От студенческого проекта — к славе, грязным скандалам и метавселенной. Через что прошёл Facebook за свои 18 лет
Изобретатель из общаги
- _Годы: 2004–2005. _
- _Аудитория Facebook: от нескольких человек, включая Марка Цукерберга, до студентов всех вузов США. _
- Состояние Цукерберга: стипендия и ноутбук, затем первые $30 млн инвестиций.
В далёком 2004 году 20-летний студент факультета психологии Гарвардского университета Марк Цукерберг готовился пойти по стопам матери Карен, работавшей психиатром. В то время Марк мало чем отличался от обычных парней его возраста. За исключением того, что у него было довольно оригинальное для студента-гуманитария хобби — он увлекался программированием. Вместе с соседями по комнате в общежитии Цукерберг решил запустить свой сайт, доступный только для студентов Гарварда. Он назывался Thefacebook.сom.
Тогда вряд ли кто-то поверил бы, что через каких-то 10–15 лет этот скромный студенческий портал станет одной из крупнейших корпораций на планете, а её основатель войдёт в пятёрку самых богатых людей мира. Но то, что с самого начала проект стал пользоваться успехом, никто не отрицал. За первые сутки на портале зарегистрировались более 1000 человек. Спустя месяц сайтом уже пользовалась половина студентов университета.
Дизайн проекта был довольно минимилистичен — спокойные, не бросающиеся в глаза бело-синие тона, простой интерфейс, где был доступен поиск, FAQ и, конечно, сами странички пользователей. Уже тогда в социальной сети можно было создавать группы и общаться.
Сервис быстро набирал популярность, и скоро о нем узнали также студенты Массачусетского технологического института, а потом учащиеся и из других вузов. Это вдохновило Цукерберга и его студенческую команду на новые свершения. Но развивать сервис без серьёзных инвестиций было нельзя, это понимали все. Поэтому Цукерберг решил открыть компанию и попытать счастья с привлечением капитала.
Он бросил университет и переехал в Пало-Альто — центр Кремниевой долины. В этом небольшом провинциальном городке большие деньги сыпались на молодых изобретателей как снег на голову. Венчурные капиталисты всех мастей готовы были буквально набить карманы любого начинающего гения пачками долларов. А надевший строгий костюм бывший студент обладал не только перспективной идеей, но и умением убедить кого угодно в своей правоте. Первых инвестиций долго ждать не пришлось. В 2004 году основатель PayPal Питер Тиль вложил в проект Цукерберга полмиллиона долларов.
Этого хватило, чтобы компания начала стремительно развиваться. В 2005 году социальной сетью пользовались студенты более 2000 университетов и 25 000 школ не только из США, но и из Канады, Великобритании, Австралии и некоторых других англоязычных стран, отмечал директор по потребительскому маркетингу Facebook Майк Хоффлингер в своей книге «Становление Facebook». Доступ к Facebook получили также работники ведущих технологических корпораций — Microsoft и Apple. Число зарегистрированных пользователей стремительно росло, в конце года их было уже около 6 млн. А инвестиции в сервис достигли $30 млн.
Цукерберга считали молодым гением, однако, как позже выяснилось, оригинальной его идея не была.
Ещё в 2003 году его в качестве программиста наняли старшие товарищи по Гарварду братья-близнецы Тайлер и Кэмерон Уинклвоссы. Идею социальной сети для студентов престижных учебных заведений они и сокурсник Дивья Нарендра вынашивали с 2002 года, но техническая часть проекта буксовала. Цукерберг взялся дорабатывать код соцсети HarvardConnection (позже она запустилась как ConnectU), но вскоре перестал выходить на связь со своими работодателями — вместе с друзьями он втихую работал над собственным проектом.
Когда близнецы узнали о запуске Thefacebook.com, они обвинили Марка в краже интеллектуальной собственности и пошли в суд. Цукерберг отрицал, что что-либо позаимствовал у Уинклвоссов, а общественность считала близнецов патентными троллями, наехавшими на ботаника. Долгая тяжба закончилась мировым соглашением в 2008 году: Цукерберг выплатил отступные в $65 млн, из которых $45 млн — акциями Facebook. Братья распорядились этими деньгами с умом, вложив в биткоины и различные стартапы, и впоследствии стали первыми криптовалютными миллиардерами мира.
