Четырёхдневка, неопределённость, увольнение. Как российский бизнес пытается выжить в кризис
Мечты Медведева о четырёхдневке становятся реальностью
На фоне нерабочего апреля актуальность вновь приобрело предложение экс-премьера Дмитрия Медведева перейти на четырёдневную рабочую неделю. Ещё в 2019 году оно не вызвало особого энтузиазма ни в правительстве, ни среди представителей российского бизнеса. Экономисты называли четырёхдневку «нереалистичной и популистской мерой», а рассмотреть возможность такого перехода в ближайшие один-два года соглашались лишь 12% работодателей. В итоге вопрос с сокращением рабочей недели отложили в долгий ящик.
Однако, как выяснили «Ведомости», теперь многие компании рассматривают эту идею с гораздо большим энтузиазмом. Вот только сейчас речь идёт не о повышении продуктивности работников, как это подразумевалось изначально. Фактически четырёхдневная рабочая неделя даёт компаниям экономию, равнозначную 20%-му сокращению штата без запрещённых законом увольнений в тяжёлый экономический период.
На четырёхдневную рабочую неделю временно перешла нефтехимическая компания «Сибур», в штате которой числятся более 23 000 человек. На такой формат работы перевели примерно четверть всех сотрудников. В первую очередь решение затронуло корпоративный центр в Москве, а также управленческий персонал предприятия. Близкие к «Сибуру» источники пояснили, что это временная мера, которая может продлиться несколько месяцев. Помимо этого компания планирует сократить затраты на услуги сторонних организаций и пересмотреть сроки реализации проектов, а рабочие места обещается сохранить.
Неполную рабочую смену или неполную рабочую неделю с 1 апреля одобрило руководство РЖД, где трудятся около 711 000 сотрудников. Изменение графика работы — вынужденная альтернатива сокращению штата на фоне массовой отмены поездов в некоторых направлениях и закрытия границ.
На четырёхдневку временно перевели и сотрудников метрополитена в Екатеринбурге. В компании пообещали вернуть привычный режим работы после того, как пассажиропоток восстановится до уровня начала марта, то есть после снятия режима всеобщей изоляции.
Увольнения или оптимизация?
Аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования подсчитали, что из-за кризиса потенциально невостребованными могут оказаться примерно 15 млн российских работников. С помощью различных ухищрений работодатели стараются снизить затраты на персонал. И перевод на неполную рабочую неделю — ещё одна из самых мягких мер.
По опыту предыдущих кризисов, российских работников ждут месяцы неопределённости. Кого-то переведут в другие, более прибыльные подразделения компании, кого-то выведут из штата на договор подряда, а кому-то сократят график работы, изменят схему оплаты труда, урежут соцпакет, отменят бонусы и премии. Не исключены также массовые отпуска за свой счёт. Но закончится всё, по мнению представителей рынка, масштабными увольнениями.
Своё исследование провёл и Центр стратегических разработок (ЦСР), опросивший с 31 марта по 2 апреля около 1000 предпринимателей. Исследование показало, что 16% работодателей уже начали увольнять своих сотрудников, а 31% планирует сделать это в ближайшее время. Более 20% опрошенных сократили зарплату, оставив прежнее количество рабочих часов; ещё столько же снизили зарплату, переведя сотрудников на удалённую работу. А почти половина бизнесменов (49%) перевела работников на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с сокращением зарплаты.
При этом почти 30% компаний принудительно отправили своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск, несмотря на напоминание Минтруда и юристов о незаконности подобных решений.
«Президент объявил нерабочий месяц, но с сохранением заработной платы, поэтому отправить принудительно сотрудников в отпуск за свой счёт работодатель не имеет права. В такой отпуск сотрудник может уйти только по собственному желанию», — пояснил «Секрету Фирмы» Дмитрий Лесняк, руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm.
Аналогично и перевод на четырёхдневную рабочую неделю возможен, только если сотрудник подпишет соответствующее дополнительное соглашение. Изменить договор без согласия сотрудника можно только при условии уведомления его за два месяца о новой организации труда.
А как платить зарплаты?
На данный момент деньги на зарплаты сотрудникам многим компаниям взять просто неоткуда. Из-за закрытия производств и магазинов на выручку за апрель можно не рассчитывать, признают предприниматели, а подавляющее большинство арендаторов не готово снижать арендную плату даже в условиях кризиса. Всё, на что можно рассчитывать в текущей ситуации — беспроцентные кредиты, едва покрывающие МРОТ, с перспективой через полгода откуда-то взять деньги на их возврат.
По оценкам ЦСР, рискам банкротства сейчас подвержены около 28% российских компаний. Наиболее сложная ситуация у бизнеса в сфере туризма, торговли, транспорта, недвижимости и строительства и всего сектора услуг. При отсутствии существенных субсидий ВВП России по итогам года может сократиться на 5–8%, заявили эксперты рынка.
Председатель «Деловой России» Алексей Репик пояснил «Известиям», что сейчас практически весь бизнес вынужден оптимизировать операционные издержки.
«Рассчитывая только на себя и на свои резервы, вытягивать расходы без адекватного уровня выручки мы не сможем. Это касается всех компаний: которые просто встали, работают дистанционно или даже в полном режиме», — заявил он.
Исполнительный директор ассоциации «Опора России» Андрей Шубин добавил, что сейчас перед бизнесом стоит задача максимально урезать расходы с расчётом на примерно три месяца паралича экономики. Выйдут из этой комы не все.
Согласно опросу ЦСР, 54% компаний ожидают снижения выручки в среднем на 24%. Большинство компаний уже начало готовиться к банкротству на фоне резкого ухудшения финансовых показателей, несмотря на объявленный правительством мораторий.
Вырос и уровень неопределённости: несмотря на господдержку, анонсированную правительством. Многие предприниматели просто не знают, к чему готовиться и на какую помощь они реально могут рассчитывать. Половина ничего не слышала о целевых займах для выплаты зарплат, налоговых и кредитных каникулах и понижении уровня социальных отчислений. Другая половина считает задействованные инструменты неэффективными.
На этом фоне бизнес-объединения направили в правительство обращение с просьбой напрямую профинансировать выплаты зарплат работникам из бюджета.
Сколько хватит для спасения
На меры по преодолению экономических проблем из-за пандемии правительство зарезервировало в бюджете 1,4 трлн рублей или 1,2% ВВП. Тогда как всего к обвалу цен на нефть и карантину государство накопило подушку на 18 трлн рублей. Но потратить больше 1,4 трлн рублей мешает бюджетное правило, которое пока опасаются менять.
В то же время, по словам главы Счётной палаты Алексея Кудрина, обещанная государством поддержка экономике эквивалентна 5 трлн рублей, так как в эту сумму входит ещё и компенсация выпадающих нефтяных доходов федерального бюджета на 3-4 трлн рублей. По мнению Кудрина, бизнесу нужна поддержка ещё на 2–3% ВВП, чтобы итоговая сумма антикризисных пакетов достигла 7,6–7,7 трлн рублей.
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!