secretmag.ru
Опубликовано 02 мая 2023, 14:38
12 мин.

«Набираю команду, будем делать кэш». Как инфоцыгане наживаются на мечте россиян срубать бабки на маркетплейсах

«Здесь реально зарабатывать. С нуля, без больших вложений, действуя по понятной инструкции. Ты можешь не быть бизнесменом, можешь не разбираться в рекламе, юридических штуках…» — цитата из рекламы автора одного из курсов по товарному бизнесу на Wildberries. Он предлагает научить, как из нескольких десятков тысяч рублей за пару месяцев (или даже недель) сделать миллионы. Таких продавцов красивой жизни немало. Но точно неплохо заработают на этом обучении только они — их ученики же рискуют остаться без денег или даже в долгах.

«Набираю команду, будем делать кэш». Как инфоцыгане наживаются на мечте россиян срубать бабки на маркетплейсах

Как торгуют мечтой о миллионах на маркетплейсах

Последние пару лет облюбовали тему . Объёмы онлайн-торговли увеличиваются, после начала пандемии клиентами маркетплейсов стали уже больше половины пользователей интернета в России. Растущий рынок и относительно низкий порог входа в него позволяют легко заманивать людей небывалыми перспективами.

«Чтобы заработать, достаточно 2–3 часа в день плотненькой работы и способность повторить подробные инструкции. Место жительства значения не имеет, — продолжает расписывать условия упомянутый выше «коуч» Владимир. — Сколько можно заработать на Wildberries в 2022 году? Не люблю хвастаться. Скажу так: никто не жалуется. На нормальную машину, на которой не стыдно ездить, или хороший ремонт в квартире заработать можно. Хорошая одежда, помощь родителям — само собой».

Фото автора курсов за рулём Lamborghini намекает: нормальная машина может быть и такой.

После просмотра десятков подобных рекламных объявлений в ленте соцсетей и тем более видео в TikTok складывается впечатление: вот же он, лёгкий заработок! Едешь на «Садовод» (огромный вещевой рынок на юго-востоке Москвы), закупаешь партию какой-нибудь китайской ерунды, отвозишь на склад Wildberries, грамотно составляешь карточку товара, ставишь наценку 300–500% — и всё, осталось дождаться денег. Скоро будет такая же пачка в руках, как у блогера-коуча из видео.

Попутно идёт .

Например: «Я прямо представил, как сейчас сморщился твой лоб, потому что зарабатывать на Wildberries не учит сейчас только ленивый, а провалов всё равно много». Но почему провалился твой брат/сват/друг? Потому что «исполнял полнейшую дичь и, видимо, не обращался к нормальному наставнику».

Далее человеку внушают, что для успеха не нужно быть умным. Ведь умные работают за 40 000–50 000 рублей в месяц по найму, а безмозглые, но желающие и готовые делать деньги якобы зарабатывают миллионы.

Почему чаще всего учат работе именно с Wildberries?

«Количество селлеров и пользователей у Wildberries значительно выше, а контроль ниже. Ozon строже следит за документами от продавца, Wildberries куда лояльнее относится к отсутствию каких-либо договоров и сертификатов, хотя ситуация постепенно меняется», — объясняет гендиректор компании «МойСклад» (в том числе занимается аналитикой маркетплейсов) Аскар Рахимбердиев.

По его словам, алгоритмы Ozon проще и интуитивно понятнее для новичка, тогда как на Wildberries проще допустить ошибку по неопытности. «И если данные с Wildberries можно найти, чтобы оценить нишу и обороты других селлеров, то у Ozon все данные закрыты, поэтому проще анализировать и обучать именно на Wildberries», — добавляет он.

«Какие ещё проблемы? Не хватит денег для старта? Если я вам скажу, что девчонки-студентки по моей методике стартовали с 20 000, а то и с 10 000 рублей и выходили на миллионные прибыли, это поможет?», — убеждает другой продавец курсов.

Скрин из соцсетей

Скрин из соцсетей

Подобной рекламы в какой-то момент стало так много, что некоторые стали подтрунивать над конкурентам и даже разоблачать культивируемые ими мифы. Мол, всё не так сказочно, нет волшебной кнопки «бабло» и придётся потрудиться. Но ключевая мысль та же: «через 2–4 месяца или полгода можно купаться в деньгах» и «забыть о каторге, которую ещё почему-то называют работой».