Позже Цукерберга ещё не раз уличали в неоригинальности. В 2012 году бывший студент Гарварда Аарон Гринспен, учившийся на предпоследнем курсе в то время, когда Цукерберг был второкурсником, обвинил миллиардера в копировании идеи социальной сети с его разработки — сайта Housesystem. Доказательством стала переписка с Цукербергом за 2004 год, где Марк называет Facebook «переработанной версией Housesystem». Однако основатель Facebook настаивал, что не украл, а творчески переработал эту идею.
Первые миллиарды
- _Год: 2006–2010. _
- _Аудитория Facebook: от 20 млн в 2006 году до 250 млн в 2009 году. _
- Состояние Цукерберга: получил первый миллиард в 2007 году, а в 2010 году его состояние возросло до $6,9 млрд.
В 2006-м Facebook достиг серьёзных успехов. Сервис быстро масштабировался, превращаясь из нишевого проекта в полноценную социальную сеть. Доступ к ней получили все пользователи интернета старше 13 лет. Для регистрации достаточно было ввести адрес электронной почты.
Сайт поменял дизайн, став более удобным. В профиле пользователей информация начала делиться на блоки. Появилась стена с новостями, уже напоминающая современную.
Уже через год Facebook привлёк огромные на тот момент инвестиции. В 2007 году Microsoft купил 1,6% акций компании за $240 млн. Таким образом, Facebook оценили в астрономические, как тогда казалось, $15 млрд. А 23-летний Цукерберг стал самым молодым миллиардером в истории. Как показали последующие годы, это было только начало.
В 2008 году Facebook вышел на международную арену и стал захватывать мир. Сайт перевели на 20 языков, в том числе на русский. Головной офис компании переехал в Дублин.
Ирландия в силу мягкой налоговой политики считалась одной из лучших стран для создания крупных холдингов. У этого решения оказались далеко идущие последствия: в 2020 году Facebook обвинили в неуплате $9 млрд налогов Штатам. Из-за этого компания была вынуждена закрыть три офиса в Дублине.
Но в 2008 году до первых скандалов Facebook было ещё далеко. У только что появившейся компании была безупречная репутация, а Цукерберг в этот период считался самим воплощением американской мечты — трудолюбивым студентом с навыками программиста, сумевшим с нуля за короткий срок добиться буквально всего.
Через год число пользователей социальной сети достигло четверти миллиарда, и Facebook отчитался о первой прибыли — $700 млн. Это событие имело важное значение для Цукерберга — его компания показала, что может развиваться самостоятельно, без денег инвесторов.
Амбиции вчерашнего студента между тем не утихали: ему было недостаточно миллионов, он хотел войти в историю и изменить интернет. В 2010 году стало ясно, что Facebook под силу совершить такую революцию. Корпорация заняла третье место среди крупнейших интернет-компаний США после Google и Amazon.
А в конце года революция и правда произошла, но вряд ли так, как представлял себе это Цукерберг. В Северной Африке и на Ближнем Востоке, в Тунисе, Алжире, Ливии, Иордании, полыхнула «арабская весна» — серия государственных переворотов. С помощью Facebook оппозиционно настроенные молодые люди объединялись в группы, где договаривались об организации митингов. Властям приходилось отключать интернет, чтобы затормозить протест. Стало ясно: Facebook начал приобретать огромную мощь.
Разрушающиеся надежды
- Год: 2011–2014.
- Аудитория Facebook: от 700 млн в 2011 году до 1,7 млрд в 2014 году.
- Состояние Цукерберга: выросло с $17,5 млрд в 2011 году до $28,5 млрд в 2014 году.
Особенностью Марка Цукерберга, выделяющей его на фоне безликой армии миллиардеров, всегда была открытость ко всему новому. Он не боялся экспериментов. Иначе не могло и быть, ведь именно таким экспериментом с самого начала и был Facebook.
В 2011 году, когда репутация компании упрочилась, как и её финансовые показатели, Цукерберг решился попробовать внедрить новые сервисы. Facebook запустил собственный видеочат на базе приложения для звонков Skype. С этого момента в социальной сети стало можно звонить друзьям, для чего было достаточно скачать специальный плагин. Новая функция стала поводом для множества мемов, начинавшихся с фразы «Цукерберг позвонит…».
