Свобода и регулирование. Какую новую экономику в России выстраивает государство
Что уже сделали чиновники
В качестве оружия против России страны Запада избрали экономические, финансовые, торговые и другие санкции, констатировал 16 марта президент РФ Владимир Путин. По сути, всё, что было до 24 февраля (день начала спецоперации России на Украине), можно забыть — теперь у страны новая экономика, констатирует директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
Новую экономическую реальность формируют в том числе решения чиновников, прежде всего финансово-экономического блока правительства и Центробанка.
Вот основные их решения за последние три недели:
-
ввели валютный контроль (ограничено снятие долларов со вкладов и переводы за рубеж, а экспортёры обязаны продавать 80% валютной выручки и т. д.);
-
резко увеличили ключевую ставку (c 9,5 до 20%);
-
остановили торги на российском фондовом рынке и выделили 1 трлн рублей на покупку ценных бумаг, чтобы поддержать котировки;
-
подготовили план поддержки экономики на 1 трлн рублей. В него вошло около 100 инициатив. Среди главных — поддержка дешёвыми кредитами системообразующих предприятий;
-
ограничили экспорт зерна и сахара;
-
освободили бизнес от неналоговых проверок до конца 2022 года и предоставили кредитные каникулы;
-
подготовились к национализации (внешнему управлению) предприятий иностранных компаний, которые ушли из России.
Опрошенные «Секретом» эксперты неоднозначно оценивают эти и другие принятые меры. Например, доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин считает вполне разумными меры по валютному контролю и отмену НДС при продаже золота населению. В то же время решение по ключевой ставке, по мнению Зайнуллина, негативно скажется на российской промышленности.
Резкое ужесточение денежно-кредитной политики снизит спрос бизнеса на кредиты и создаст проблемы с финансированием, согласна декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Екатерина Безсмертная.
Но, с другой стороны, эта мера поможет сдержать рост инфляции и частично стабилизировать валютный рынок, объясняет она.
Будучи по отдельности полезными, в единую стройную систему они (принятые меры) не укладываются, это комплекс фрагментарных решений в разных областях. Это экстренные меры, часто временные. Учитывая, что требовалось оперативное реагирование, первый комплекс мер следует оценить как более или менее адекватный, но с точки зрения дальнейшего развития этого недостаточно.
Какие сигналы подали бизнесу
Помимо конкретных мер, первые лица сделали немало заявлений, которые обрисовывают формирующийся в новой экономике климат.
Пока целостная картина не складывается. С одной стороны, Владимир Путин сказал, что в России нужна «максимальная экономическая свобода для бизнеса в ответ на текущую ситуацию». В то же время спикер Госдумы Володин предупредил предпринимателей, чтобы они думали не о прибыли, а о людях.
Отказ от рыночной экономики не декларируется — так, 16 марта Владимир Путин подтвердил, что власти РФ должны исключить регулирование цен «в ручном режиме», обеспечив доступность предложения товаров на потребительском рынке. Вместе с тем, вследствие резкого изменения хозяйственных условий, вызванного санкциями и ответными мерами, происходит поворот в сторону усиления регулирования.
Этот поворот первыми в полной мере почувствовали на себе металлурги. Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов потребовал от них серьёзно снизить цены на свою продукцию для внутреннего рынка. И даже ограничил им наценку — она не должна превышать 20–25% от себестоимости. Те, кто не согласится на эти условия, уйдут с рынка, пригрозил чиновник. В итоге стороны договорились установить предельные цены на металлы на ближайшие месяцы.
Как обещания экономической свободы соотносятся с подобным регулированием? Профессор РЭШ Валерий Черноокий заметил, что из-за санкций условия для ведения бизнеса резко изменились — перекрыто западное финансирование, сжались внешние рынки, осложнились расчёты с зарубежными клиентами и поставщиками и прочее.
В таких условиях зависимость бизнеса от финансовой поддержки государства будет только возрастать. При этом возможности такой поддержки далеко не безграничны.
Регуляторные послабления и параллельное с этим усиление роли государства в экономике разворачиваются в двух разных плоскостях, отмечает Екатерина Безсмертная.
С одной стороны, это ужесточение контроля за крупным высокомаржинальным бизнесом, для которого временное «затягивание поясов» не должно стать смертельным, а с другой — предоставление максимально возможных экономических свобод малому бизнесу, имеющему крайне незначительный запас прочности, но который сегодня может стать драйвером развития отдельных импортозамещающих производств и поспособствовать снижению уровня безработицы, генерируя новые рабочие места.
Это мобилизационная экономика?
«Мы видим фактически начало мобилизационной экономики в нашей стране», — заявил 5 марта лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Об этом же говорят другие — чиновники, журналисты и прочие.
В научной среде нет единого представления о том, что такое мобилизационная экономика. Общее определение примерно такое:
это «сосредоточение и использование ресурсов страны для противодействия внешней угрозе или преодоления кризиса, вызванного чрезвычайными обстоятельствами».
Проще говоря, когда над страной нависает угроза, властям приходится идти на чрезвычайные меры, в том числе в экономике.