«Набираю команду, будем делать кэш». Как инфоцыгане наживаются на мечте россиян срубать бабки на маркетплейсах

Чаще всего продолжается бесплатным вебинаром и какой-то порцией уроков и инструкций в подарок. Затем же предлагают купить курс или программу стоимостью от 999 до 180 000 рублей.

Кто продаёт подобные курсы

Авторы таких обучающих программ, естественно, позиционируют себя как экспертов по торговле на маркетплейсах. Некоторые настолько увлекаются этим, что, вероятно, даже не замечают, как врут клиентам.

«С Ozon я работаю с самого начала его функционирования», — пишет один из них по имени Анар.

Хотя история компании началась в 1998 году и большую часть времени это был интернет-магазин. О запуске маркетплейса на его базе заговорили только в 2018 году, а смена бизнес-модели компании окончательно произошла лишь к 2020 году. То есть с «самого начала функционирования» молодой человек работать с Ozon никак не мог: судя по фото, в 1998 году он был ещё ребёнком, а ИП открыл в начале 2022 года.

В целом понять действительный уровень компетенции бизнес-тренеров непросто. «Секрет» изучил сайты и соцсети пяти героев таких реклам — и не нашёл там документов, которые подтвердили бы заявленные успехи спикеров.

Более того, никто не упоминает о своих юридических лицах, по которым можно в открытых источниках посмотреть профиль компании и её финансовые результаты. Как правило, инфобизнес оформлен на ИП — и в большинстве случаев вовсе не того человека, который заявлен как автор обучающих программ.

Под видом потенциального клиента корреспондент «Секрета» попросил у всех пятерых через обратную связь прислать данные об их юрлицах или предоставить документы, которые подтвердят опыт успешной работы на маркетплейсах. Трое просьбу проигнорировали. В одном случае продавец лишь дал ссылку на свои карточки на Ozon и Wildberries, где продаются немецкие кухонные принадлежности.

Анализ указанных на сайтах ИП и связанных с ними компаний показал, что лишь в одном случае (с кухонными принадлежностями) за ними стоит более-менее серьёзный бизнес с миллионными оборотами.

Один из перечисленных выше «гуру» по имени Леонид в своих материалах заявляет, что он владелец пяти брендов одежды и фабрики с оборотом более 500 млн рублей в год. Также на его сайте говорится, что он действующий селлер на маркетплейсах с оборотом более 30 млн рублей в месяц. Судя по данным СПАРК, это не так.

Обороты по его ИП составляют 150 000–500 000 рублей в месяц, а единственная действующая компания с в 10 000 рублей зарегистрирована лишь в июле 2022 года.

Оставшийся пятый — Дмитрий — заявил, что сам он на маркетплейсах не торгует, а лишь учит технологиям работы с китайскими поставщиками. Зато экспертами в его программе выступают владельцы компании с выручкой 1,5 млрд рублей в год. По открытым данным, эта фирма в 2021 году выручила 3000 рублей и показала убыток более 2,7 млн рублей. Данных за 2022 год в системе нет.

«Набираю команду, будем делать кэш». Как инфоцыгане наживаются на мечте россиян срубать бабки на маркетплейсах

Выходит, что убедиться в квалификации автора курса не так просто. В то же время есть курсы, хедлайнерами которых выступают люди, очевидно далёкие от бизнеса на маркетплейсах. Например, такие авторские программы запускали видеоблогер Михаил Литвин и инстадива Марина Литвинова.

Не смог пройти мимо хайповой темы и, пожалуй, самый спорный бизнес-тренер в России Аяз Шабутдинов. С лета 2022 года он массированной рекламой в соцсетях продвигает свой курс по выходу на Wildberries вообще без вложений. Основной креатив кампании — «Набираю команду ребят, будем делать кэш» — даже стал мемом.

Есть ли толк от обучения у инфоцыган

На и других материалах о курсах, помимо отзывов (разумеется, положительных), часто можно найти кейсы учеников.

Попадаются драматичные (человек пришёл с долгом в 18 млн рублей и разрушенными надеждами, а ещё во время обучения вышел на доход по продажам на маркетплейсах в 27 млн рублей за 1 месяц, якобы работая с «Садоводом»).

«Набираю команду, будем делать кэш». Как инфоцыгане наживаются на мечте россиян срубать бабки на маркетплейсах

В подтверждение подобных историй часто (хотя далеко не всегда) публикуют скрины из личного кабинета на маркетплейсе с указанием .