Однако на этом глава Facebook не остановился. В том же 2011 году он объявил о создании нового интерфейса профиля — Timeline. Он расширял возможности пользователей социальной сети: они могли выкладывать информацию о событиях, произошедших до их регистрации в Facebook. На одной странице можно было разместить все посты и интересные фотографии.
Facebook становился всё популярнее, социальной сетью уже пользовались в самых отдалённых уголках планеты — от ЮАР до Уругвая, от Кении до Новой Зеландии. К тому времени у социальной сети был уже 1 млрд пользователей, и эти цифры потрясали многих. Популярность истории Цукерберга была так велика, что режиссёр Дэвид Финчер решил снять о нём фильм — «Социальная сеть». В нём говорится: «Facebook как мода, он никогда не закончится». В эти слова, кажется, в то время поверили многие — не только сам Цукерберг.
И как бы в подтверждение этих слов в 2012 году бизнесмен объявил о покупке приложения Instagram. Сумма сделки — $1 млрд долларов. С этого момента Facebook перестал быть одной лишь социальной сетью, превратившись в крупный холдинг с диверсифицированными активами.
Укрепившись, компания решила провести IPO. Акции во время размещения стоили по $38 за штуку. Однако холодным душем для всех инвесторов стало их стремительное падение всего 3 дня спустя — стоимость актива обвалилась на 18%.
Ни одна из крупных компаний в США с 2007 года, сумевших привлечь в ходе IPO более 1 млрд долларов (а Facebook привлёк 16 млрд долларов), не дешевела в первые 3 дня так же стремительно, как «корпорация Цукерберга». Тогда это казалось полным провалом, но спустя 9 лет, в 2021 году, стало ясно: стратегически решение выйти на биржу было верным. С момента IPO акции Facebook подорожали на 900%.
Цукерберг не был бы миллиардером, если бы одна неудача, пусть даже казавшаяся катастрофической, могла подорвать его веру в себя. В 2014 году он решился на ещё одну крупную сделку. На этот раз Facebook приобрёл мессенджер WhatsApp за $19 млрд. Сумма покупки казалась тогда невероятной. Многие пользователи Twitter предположили, что произошла ошибка, а в действительности сервис купили за 1,9 млрд.
Однако никакой ошибки не было. Цукерберг просто решил выйти на рынок мобильных приложений. И сделать это более убедительно он вряд ли сумел бы. Число пользователей WhatsApp в то время приближалось к 1 млрд, при этом проект был безубыточным.
У сделки была и ещё одна менее очевидная подоплёка. WhatsApp, стремительно отвоёвывающий часть рынка у сотовых операторов, в будущем мог с такой же лёгкостью отобрать аудиторию и у социальных сетей. Развиваясь самостоятельно, он способен был превратиться в социальную сеть будущего — с расширенным функционалом в виде звонков. Цукерберг с его имперскими амбициями никак не мог этого допустить.
Эпоха скандалов
- _Год: 2017–2019. _
- _Аудитория Facebook: от 2 млрд в 2017 году до 2,45 млрд в 2019 году. _
- Состояние Цукерберга: от $56 млрд в январе 2017 года до $79,4 млрд в 2019-м.
За годы, что основатель Facebook провёл в лучах славы, его в чём только не уличали: от слежки за своими пользователями до внечеловеческого происхождения. Но если подозрения в том, что Цукерберг — рептилоид, выглядят скорее бездоказательными, то по ряду других пунктов обвинения всё гораздо сложнее.
«Расправа» с возможными конкурентами позволяла Цукербергу до поры до времени пожинать плоды. Facebook в 2017 году устроился на пьедестале в качестве самой популярной социальной сети в мире. Размер её ежемесячной аудитории неуклонно рос, достигнув 1,968 млрд человек. Казалось, нет даже повода для каких-то сомнений в том, что что-то может пойти не так.
Марк Цукерберг уверенно закреплял успех, его соцсеть штамповала новые обновления одно за другим, как детали на заводе. Facebook вначале создал специальные карты, помогающие в случае ЧП — к примеру, какого-то стихийного бедствия — обнаружить местоположение без вести пропавшего. Затем для пользователей внедрили новую опцию — возможность прикреплять к комментариям Gif-анимацию — симпатичных кошечек и собачек, мило двигающихся на картинках.
