За что ненавидят Wildberries: 10 трешовых примеров
14 марта по стране прокатились забастовки владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries. Они недовольны новыми грабительскими и несправедливыми, по их мнению, штрафами. Возможно, многих это удивило: всё же крупная и с виду респектабельная компания — почти 20 лет на рынке, открыла уже 27 000 ПВЗ по всей стране, постоянно растёт (11 000 пунктов появились в 2022 году). Но при этом компания постоянно натыкается на резонансные скандалы — в дело вмешивается даже прокуратура. «Секрет» вспомнил самые громкие истории вокруг Wildberries за последние 4 года.
В чём суть конфликта Wildberries с собственниками ПВЗ
3 марта для владельцев ПВЗ в компании ввели новое правило: теперь они оплачивают 100 % стоимости вещи, если покупатель вернул её как бракованную или подменил на другую. Также маркетплейс штрафует ПВЗ, если клиенту пришёл не тот товар (например, другого цвета). Эти штрафы оспорить нельзя.
Уже 9 марта партнёры почувствовали это на своём кошельке: многие получили меньше положенного или и вовсе остались должны маркетплейсу. С некоторых ПВЗ «Ягодки» якобы потребовали до полумиллиона рублей.
Сотрудники пунктов взбунтовались и 14 марта устроили забастовку. Многие просто не стали открывать свои точки, поэтому некоторые клиенты магазина не смогли получить свои заказы. Пара десятков партнёров Wildberries даже пришла в центральный офис компании, чтобы выразить своё недовольство.
15 марта забастовка продолжилась во многих городах России. На работу не вышли уже более 6000 менеджеров. В маркетплейсе заявили, что протестующие раздувают из мухи слона, и начали блокировать ПВЗ партнёров-бунтовщиков. Договоры с ними разрывают на основании того, что предприниматели нарушили новый пункт с запретом на публичную критику Wildberries.
Wildberries снизил зарплаты и спровоцировал забастовки
Это уже не первая массовая забастовка сотрудников ПВЗ маркетплейса. В 2021 году поводом для акции протеста стали новые правила оплаты труда. В результате заработок партнёров упал на 10 000–40 000 рублей в месяц.
Тогда в компании стала действовать новая система мотивации оплаты труда — за скорость обработки товара. Но большинство условий, по словам сотрудников, оказались невыполнимыми из-за загруженности складов и большого потока клиентов. Многие работали по 16 часов в сутки, а надбавки так и не увидели.
Руководство компании тогда говорило, что возмущались всего 10 % сотрудников, а в целом оплату повысили на 5–10 %.
Wildberries объявил скидки за счёт продавцов
Поставщики тоже часто жалуются на политику компании. Например, на то, что она выставляет скидки на их товары без согласования. В частности, так было в ноябре 2020 года, когда многие бизнесмены неожиданно увидели на карточках своих товаров отметку «скидка 25 %».
Позже в сети появились скриншоты из чата поддержки с Wildberries. В них один из продавцов жаловался, что такая акция нанесёт ему серьёзный убыток. Ему ответили, что это, наоборот, здорово и повысит продажи. Скидку удалить не разрешили, цена стала прежней только после завершения акции.
В договоре оферты Wildberries ничего о принудительных скидках не было, поэтому, когда продавец обратился в поддержку с тем, чтобы ему показали пункты, в которых есть информация об акциях, то его якобы проигнорировали.
Год спустя история повторилась. В честь 17-го дня рождения в Wildberries запланировали распродажу и предложили продавцам сделать скидки от 5 до 20%. Но не все прониклись праздником, в результате чего получили повышенную комиссию от маркетплейса.
Wildberries по ошибке накинул штрафы продавцам
В декабре 2022 года продавцам прилетели штрафы на сотни тысяч рублей от маркетплейса за якобы неправильные габариты товара. Поставщики ломанулись в поддержку, но результатов это не принесло. Пострадавшие создали чат, где набралось около 600 человек, которых тоже так «кинули». Предприниматели намеревались написать жалобы в прокуратуру.
Wildberries в итоге всё же вышел на связь. Всю вину компания скинула на ошибку в программе — компьютер что-то не так рассчитал. Маркетплейс пообещал вернуть партнёрам несправедливо удержанные деньги.
