Запретить нельзя урегулировать. Как российские власти собрались вывести крипторынок из тени
Споры о крипте
В январе 2022 года Центробанк предложил полностью запретить оборот, майнинг и обмен криптовалют в России и ввести штрафы за их использование. Свою жёсткую позицию регулятор обосновал беспокойством о безопасности российских инвесторов. По мнению ЦБ, люди рискуют потерять свои вложения из-за высокой волатильности цифровых активов.
Кроме того, в майнинге усмотрели угрозу для энергетической инфраструктуры, а в покупке криптовалют — риски оттока денег из российской экономики и падения фондового рынка.
Заявление стало серьёзным звоночком для криптоиндустрии, но неожиданно встретило сопротивление в правительстве. Минфин, Минэкономразвития и Минцифры выступили против запрета криптовалют и майнинга, считая разумным двигаться к регулированию и налогообложению этой высокодоходной и высокотехнологичной отрасли.
В Минэке даже предположили, что майнинг и криптовалюты можно легализовать и внедрить в регионах с профицитом электроэнергии. А в Минцифры предупредили, что отказ от операций с цифровыми активами отбросит российскую IT-отрасль назад и сделает её неконкурентоспособной на стремительно развивающемся в сторону цифры рынке.
Не пришёл в восторг от идеи запрета крипты и Владимир Путин. Президент заявил, что понимает позицию регулятора, но попросил правительство и ЦБ прийти к единому мнению по этому вопросу, чтобы не терять конкурентные преимущества перед другими странами.
В итоге Минфин подготовил свою концепцию регулирования и в начале февраля направил её на рассмотрение в кабинет министров. 8 февраля стало известно, что правительство утвердило эту концепцию, а вместе с ней определило и будущее цифровых валют в России.
До 18 февраля ведомство должно подготовить на основе этой концепции законопроект и внести на рассмотрение в Госдуму.
Основные положения
Как пояснил руководитель практики финтех и крипто юридической фирмы DRC Михаил Быстров, для криптоиндустрии появление такого закона означает появление долгожданного регулирования, а не запретов. Концепция, по его словам, содержит массу интересных новелл.
Основная цель Минфина — включение оборота криптовалют в финансовую систему страны. Это означает контроль за денежными потоками и прозрачное налогообложение криптоактивов. Коины стали популярны из-за своей анонимности и неотслеживаемости, но именно с этим и намерены бороться регуляторы путём нескольких коренных изменений.
В первую очередь, для всех участников профессионального рынка предусмотрены жёсткие обязательства с акцентом на защиту прав рядовых инвесторов:
-
Криптовалютные площадки будут регистрироваться в специальном реестре и должны иметь финансовые подушки безопасности по ликвидности и достаточности капитала.
-
Участников рынка обяжут информировать граждан о повышенных рисках, связанных с цифровыми валютами.
-
Организации, предоставляющие услуги по покупке, продаже и обмену криптовалют, будут обязаны отслеживать все сделки и транзакции. Для этого с вероятностью будут использовать отечественный сервис «Прозрачный блокчейн» от Росфинмониторинга: на криптовалютную отрасль планируют распространить требование использовать российский софт.
Это позволит проследить цепочки перемещения криптовалют и определить кошельки, связанные с финансированием противоправной деятельности и терроризма, а также провайдеров финансовых услуг, способствующих отмыванию преступных средств. Любая информация о сделках с криптовалютами, согласно законопроекту, должна храниться в информационной системе оператора минимум 5 лет.
Основным отличием концепции регулирования цифровых валют от предыдущей версии «Закона о цифровых активах» (закон, определяющий статус цифровых активов как имущества. — Прим. ред.) является введения ряда новых понятий в российском праве.
Одно из них — это «оператор системы обмена цифровых валют». Он обладает признаками кредитной организации: наличие универсальной банковской лицензии, информационной системы и программного обеспечения для мониторинга криптовалютных транзакций, членство в создаваемом Реестре операторов.
Полагаю, что именно членство в Реестре операторов системы обмена цифровых валют будет тем самым рычагом, при помощи которого до рынка будут допускаться или не допускаться те или иные криптобиржи.
В концепции также появляется такой термин, как «оператор обмена цифровых валют». По аналогии с фиатными валютами — это пользовательские «обменники», для которых не требуется большой уставный капитал, но тем не менее есть ряд признаков, требуемых для признания обменника таковым.
Туда входят и уставный капитал (размер которого не уточняется), и программное обеспечение для сделок с криптовалютой, и регистрация в в Реестре операторов обмена цифровых валют с указанием вида оператора обмена цифровых валют.
Юрист отметил, что, согласно концепции, операторами системы обмена цифровых валют и операторами обмена цифровых валют могут быть только российские организации, отвечающие требованиям закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем…». Это значит, что такие организации будут обязаны убедиться в легальности каждой сделки на их площадке, а в случае «подозрительности» — приостановить её.
Иностранные же криптобиржи на российский рынок будут допускаться только при условии «приземления» — регистрации представительства на территории РФ и технической интеграции с российскими системами обмена цифровых валют. Такие биржи не смогут выводить денежные средства на электронные счета, зарегистрированные за пределами системы обмена цифровых валют. Это также означает, что до работы в России не допустят иностранные биржи, зарегистрированные в офшорных зонах.