Однако никакие проекты в угоду публике не уберегли молодого бизнесмена от череды громких скандалов. В 2018 году его обвинили в публикации заказных постов. Многие из них относились ещё к периоду президентской гонки в США 2016 года. Журналисты обратили внимание, что в это время в лентах пользователей появилось много постов, настойчиво рекомендующих голосовать за Трампа. Последующие расследования выявили даже якобы «российский след», стоящий за этой кампанией.
Это было только начало. Дальше случился громкий скандал с компанией Cambridge Analytica. Facebook уличили в том, что он допустил утечку данных 50 млн пользователей. Эти данные оказались в распоряжении Cambridge Analytica, компании, которая с помощью Big Data создаёт портрет избирателей, а затем пичкает их в Сети таргетированной рекламой.
Такие обвинения уже не могли не повлиять на репутацию Facebook. Только за один день акции холдинга потеряли в цене $40 млрд, а Цукербергу пришлось оправдываться в Вашингтоне перед Конгрессом США. Впоследствии эта история привела к самому большому в истории штрафу для американской компании: Facebook пришлось выплатить Штатам $5 млрд.
Но на этом волна скандалов не затухла. Facebook прилетели обвинения в содействии распространению фейковых новостей о народе рохинджа в Мьянме. Представители этого меньшинства заявили, что именно эти новости, на которые никак не реагировали модераторы соцсети, спровоцировали их геноцид в 2017 году. В 2021 году они подали к Facebook коллективный иск на $150 млрд.
В заключение всех неприятностей в 2018 году неизвестная группа хакеров совершила самый крупный взлом в истории Facebook. Злоумышленники похитили персональные данные 50 млн пользователей социальной сети — их адреса, полные имена, дни рождения, закрытые списки друзей. Иллюзии о какой-то защищённости личных данных любителей Facebook затрещали по швам.
Ореол скандалов с этого момента не покидал Цукерберга и его детище. В издании The Wall Street Journal вышла целая серия публикаций, посвящённых проблемам социальной сети. В 2019 году стало известно, что в Facebook есть ряд привилегий для звёзд. В соцсети создана целая система XCheck, защищающая знаменитостей от санкций и блокировок. Это позволило селебрити без особых помех распространять сомнительную и запрещённую информацию, решение об удалении которой зачастую запаздывало. Например, в 2019 году футболист Неймар выложил фотографию обнажённой женщины, обвинившей его в изнасиловании. В конце концов после множества жалоб Facebook удалил её, но, прежде чем он это сделал, фотографию увидели миллионы пользователей.
Впрочем, в подобном «привилегированном» положении оказались не только звёзды. Facebook в принципе уделяет мало внимания модерации контента, опубликованного гражданами стран третьего мира. По оценкам WSJ, 87% усилий на модерацию контента тратится на рынок США и лишь 13% — на другие страны. В результате наркокартели из Мексики вербовали киллеров прямо через социальную сеть, а ближневосточная мафия заманивала через неё жительниц Африки, чтобы продать их в рабство.
Пандемийные качели и уход в метавселенные
- Год: 2020–2022.
- Аудитория Facebook: треть населения Земли, от 2,6 млрд в первом квартале 2020 года до 2,9 млрд в 2021 году.
- Состояние Цукерберга: в 2020 году впервые превысило $100 млрд, достигло $122 млрд в октябре 2021-го. В феврале 2022 года его состояние резко сократилось из-за обвала акций Meta — $87,4 млрд.
2020 год изменил многое — и зачастую не в лучшую сторону. Но для интернет-компаний всеобщая вынужденная изоляция и переход в онлайн послужили неплохим толчком к росту капиталов. В период с 20 марта 2020 года до 10 сентября 2021-го цена акций Fаcebook выросла в 2,5 раза: со $149 до $378 за бумагу.
Рост не сильно омрачила даже неудача с криптовалютным проектом Цукерберга, который планировалось запустить в начале 2020 года. Объявления о планах Facebook создать для расчётов на платформе собственный стейблкоин, привязанный к валютной корзине, публика встретила с большим энтузиазмом. О планах поддержать проект заявил целый ряд крупных игроков финансового рынка, включая Visa, Mastercard, PayPal. На этапе разработки монета получила название Libra.
