secretmag.ru
Опубликовано 16 мая 2023, 14:22
9 мин.

Что такое Wildberries и чем он оскандалился. Объясняем простыми словами

Wildberries (от англ. «дикие ягоды», неофициальное название — «Ягодки») — крупнейший в России интернет-ретейлер, основанный в 2004 году супругами Татьяной и Владиславом Бакальчук. В 2022 году оборот магазина превысил триллион рублей, а владельцы решили зарегистрировать бренд «Ягодки» на фоне разговоров о необходимости русифицировать названия российских фирм. WB известен не только успешной моделью бизнеса, сделавшей Татьяну Бакальчук богатейшей женщиной России, но и скандалами со своими поставщиками, работниками и клиентами.

Что такое Wildberries и чем он оскандалился. Объясняем простыми словами

© Секрет фирмы

Компания существует почти 20 лет на рынке, имеет 27 000 пунктов выдачи заказов по всей стране (11 000 пунктов появились в одном только 2022 году) и торгует всем — от продуктов питания до гаджетов. Штат насчитывает около 47 000 человек.

Компания позиционирует себя как маркетплейс для крупного и частного бизнеса, оказывающий также услуги доставки (в большинстве крупных городов) и организующий пункты самовывоза. Кроме того, в Wildberries первыми на российском рынке ввели услугу примерки, позволяя клиентам заказывать по несколько товаров, а забирать и оплачивать только подошедшее.

Известно, что привлекательные на вид ягоды калины сильно горчат. То же можно сказать о «Ягодках». С виду респектабельная компания не вылезает из резонансных скандалов: доходит до того, что в дело вмешивается прокуратура.

История интернет-магазина Wildberries

Откуда название Wildberries

Название магазина придумала Татьяна Бакальчук. Она с самого начала взяла на себя коммерцию, ассортимент и все переговоры с поставщиками.

Wildberries в нулевые

Компанию Wildberries основали в 2004 году супруги Татьяна и Владислав Бакальчук. Всё начиналось с продажи одежды из немецких каталогов Otto и Quelle. Но руководство с самого начала приняло ряд удачных решений, которые быстро привлекли первых покупателей. Ставку сделали на объём продаж и фиксированную для клиента стоимость доставки и возврата товара. В 2008 году она составила 300 рублей.

С 2010 года Wildberries открыл в Москве и в регионах первые пункты самовывоза с примерочными. В 2012 году компания выходит на рынок Белоруссии, а в 2014 году — Казахстана.

Первый кризис

До 2014 года маркетплейс заключал с поставщиками договоры купли-продажи с отсрочкой платежа. Но у компании было много валютных договоров, из-за резкого подъёма доллара Wildberries стал угрожать кассовый разрыв. Поставщики отмечали задержки платежей.

С тех пор магазин перевёл всех поставщиков на договоры реализации. Раньше Wildberries сам закупал товары у поставщиков и устанавливал, по какой цене продавать. Теперь поставщик регистрировался на платформе и решал, какие товары, по какой цене и с какой скидкой продавать. Другими словами, маркетплейс брал реализацию на себя, взамен получая вознаграждение — проценты от цены продажи. Смена модели помогла выйти на первое место по онлайн-продажам в России.

Первые по продажам

С 2016 года компания держит 1-е место в рейтинге «ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России». В 2020 — заняла 1-е место в рейтинге «10 главных продавцов Рунета». В том же году заняла 9-е место в рейтинге 25 компаний с лучшими карьерными условиями для сотрудниц, благодаря своим программам поддержки и разнообразием внутри команды.

Покорение зарубежья

В конце 2019 года Wildberries решил работать в Европе. И с 2020 года вышел на рынок сначала в Польше, затем в Словакии, Израиле и на Украине.

В 2021 году маркетплейс пришёл в Германию. Для Wildberries эта страна стала десятой. Затем компания вышла на рынки Франции, Италии и Испании, даже в США. В конце года «Ягодки» были в 19 странах, включая Молдову, Литву, Латвию и Эстонию. В 2022 году Wildberries пришёл в Узбекистан.

Маркетплейс выдержал конкуренцию с зарубежными магазинами за счёт работы с поставщиками и отлаженной логистики. Всё изменилось с конца февраля 2022 года. Закрытое авиасообщение с Россией, проблемы с наземной логистикой и оплатой заказов привели к том, что маркетплейсу оказалось проще приостановить деятельность в Европе. 26 апреля 2022 года Польша внесла Татьяну Бакальчук в свой санкционный список. Это означало замораживание всех счетов и активов Wildberries в Польше.

