05 сентября 2021, 21:08
3 мин.

Что такое IPO. Объясняем простыми словами

IPO (от англ. Initial Public Offering — «первичное публичное размещение») — первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц, выход компании на биржу.

Что такое IPO. Объясняем простыми словами

IPO даёт следующие возможности компании:

  • привлечь новый капитал;
  • получить наиболее объективную оценку стоимости (что может помочь в дальнейшем при сделках слияния или поглощения);
  • облегчает работу и с банковским сектором: публичным компаниям охотнее предоставляют кредиты, зачастую — дешевле, и т. д.

Пример употребления на «Секрете»

«Новичку на фондовом рынке вряд ли будет по силам участвовать в IPO больших международных компаний, где стоимость входа может составлять не один десяток, а то и сотню тысяч долларов. Но в случае с российскими компаниями входной порог более чем приемлем».

(Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков — о доступности IPO для частных инвесторов.)

Ошибки в употреблении

Стоит различать IPO и PO (Public Оffering — публичное размещение), во втором случае компания уже произвела первичное размещение и её акции обращаются на бирже, при этом она предлагает инвесторам новый выпуск акций (SPO — Secondary Public Offering — вторичное предложение акций) или доразмещает текущий.

Нюансы

Инвестиции в IPO — высокорискованные: неизвестно, как рынок будет оценивать бумаги компании-дебютанта после выхода на биржу. Акции могут взлететь (как у Airbnb, чьи акции после запуска на бирже NASDAQ в 2020 году всего за день выросли на 142,6%), а могут и пойти вниз (в 2019 году стоимость акций Uber упала на 7,6% в первый день торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже).

Основные этапы IPO:

  • Предварительный. Компания готовит отчёты, оценивает финансовое положение и эффективность бизнеса.

  • Подготовительный. Компания выбирает биржу для размещения и андеррайтеров (инвестиционные банки или страховые компании), которые помогут оценить риски и выработать дальнейшую стратегию.

Рядовое IPO готовят в среднем шесть андеррайтеров, а в случае крупных IPO их число возрастает до 20–25.

Затем документы передают финансовому регулятору (в России это Центробанк). После одобрения начинается рекламная кампания, которая призывает инвестировать в компанию.

  • Основной. На этом этапе формируется книга заявок из желающих купить акции до начала торгов на бирже. После формирования книги заявок компания и андеррайтер предлагают цену за акцию и количество размещаемых акций.

  • Завершающий. Акции распределяются между инвесторами из книги заявок, после чего открываются торги на бирже.

Практика

Принять участие в IPO иностранных компаний, которые проходят на зарубежных биржах, новичку проблематично — для этого нужно быть квалифицированным инвестором. Зато в IPO отечественных компаний могут участвовать люди с любой квалификацией и финансовыми возможностями.

Купить акции в ходе IPO можно до открытых торгов. Для этого человеку нужно открыть у брокера счёт, положить на него сумму, которую человек хочет инвестировать в акции, и сделать соответствующую заявку. После этого, в первый день IPO, ценные бумаги придут инвестору.

Статью проверил:

Мнение эксперта
Дмитрий Постоленко
старший портфельный управляющий «Сбер управление активами»

Новости партнеров