Wildberries и массовое увольнение айтишников
Переходим к скандалам с работниками. В 2020 году IT-специалисты Wildberries пожаловались на массовые увольнения. Точнее, на то, как это происходит. Айтишники утверждали, что их вынуждали подписывать заявления «по собственному желанию». Эта формулировка подразумевает, что компании не нужно выплачивать компенсации за увольнение.
Кроме того, по словам бывших сотрудников, компания никогда не делилась с ними своими планами и стратегиями. Поэтому до конца никто не понимал, что всё это значит и к чему приведёт. В Wildberries подтвердили только закрытие проектов, но не массовые увольнения.
Дагестанца не взяли на работу в Wildberries из-за национальности
Другой свежий скандал: в начале марта стало известно, что уроженцу Дагестана отказали в трудоустройстве в Wildberries из-за внутреннего устава компании. Правила якобы запрещают принимать на работу дагестанцев и чеченцев, сообщил охранник соискателю после того, как тому отказали в кадровом отделе.
Мужчина связался с юристом, и тот посоветовал ему заснять всё на видео. Охранник не дал этого сделать, повторив, что мужчина кавказской национальности ничего не добьётся, ведь таков устав.
Маркетплейс ответил заявлением, что видео подставное, а устав этот выдуманный. Ведь филиалы Wildberries есть и на Кавказе, а там работают местные жители.
Комиссия при оплате картами Visa и Mastercard на Wildberries
Неприятные истории с покупателями происходили не реже. Например, в августе 2021 года Wildberries ввёл комиссию в 2 % на оплату товара с международных платёжных систем — Visa, Mastercard и других. Покупатели возмутились, однако маркетплейс отметил, что если оплачивать покупку с помощью российской платёжной системы «Мир» или использовать систему быстрых платежей и SberPay, то комиссии не будет.
Поведением Wildberries обеспокоились и в компании Visa. Их возмутило, что сумма, которую нужно доплатить, появляется уже после оплаты товара. В Visa сообщили, что такое поведение компании негативно сказывается и на покупателях, и на бизнесе американской компании. А Mastercard обвинил маркетплейс в дискриминации держателей карт.
В ответ Wildberries заявил, что комиссия была всегда, просто она не отображалась так открыто. По мнению маркетплейса, тарифы карт Visa и Mastercard выше, чем у аналогов, поэтому никакой дискриминации здесь нет.
Штрафы за возврат товара
В 2022 году россияне начали получать штрафы от маркетплейса за возврат товара. В апреле многим покупателям пришло уведомление, что стоимость возврата за каждый товар составит 100 рублей. Появились сообщения, что Wildberries списывает деньги, даже если товар оказался бракованным.
Маркетплейс заявил, что такие меры помогут россиянам более осознанно совершать покупки. А 100 рублей — это символическая сумма, которая покроет услуги доставки. Кстати, она может быть и выше. Это зависит от общего процента выкупа всех заказанных товаров на площадке.
Жалобы на Wildberries за доставку левых товаров
Осенью 2022 года в приложении Wildberries случился крупный сбой. По словам клиентов, им автоматически оформили доставку товаров из их же корзины, а некоторым — абсолютно рандомных вещей со всего маркетплейса. Кому-то прислали 200 позиций одного и того же товара. Всё бы ничего, но, как мы знаем, Wildberries ввёл платный отказ от товара.
В поддержке подтвердили, что был сбой. Однако за возврат людям всё же пришлось платить, а потом оформлять заявку на возврат денег.
Продажа рецептурных препаратов на Wildberries и проверка прокуратуры
В 2022 году прокуратура заинтересовалась тем, что на маркетплейсе обнаружены рецептурные препараты от коронавируса, которые может заказать любой желающий.
В прокуратуру обратился правозащитник, после того как нашёл на Wildberries таблетки от коронавируса, которые продавались с заклеенным названием и кодом для проверки. Все опасения подтвердились: это было рецептурное средство, у которого продавец изменил упаковку, а после выставил на продажу.
Мало того, что продавец просочился через систему фильтрации маркетплейса, так ещё и подвергал большой опасности покупателей. А ещё нарушил четыре административные статьи: продажа рецептурного препарата без рецепта; сокрытие его названия; сокрытие его идентификатора; внесение в систему мониторинга лекарств ложных данных.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik, Subbotina, KIRILL KUDRYAVTSEV, KIRILL KUDRYAVTSEV