Действовавшие прежде нормы и правила отменяются — полностью или частично. Вместо них экстренно принимаются меры, способные мобилизовать ресурсы страны для достижения поставленных руководством целей: восстановления экономики, экстренного импортозамещения и т. д. и т. п.
Многих людей участившееся в последние дни упоминание этого термина пугает, поскольку навевает негативные ассоциации с военной экономикой, жёсткими сталинскими методами времён индустриализации 1930-х годов.
Но сейчас иная ситуация: если тогда требовалось форсированное превращение аграрной страны в мощную промышленную державу, то сегодня главной задачей остается сохранение социально-экономической стабильности.
По её словам, стране нужна «экстренная реализация мер, способных мобилизовать ресурсы страны» — в этом смысле воплощение в жизнь правительственного плана поддержки экономики будет основано на принципах мобилизационной экономики.
В сложившихся условиях без усиления роли государства в регулировании ценообразования на ряд видов продукции обойтись нельзя — иначе не избежать разгона инфляции, говорит Безсмертная.
Остапкович также полагает, что мобилизационная экономика в каком-то виде будет. «Конечно, госплана, как в СССР, не будет, но элементы регулирования, связанные с планированием и фиксированием цен, наверняка мы ещё увидим», — уверен эксперт.
Возникает вопрос: есть ли у страны достаточное количество ресурсов — людских, финансовых, промышленных и т. д.? Здесь эксперты видят ряд вызовов.
В России традиционно чрезвычайно высок (по глобальным меркам) потенциал человеческого капитала, его умений, навыков и профессионализма. Сложнее обстоит дело с финансовыми ресурсами и промышленным потенциалом. Доступ к западному относительно дешёвому фондированию практически закрыт (из-за санкций), как и к промышленным технологиям. В условиях разрыва цепочки глобальных связей самодостаточную экономику построить чрезвычайно трудно.
Профессор РЭШ Валерий Черноокий считает, что вынужденное импортозамещение не позволит полностью нивелировать воздействие санкций. А бизнесу придётся работать в условиях роста инфляции, недостатка привычного объёма финансирования и высокой экономической и геополитической неопределённости.
А Сергей Зайнуллин из РУДН считает, что все ресурсы для «новой индустриализации» у России есть. «Теперь нужно, чтобы государство мобилизовало в первую очередь именно себя и активно поддерживало российское производство», — подчеркнул он.
В схожем ключе высказался Георгий Остапкович из ВШЭ: «Даже оставшаяся после заморозки половина резервов Центробанка $300 млрд — это больше годового федерального бюджета. Так что деньги есть. Проблема управленческая — как распределить ресурсы, что будет приоритетом: экономика или люди. ВВП — виртуальный показатель. Главный бенефициар экономического роста — люди. Надо их поддержать».
Движение к НЭПу
Что будет дальше? Опрошенные «Секретом» эксперты не сомневаются, что стоит ждать дальнейшего увеличение роли государства. Но насколько велика будет роль, говорить пока рано — ещё даже неизвестны все санкции, которые примут против России.
Во многом будущее страны зависит от решения, которое в дальнейшем примет власть. Сохранение преференций и ориентация на крупный бизнес в ущерб малому и среднему является проигрышной стратегий в долгосрочной перспективе. Именно поэтому эти временные мероприятия должны сопровождаться серьёзными структурными изменениями на перспективу. Опыт передовых стран, как на Западе, так и Востоке показывает, что без развития сегмента МСП не достичь роста и сбалансированности национальной экономики.
Малый и средний бизнес нужно защитить и со стороны антимонопольного законодательства, полагает Васильева.
В такое опасное для мелкого бизнеса время антимонопольные ведомства обязаны не допустить установления хищнических цен уже существующими, более крупными игроками на российском рынке. Более жёсткое антимонопольное регулирование в симбиозе с более мягкой налоговой нагрузкой сможет позволить вновь созданным предприятиям быстрее выйти на высокие производные мощности и стабилизировать ситуацию в условиях критически высокого спроса, вызванного уходом с рынка иностранных компаний.
Про то, что государству нужно сделать ставку на малый и средний бизнес, говорят многие. Некоторые — довольно радикально.
Я бы сказал предпринимателям, как в 1992 году это сделал Ельцин: «Зарабатывайте как хотите». В пределах закона, разумеется. Тогда были рынки, комки, торговля в переходах — и никого не арестовывали. Не трогали бабушек, которые редиску на перроне продавали. Важно, чтобы люди могли в такое непростое время зарабатывать как умеют».
Описанная экспертами картина того, в какую сторону стоит двигаться государству, отдаленно напоминает НЭП (новая экономическая политика, действовала в 1920-е в СССР): максимальные свободы частной инициативе в малом и среднем бизнесе, в то время как за тяжёлыми и стратегически важными отраслями следит государство. Год назад группа экономистов предлагала сменить экономический курс на своеобразный НЭП 2.0. Судя по первой реакции государства на текущую ситуацию, экономику будут разворачивать именно в эту сторону.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash, depositphotos.com, Агентство «Москва»