Wildberries сейчас

С 2022 года Wildberries входит в список 30 самых дорогих компаний Рунета. Но в «ТОП-30 российских компаний по репутации» «Ягодки» заняли только 7-е место: ниже «Авито» (6-е место), но выше Сбербанка (8-е место).

В августе 2022 года Wildberries ненадолго русифицировал своё название. Пару дней на главной странице магазина отображалось слово «Ягодки» на фоне ягод: ежевики, малины, клубники и черники. Торговая площадка объяснила метаморфозы рекламной акцией.

Сейчас компания работает в семи странах, это Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения, Израиль, Узбекистан.

Татьяна Бакальчук — богатейшая женщина России

Татьяна Бакальчук выстроила свою компанию как семейную. До 2019 года ей принадлежали 100% акций. Затем она разделила акции и передала 1% активов мужу, Владиславу Бакальчуку.

За 2022 год состояние Бакальчук упало до $4,2 млрд. Но в 2021 году она имела состояние в $13 млрд и занимала 164-е место в списке Forbes и 13-е в рейтинге российских миллиардеров.

Финансовые показатели Wildberries

В допандемийный 2019 год оборот Wildberries составил 223,5 млрд рублей. В 2020 показатель вырос почти вдвое и составил 437,2 млрд рублей. А за 2021 год Wildberries снова удвоил свой оборот до 844 млрд рублей, покупателей к этому моменту было 113 млн человек.

На конец 2022 года на Wildberries захватил почти 23% онлайн-продаж в России. Для сравнения: у Ozon доля около 14%.

По последним данным, в 2022 году через маркетплейс купили порядка 1,9 млрд товаров (на 81% больше, чем годом раньше). Это 1,5 млрд заказов. В том же году оборот компании впервые дошёл до 1,1 трлн рублей. В итоге Wildberries занял вторую строчку в рейтинге 30 самых дорогих компаний Рунета, ненамного уступив «Яндексу».

Феномен Wildberries

Wildberries можно приводить в учебниках бизнеса как пример компании, сумевшей с очень низкой базы за несколько лет развиться в лидера рынка электронной коммерции. В первые годы Татьяна Бакальчук сама занималась развозом товаров, сидя в декрете. На то, чтобы обогнать крупнейших российских игроков и стать русским Amazon, у Wildberries ушло меньше десяти лет.

На успех Wildberries на старте сработало несколько факторов:

  • низкая комиссия;
  • яркий каталог;
  • компания первой на рынке дала клиентам возможность примерки и (до определённого момента) бесплатного отказа от не подошедших товаров;
  • сотрудничество с известными брендами.

Но прежде всего феномен Wildberries тесно связан с личностью Татьяны Бакальчук. Как бы к ней не относились, она проявила себя как талантливая бизнес-леди. Она сумела найти очень удачную нишу, когда на своём опыте поняла, что мамам в декрете трудно выбираться покупать одежду в магазины с ребёнком на руках. Поэтому предложила им удобный способ шопинга с учётом женских страхов и потребностей.

За что ругают Wildberries продавцы?

С 2017 года Wildberries всё чаще конфликтует со своими поставщиками. Тогда компания получила 22 судебных иска, включая один банкротный. Маркетплейс обвиняли в задержке платежей и в «систематическом препятствовании отгрузке товара».

В последние годы поставщики часто жалуются на жёсткие условия скидок. Компания без согласования может назначить их для размещённых товаров. При этом в договоре оферты такие принудительные скидки не прописаны. В 2021 году на распродаже в честь 17-летия Wildberries временно повысил комиссию тем, кто отказался сделать скидку.

Осенью 2022 года маркетплейс втрое увеличил плату за регистрацию и ввёл для новичков невозвратный «гарантийный платёж». А затем потребовал плату с зарегистрированных коммерсантов за доступ к личному кабинету. Всё это объяснили борьбой с мошенниками.

Затем Wildberries ввёл платную приёмку товаров. На этом злоключения продавцов не закончились. Начались проблемы с выводом денег за проданные товары. Кто-то даже ушёл в отрицательный баланс, то есть остался должен маркетплейсу.