По замыслу Минфина, реализация этой концепции позволит сформировать нормативную правовую базу для цифровых валют и вывести эту индустрию из тени. Таким образом, россияне получат возможность спокойно платить налоги с криптовалютного дохода, а обменники — вести легальную предпринимательскую деятельность.
По прогнозам ведомства, объём налоговых отчислений от операций с криптовалютами может достичь 1 трлн рублей. Сейчас, по оценкам Минфина, россияне владеют более 12 миллионами криптовалютных кошельков, а объём средств на них составляет порядка 2 трлн рублей. Другие экспертные оценки считают, что объём российского рынка криптовалют превышает 16 трлн рублей.
А что с пользователями?
Для рядовых пользователей, желавших легализовать свои средства, предусмотрен механизм взаимодействия с обменниками, биржами и банками. Самих инвесторов в криптовалюты концепция предлагает разделить на квалифицированных и неквалифицированных. Пока деталей о том, чем они будут отличаться, немного, но, скорее всего, основное отличие будет лежать в объёме средств, которые такие пользователи будут иметь право инвестировать в цифровые активы.
При этом участники операций на российских площадках будут обязаны пройти идентификацию и указать персональные данные, включая номер телефона, данные банковского счёта и карты, номера документов, удостоверяющих личность, и даже фотографию. Никакой анонимности, пояснил юрист Антон Палюлин.
На таких инвесторов, которых концепция называет клиентами систем обмена криптовалют, в полной мере распространяются требования ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма). Их операции могут быть заблокированы, счета — заморожены, оператор будет иметь право отказать в открытии электронного счёта и будет обязан сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных сделках.
При этом, согласно действующему законодательству, пользователю о таких действиях финансовая организация сообщать не вправе.
Сохраняющиеся требования ПОД/ФТ (противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма) ожидаемы, однако уничтожают на корню всю идею сделок с применением криптовалют. На мой взгляд, золотая середина между интересами государства и пользователей кроется в том, чтобы при сохранении требований ПОД/ФТ пользователи освобождались от налоговых последствий совершаемых сделок, с потерей права ссылаться на платёж как на юридический факт.
Юрист пояснил, что для оценки работоспособности Концепции важно понимать исходную идею криптовалюты и способ её применения. Изначально она создавалась для проведения умных контрактов, исполняемых автоматически, при зачислении денежных средств на счёт.
Технология блокчейн позволяла сохранять все записи о таких операциях неизменными и автоматически верифицируемыми. Для обычных фиатных валют такая опция есть в ряде случаев расчётами по аккредитиву и автоматически исполняемыми сделками с деривативами (покупка ценных бумаг по ранее оговоренной цене). Попытки же дополнительно регулировать сделки на блокчейне с помощью нормативных инструментов в ряде случаев могут выглядеть избыточными, отметил эксперт.
Автоматически исполняемая сделка не требует судебной защиты, поскольку полностью защищена от человеческой ошибки и произвольных факторов. С другой стороны, налоги, которые платят граждане со своих доходов и с имущества, частично призваны компенсировать расходы по исполнению государством функции обеспечения законности при регистрации сделок с недвижимостью и деятельности налоговых органов.
Смарт-контракты с применением цифровых валют рано или поздно сделают споры о порядке регистрации недвижимости историей. Удерживаемая комиссия (которая всегда была на криптобиржах) сможет отлично заменить сложные налоговые декларации и деятельность налоговых инспекторов и, более того, реализовать проект премьер-министра Михаила Мишустина о введении единого оборотного налога, который позволит не только сократить штат чиновников от ФНС, но и вывести огромные капиталы из тени.
В целом такой вариант регулирования хотя и устанавливает жёсткие требования к участникам криптовалютного рынка, но всё же предпочтительнее полного запрета оборота криптовалют, на котором настаивает Центробанк.
Однако это лишь один из шагов, которые помогут навести порядок в этой отрасли.
Несмотря на позитивные моменты, есть и «ложка дёгтя». Ожидалось, что Концепция будет всеобъемлющей по отношению ко всем аспектам криптоиндустрии. Однако в ней нет ни слова о деятельности майнеров; необходимости чёткого разделения криптоактивов по их целевому предназначению; по-прежнему не адресован важный вопрос взаимодействия с ФНС и подачи отчётности.
Следует помнить, что Концепция — это больше наброски к регулированию, а не само регулирование. Теперь мы ждём 18 февраля, когда Минфин и ЦБ должны представить соответствующие конкретные предложения. Тогда мы и узнаем, насколько продуманными и сбалансированными в триаде государство — бизнес — человек они будут.
Пока, судя по риторике Кремля, отказываться от дополнительных доходов от майнинга власти не намерены, но как подступиться к этой отрасли — вопрос открытый.
С одной стороны, увлечение майнингом на фоне взрывного роста цены биткоина приводит к повышению нагрузки на электросети и росту числа краж электроэнергии для подпольной добычи цифровых монет.
С другой — в России много областей, где дешёвая электроэнергия сочетается с низким её потреблением, и там профицит можно было бы направить на эту высокодоходную отрасль. Это позволило бы стране стать новым центром майнинга.
Но для того чтобы российские майнеры действовали в правовом поле, нужно не только регулирование, позволяющее признать их легальными предпринимателями, но и техническое решение по отслеживанию подобного бизнеса.
А пока в Госдуме звучат в основном призывы отключать им электричество, что выводу майнинга из тени никак не способствует.