Даже если это реальные картинки, нужно понимать, что это не . Обороты могут быть бешеные, а прибыль при этом — отрицательная (то есть человек уходит в минус, работает себе в убыток).

Селлер Антон Поликарпов вспоминает, как потратил на обучение 50 000 рублей — и получил неоднозначный результат. Часть знаний пригодилась, но выбрать товар и зайти с ним на маркетплейс удалось только после личного наставничества опытного профессионала — в этом смысле курсы были бесполезными. В то же время он знает историю человека, который после сомнительного качества обучения попробовал себя в товарном бизнесе и потерял 300 000 рублей.

Судя по негативным отзывам на независимой площадке, некоторые люди относят инфоцыганам едва ли не последние деньги. Например, одна женщина заплатила за обучение две свои пенсии (около 30 000 рублей), но не получила знаний, на которые рассчитывала. Есть истории, когда человек берёт кредит на обучение — и остаётся без знаний и с долгом.

В этих и других отзывах люди жалуются прежде всего на устаревшую и неполную информацию: по их словам, зачастую в открытых источниках можно найти более качественный материал. Проверить подлинность этих историй «Секрету» не удалось: авторы отзывов не ответили на сообщения.

«Ко мне часто приходят на консультации люди, которые взяли кредиты на обучение, — рассказывает менеджер маркетплейсов Виктория Мамулашвили. — Спрашивают, как вернуть вложенные средства, просят по-настоящему разобраться с площадками».

Селлер Александра Коршунова тоже нередко получает от начинающих коллег сообщения типа «Посмотри, почему я ушла в минус?» и «Почему я заработала только 80 рублей с товара, который стоит 1500 рублей?». Она говорит, что знает примеры, когда реально находили крутые товары (даже на «Садоводе») и много зарабатывали. «Но примеров ухода в минус или заработка за месяц 20 000 рублей — в разы больше», — подчёркивает она.

Ольга Сгибнева
директор по инновациям СДЭК

Безусловно, больше всех зарабатывают на этом обучении производители подобного контента: «эксперты», менторы, наставники и консультанты, продающие свой «успешный», по их мнению, опыт и информацию, зачастую доступную в открытых и бесплатных источниках.


В целом опрошенные «Секретом» эксперты рынка электронной коммерции отмечают засилье откровенно бестолковых обучающих программ.

Илья Кретов
директор Tinkoff eCommerce

Мы внимательно изучили множество существующих образовательных курсов. К сожалению, как и с любой хайповой сферой, не всегда они сделаны достаточно качественно. И далеко не всегда задача их создателей — научить студентов обстоятельному подходу к продажам на маркетплейсе именно как к серьёзному бизнесу. Случается, что под видом образовательного продукта продают примитивные шаблоны, которые предлагается слепо копировать.


Более того, некоторые советы инфоцыган могут и вовсе оказаться губительными.

Ирина Максюта
директор Модульбанка по маркетплейсам

Чтобы человек быстро увидел первые продажи, авторы этих курсов предлагают пойти не самыми законными методами: продавать товар без разрешительных документов и даже подделки, занижать размеры товаров, указывать некорректные категории товаров и прочее. Вполне возможно, что вначале маркетплейс пропустит такие нарушения, но в любом случае такие подлоги будут обнаружены и продавца ждёт огромный штраф и блокировка личного кабинета.


Почему зарабатывать не так легко, как рассказывают инфоцыгане

С 2021 года число продавцов на российских маркетплейсах выросло в три раза, подсчитали в Tinkoff eCommerce. В некоторых сегментах ажиотаж особенно сильный. Например, число региональных продавцов автозапчастей на Wildberries выросло в 11 раз, а крупной бытовой техники и сантехники — в 4 раза, добавляет Аскар Рахимбердиев из компании «МойСклад».

Другие выводы из этого исследования Tinkoff:

  • для 80% селлеров-новичков продажи на маркетплейсе — первый опыт в сфере продаж;
  • образовательные курсы по работе на маркетплейсах проходят меньше половины из них.
Илья Кретов
директор Tinkoff eCommerce

У меня для этих новичков плохие новости: время, когда можно было прийти и открыть успешный магазин на Wildberries или Ozon с нулевым бюджетом, прошло. Конкуренция между селлерами растет, и без чёткого понимания внутренних механизмов работы торговых площадок, без владения навыками расчёта юнит-экономики, без инвестиций в рекламное продвижение победить в гонке не выйдет.