Продавцы неоднократно выступали против странных штрафов. В 2022 году сервис оштрафовал поставщиков на сотни тысяч рублей якобы за неправильные габариты товаров. Но когда предприниматели решили писать жалобы в прокуратуру, Wildberries нехотя вышел на связь и даже вернул удержанные деньги.

11 мая Wildberries списал у ряда поставщиков в общей сложности около 2 млрд рублей. Тем самым вогнал продавцов в огромный минус и заблокировал им аккаунты. Оказалось, что бывший сотрудник Wildberries настроил внутренние системы сервиса так, чтобы магазин не получал деньги за рекламу. Но маркетплейс переложил ответственность на самих коммерсантов и потребовал от них возмещения украденных денег.

Скандалы вокруг Wildberries

Разнообразные скандалы сотрясают «Ягодки» давно. За период с 2019 по 2023 годы произошло не меньше десяти громких публичных конфликтов.

Платный возврат и нежеланные покупки

В 2022 году маркетплейс стал рассылать штрафы за возврат, даже если товар был бракованным. Позднее суд признал это незаконным. Тогда же сервис ввёл большую комиссию за возврат товаров, требующих особых условий перевозки. Крупногабаритной бытовой техники, например.

А осенью 2022 года у Wildberries случился крупный сбой: на клиентов автоматически оформили доставку рандомных вещей со всего маркетплейса почти одновременно с введением платного отказа от товара.

Сомнительные истории

Бывали и странные истории, когда у клиентов маркетплейса списывали значительные суммы денег, и продажа рецептурных препаратов (чем в итоге заинтересовалась прокуратура).

Из других сомнительных товаров на маркетплейсе продавали искусственную мочу в саше-пакетиках. Такую продукцию активно используют наркоманы для сдачи чистых анализов. Впрочем, маркетплейс оперативно отреагировал на новость, и лавочку прикрыли.

А в конце апреля 2023 года Wildberries обвинил сразу два пункта выдачи заказов в подмене золотых изделий бижутерией. Владельцы партнёрских точек заодно решили присвоить более тысячи товаров на общую сумму около 1,6 млн рублей.

Кражи, происшествия и контрафакт

В 2022 году компания отрицала, что у них есть контрафакт. Но неладное выявили полицейские, которые провели контрольную закупку на маркетплейсе. Экспертиза выявила подделки.

Нашумела и новость, что в компании борются с воровством среди работников тем, что заставляют сотрудниц склада раздеваться до трусов. Но случаи краж со склада были. Например, в марте сотрудница компании набрала товара на большую сумму и просто ушла.

В 2022 году на склад компании нагрянул спецназ, когда сотрудников Wildberries заподозрили в причастности к экстремизму.

Бунт партнёрских пунктов

Отношения компании с партнёрскими пунктами выдачи были окончательно испорчены в марте 2023 года. Маркетплейс ввёл новую систему штрафов, оспорить которые было нельзя, а ответственность распределялась своеобразно. Бракованный товар мог ходить кругами по разным пунктам, и «штраф влетал всем, кто хоть раз к нему прикасался».

Но когда работники устроили забастовку, в маркетплейсе эти пункты стали блокировать. В итоге гасить конфликт пришлось представителям власти. Компания не сразу, но согласилась смягчить правила. Сейчас сотрудники Wildberries готовят коллективный иск.

Wildberries как мем

Нескончаемые скандалы и нелепые ситуации вокруг маркетплейса исправно становятся пищей для мемов. В том числе мемов, посвящённых безудержным тратам на платформе.

На Wildberries всегда действуют акции, и практически всегда там можно найти товары дешевле, чем где-либо ещё. Может возникнуть боязнь пропустить хорошую возможность купить вещь по действительно бросовой цене. А от боязни рукой подать до мании.

Также много шуток про WB обыгрывают сложности, с которыми сталкиваются поставщики и клиенты ретейлера. Но несмотря на то, что люди порой довольно зло иронизируют на этот счёт, меньше клиентов у маркетплейса не становится.

Кормушка инфоцыган

Последние пару лет инфоцыгане облюбовали тему маркетплейсов. Не обошли вниманием и Wildberries. Их цель — продать надежду, как из нескольких десятков тысяч рублей за пару месяцев (или даже недель) можно сделать миллионы. В отзывах к таким курсам люди жалуются прежде всего на устаревшую и неполную информацию: по их словам, зачастую в открытых источниках можно найти более качественный материал.

В реальной жизни такие «истории успеха» обычно заканчиваются драматически: многие в результате теряют крупные суммы денег.