Однако внезапно этим проектом заинтересовались американские регуляторы. Они опасались, что криптовалюту могут взять на вооружение гангстеры, отмывающие деньги. В итоге от участия в проекте отказались такие важные партнёры Facebook, как Visa, Mastercard, PayPal. Итог был закономерен: в апреле команда Facebook заявила, что отказывается от разработки проекта.
Чуть позже, уже в декабре 2020 года, руководство Facebook объявило, что криптовалюта всё же будет создана, но под другим названием — Diem. Проект и правда предпринял попытку продолжить развиваться. Но это продолжалось недолго — в феврале 2021 года Цукерберг решил его продать. По предварительным данным, интеллектуальная собственность и другие активы корпорации Silvergate Capital, созданной для разработки криптовалюты, могут стоить $200 млн.
Между тем в адрес компании посыпались новые обвинения. В конце 2020 года власти США заинтересовала сомнительная монопольная политика Facebook. Цукербергу припомнили покупку WhatsApp и Instagram и обвинили в нарушении закона о конкуренции. Регуляторы намерены добиться отмены сделки, на которую сами же дали одобрение, задним числом, а также [продажи сервиса поиска по гифкам.
Заодно всплыл факт корпоративного сговора с Google, который позволил двум интернет-гигантам стать абсолютными лидерами на рынке онлайн-рекламы. С этими обвинениями юристам Цукерберга ещё предстоит разобраться, но потенциально они грозят компании многомиллионными штрафами.
Некоторое время теплилась надежда, что о скандалах через какое-то время забудут. 2021 год обещал быть хорошим для компании: в июле Facebook заявил о самом быстром росте выручки с 2016 года. Она достигла $29 млрд во втором квартале, а в конце июня капитализация компании впервые перевалила за $1 трлн. Но проблем и в этом году избежать не удалось.
Наряду с другими популярными ресурсами Facebook пал жертвой борьбы Роскомнадзора за чистоту социальных сетей от призывов к митингам, распространения противоправной информации и фейков. С начала года соцсеть получила от российского суда штрафов на миллиарды рублей, и пока точку в этой истории ставить рано. Параллельно в компанию прилетели штрафы из Евросоюза за нарушения в использовании cookies и сбор данных о пользователях без их согласия.
4 и 5 октября в сети произошёл масштабный сбой. Facebook, WhatsApp и Instagram были недоступны во всём мире на протяжении более чем 7 часов. Причиной стали технические неполадки. Состояние Цукерберга сразу сократилось на 6 млрд долларов. И его терпению, кажется, пришёл конец.
28 октября Цукерберг объявил о смене бренда компании, переименовав её в Meta. По его словам, теперь все усилия корпорации будут сконцентрированы на создании метавселенной — некой параллельной виртуальной реальности, в которой можно будет жить и общаться с помощью гаджетов.
Эта попытка ребрендинга, предположительно, была вызвана желанием основателя отстраниться от всех прошлых скандалов. Но как-то поменять в сознании пользователей восприятие бренда компания сможет только после презентации своего «метапродукта», в который многие аналитики пока не верят.
Создаст ли метавселенная новые возможности или станет началом конца Facebook, тоже станет понятно не сегодня и не завтра. Очевидно одно: 2022 год не будет для корпорации лёгким. В феврале акции Meta неожиданно обвалились. Причиной стала озвученная слабая отчётность компании за последний квартал 2021 года. Всё это пошатнуло финансовое благополучие американского миллиардера.
Если не произойдёт коррекция, Цукерберг может потерять $27 млрд и выбыть из десятки богатейших людей мира. Правда, у бизнесмена останется ещё примерно $87 млрд, так что на хлеб с маслом и новые проекты ему точно хватит. Но с имиджем баловня судьбы и молодого гения Цукербергу всё же придётся попрощаться.
В конце концов, в 2022 году «талантливому студенту», который, кстати, всё-таки получил диплом Гарварда в 2017 году, стукнет уже 38 лет, а его 18-летнее детище окончательно перешло из разряда «молодых и перспективных» в разряд взрослых участников рынка — со взрослыми проблемами.
Коллаж: «Секрет фирмы», pngwing.com, [flickr.com] (https://www.flickr.com/photos/quintanomedia/32830578717/), [(CC BY 2.0)] (https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/)