Про юнит-экономику говорят и другие собеседники «Секрета». Александра Коршунова отмечает: сделать десятикратную наценку, о которой говорят «гуру» на своих курсах, сейчас уже не получится, ведь для потребителя цена — один из ключевых критериев выбора.

«Конкурентная атака на маркетплейсах сейчас бешеная, в частности из-за того, что блогеры и инфоцыгане продвигают эту тему, — сетует Виктория Мамулашвили. — Поэтому выход на площадку с маленьким бюджетом уже нереален. Вложив 100 000 рублей в товар, приготовьтесь столько же вложить в продвижение. Продажа товаров на маркетплейсах — это такой же бизнес, со всеми его рисками и правилами игры».

С последним тезисом согласен гендиректор операционного партнера маркетплейсов XWAY Антон Ларин. А бизнесу невозможно научиться в теории, считает он.

«Не существует секретной формулы, которая приведёт селлера сразу же к взрывным продажам. Такие истории бывают, но чаще всего это редкость, — рассуждает он. — Запуск магазина на маркетплейсах — это работа, которая сопровождается определёнными рисками, а также требует новых идей и проверок гипотез».

Также он предупреждает: чтобы достичь хороших результатов и не потерять вложенные ресурсы, потребуется команда. Совмещать роли нескольких специалистов — дизайнера, копирайтера, фотографа, маркетолога и курьера — предприниматель может только на старте. По мере роста фокус на операционных процессах будет мешать развитию.

Из этих слов следует, что пройти обучение и в одиночку быстро заработать миллионы — едва ли реально. Что бы ни говорили продавцы мечты с фотографиями из Lamborghini.

Но если это всё тот же самый бизнес, то и винить инфобизнесменов в своих неудачах — довольно инфантильно, считает Аскар Рахимбердиев.

«Конечно, владельцы курсов часто не совсем объективно транслируют реальность, приукрашивают её. Но предприниматель делает выбор сам, сам выбирает товар, сам тратит свои деньги и сам же несёт за это ответственность», — говорит он.

Как не нарваться на проходимцев

Засилье инфоцыган — не повод отказаться от идеи пройти курсы, говорят эксперты. На рынке немало и качественных информационных продуктов. Стоит лишь внимательнее изучить предложение.

«Набираю команду, будем делать кэш». Как инфоцыгане наживаются на мечте россиян срубать бабки на маркетплейсах

Илья Кретов советует обратить внимание минимум на три аспекта:

  • Нереалистичные обещания миллионных прибылей с нулевыми инвестициями — это тревожный сигнал. Ни один преподаватель не может поручиться, что каждый из его студентов точно станет миллионером. Дать инструменты для этого — да. Но гарантии — нет.
  • Насколько регулярно обновляется содержание курсов? Торговые площадки постоянно вводят новшества, которые могут серьёзно повлиять на работу селлеров. Ответственные авторы курсов всегда следят за этим и обновляют контент.
  • Официальный знак качества — хороший аргумент «за». На рынке стали появляться курсы по маркетплейсам, которые одобрены знаком качества от самих площадок. Это значит, что сам маркетплейс контролирует их качество и актуальность.

Также стоит проверить по всем возможным базам и источникам, на самом ли деле спикер — тот специалист, за которого себя выдаёт. Может ли он подтвердить заявленные регалии документально?

Если вы вбиваете имя и фамилию человека в поисковик и в конце первой же страницы видите плашку с текстом: «Некоторые ссылки отсутствуют в результатах поиска в силу требований применимого законодательства» — это красный флажок. Это значит, человек воспользовался . Проще говоря, попросил поисковики удалить негативную информацию о себе. Велика вероятность, что это были отзывы раздосадованных учеников.

«Здесь реально зарабатывать. Но нужны вложения. Инструкции не помогут, нужно тестировать гипотезы, брать на себя риск. Нужно быть бизнесменом, разбираться в рекламе, юридических штуках и много чём ещё», — так выглядела бы реклама из начала текста, если бы она была правдивой.

Но у инфоцыган нет задачи быть честными и полезными. Всё, что они хотят, — заработать на наивности других. И пока, увы, им это удаётся.

Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Larry George II, Annie Spratt, Tachina Lee