла о невозможности заказать товары 14 и 22 июля. «Прощальную распродажу» ретейлер объявил ещё 5 июля, и с тех пор от клиентов постоянно поступают жалобы: одни не могут оформить заказ, другим не доставляют уже оплаченный товар или не возвращают деньги. «Секрет фирмы» узнал у юристов, могут ли недовольные покупатели закидать мебельного гиганта исками.

Россиянам объяснили, можно ли засудить IKEA за проваленную распродажу

Отказ в оформлении заказов москвичам IKEA объяснила отсутствием интервалов доставки и самовывоза. Сейчас на сайт можно попасть только в порядке очереди, причём ожидание может занять более часа — в зависимости от количества посетителей.

До этого ретейлер приостанавливал новые продажи 14 и 22 июля. Многие из тех, кому всё же удавалось оформить заказ, начали жаловаться то на задержку с доставкой товара, то на невозможность вернуть деньги. Людям приходится часами «висеть» на горячей линии, спорить с банками и неделями ждать решения проблемы.

Действия IKEA незаконны и нарушают законодательство о защите прав потребителей, сказал «Секрету» член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров. Он отметил, что после продажи товара продавец обязан передать заказ клиенту. Он может сделать это путём доставки по указанному адресу или в точку самовывоза.

«В случае неисполнения договора (купли-продажи) потребитель вправе направить письменное требование продавцу о передаче товара либо о возврате денег. В последующем, если продавец не принял меры, потребитель может обратиться в суд», — объяснил Уваров.

Юрист и специалист по защите прав потребителей Яна Бондаренко уточнила, что по закону IKEA должна отреагировать на письменное требование и передать товар или деньги за него в срок до 10 дней.

«Если после направления претензии от компании нет ответа, не надо ждать его месяцами — бегом к юристу, он подготовит исковые документы и направит их в суд. Если иск касается товара или возврата денег на сумму до 100 000 рублей, то дело рассмотрят в течение 2 месяцев», — сказала Бондаренко.

По её словам, в таких случаях шансы на победу в суде у потребителей немаленькие. В случае успеха им возвращают деньги, а также платят неустойку за нарушение сроков доставки. Вдобавок клиент может взыскать с IKEA штраф за нарушение прав потребителей. Размер компенсации составляет 50% от суммы товара. То есть если заказ был на 80 000 рублей, то дополнительно отсудить можно будет 40 000 рублей.

Дмитрий Уваров напомнил, что при массовых нарушениях прав потребителей пострадавшие могут объединиться и подать коллективный иск. Однако придётся соблюсти ряд условий:

  • истцов должно быть не менее 20;
  • у них должен быть единственный ответчик;
  • предметом спора должны быть общие или же однородные права и законные интересы истцов;
  • в основании прав истцов и обязанностей ответчика должны лежать схожие фактические обстоятельства;
  • все истцы должны использовать одинаковый способ защиты прав.

При коллективном иске шанс на победу в суде у потребителей велик, считает Уваров. Однако Яна Бондаренко советует каждому пострадавшему обращаться в суд по отдельности, потому что в России практиковать коллективные иски начали относительно недавно и этот механизм защиты прав пока «не обкатан».

«Проблема в том, что заявления по коллективному иску от пострадавших потребителей собираются по полгода. За это время IKEA всё закроет и уедет. Все истцы должны действовать скоординированно, но я сомневаюсь, что это возможно конкретно в этой ситуации. Проще каждому подавать иски по отдельности, не ориентируясь на других. Это сэкономит время», — пояснила юрист.

Как уходила IKEA

3 марта IKEA приостановила работу в России. Поводом стали санкции из-за военной операции на Украине и проблемы с логистикой. 15 июня IKEA объявила о полном прекращении работы в России. Официальной причиной ухода в компании назвали «осложнившиеся условия работы в стране». IKEA продаст заводы, закроет офисы и сократит 15 000 человек.

Перед закрытием ретейлер объявил о прощальной распродаже. Сначала к ней допустили только сотрудников: им предложили скидку 15% на все товары и дополнительный дисконт 50–60% на уценённые вещи. Онлайн-распродажа для остальных россиян изначально должна была состояться 5 июля, но в связи со сбоем из-за технических проблем её перенесли. Распродажа также не состоялась и в другие анонсированные компанией даты — 6, 7 и 11 июля.

Позже ретейлер ввёл электронную очередь. Компании пришлось ввести ограничение по времени на покупки, сократив его до 10–15 минут.

За покупку активов IKEA заочно соперничают сразу несколько крупных предприятий, одно из них — российская мебельная сеть Hoff.

Фото: Мобильный репортер / Агентство «Москва»