secretmag.ru
Опубликовано 18 июня 2022, 20:13
2 мин.

Российские чиновники нашли плюсы в уходе IKEA

Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский заявил, что в уходе иностранных компаний с российского рынка есть свои плюсы. Это может помочь в развитии здоровой конкуренции среди отечественного бизнеса. По его словам, нидерландская компания IKEA при всех её плюсах «поджала» под себя рынок и не давала развиваться отечественной сфере производства и торговли мебелью.

Российские чиновники нашли плюсы в уходе IKEA

В интервью РБК Шаскольский заявил, что в уходе зарубежных компаний из России есть и плюсы и минусы. С одной стороны, они добавляли конкуренции рынку, а с другой — создавали риски их монополизации.

«Например, IKEA, при всех плюсах, "поджала" рынок под себя, и у нас из-за этого сфера производства и торговли мебелью не получила того развития, которое могла бы. То есть существуют отдельные хорошие производства, но компетенции для торговли через специализированные торговые центры с набором сопутствующих услуг на уровне IKEA не развиты», — отметил он.

После ухода IKEA из России местные производители будут развивать свои сбытовые направления и сферу услуг, добавил Шаскольский. Это может позитивно повлиять на их работу. Даже для области энергетики или инфраструктурных проектов, где иностранные предприятия были системообразующими, значимых рисков нет, заявил чиновник.

«С точки зрения инфраструктуры, с точки зрения энергетики какое-то укрупнение отдельных игроков возможно. Но на энергетическом рынке действуют достаточно жёсткие правила. <…> То, что эти компании будут занимать доминирующее положение, ещё не значит, что они будут нарушать антимонопольное законодательство», — добавил глава ФАС.

По словам Шаскольского, ФАС часто общается с международными компаниями: часть из них говорят, что продолжают работать и инвестировать, а часть пытается ускоренно продать бизнес, так как беспокоится, что параллельный импорт может отразиться на их доходах. Сейчас крупные компании могут устанавливать монопольные цены как правообладатель или главный дистрибьютор.

«В условном магазине продаётся условный телефон за 10 000 рублей. Его поставляет правообладатель или дистрибьютор, и нет возможности купить дешевле 10 000 рублей. А сейчас, после легализации параллельного импорта, этот телефон смогут привозить разные поставщики — конкуренция усилится, и оригинальный телефон можно купить дешевле. Они не смогут договориться с условным маркетплейсом о том, чтобы продавать этот телефон не меньше чем за 10 000 рублей. Возникает конкуренция, идёт снижение цен», — добавил эксперт.

3 марта IKEA приостановила работу в России. Поводом стали санкции из-за военной операции на Украине и проблемы с логистикой. 15 июня компания окончательно объявила об уходе. Ретейлер закроет магазины-студии и торговые центры IKEA и продаст фабрики в Ленинградской, Кировской и Новгородской областях.

Одним из возможных покупателей бизнеса IKEA выступила в Москве и Петербурге российская мебельная сеть Hoff. Её гендиректор Максим Гришаков заявил, что у компаний было много точек пересечения: регионы присутствия и одни и те же торговые центры. Позже стало известно, что бизнес основанной в Швеции компании готовы выкупить ещё несколько претендентов.

Фото: Unsplash, Unsplash License