Бизнес раскритиковал идею национализации иностранных компаний. Депутаты её поддерживают
Правительственная комиссия одобрила пакет мер поддержки экономики России в условиях санкций. Как заявили в «Единой России», в нём есть «первый шаг к национализации имущества иностранных организаций», которые объявили об уходе с российского рынка. «Секрет фирмы» спросил парламентариев и бизнесменов об их отношении к идее единороссов. Мнения разделились: если депутаты Госдумы поддерживают предложение правительства, то предприниматели выступают против, так как в вопросе национализации «легко увлечься».
Инициатива национализировать имущество компаний, объявивших России бойкот на фоне военной операции на Украине, принадлежит «Единой России». Законопроект распространяется на компании, более 25% которых принадлежит представителям «недружественных государств». Согласно инициативе, если эти организации прекращают свою деятельность в России, в них можно через суд ввести внешнее управление.
Позже организация «Общественная потребительская инициатива» заявила, что национализировать можно 59 иностранных компаний. В список вошли Volkswagen, Apple, IKEA, Microsoft, IBM, Shell, McDonald's, Porsche, Toyota, H&M и другие компании.
В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что из-за национализации иностранного бизнеса в России другие страны могут ответить конфискацией недвижимости, принадлежащей России и её гражданам. Поэтому последствия могут быть только «обоюдно негативными».
Мнение депутатов Госдумы
Экономист, представитель фракции «Справедливая Россия — За правду» в Госдуме Михаил Делягин считает, что национализировать иностранные активы надо, но подход должен быть «гибким».
«Я поддерживаю (решение о национализации), но всё зависит от характера исполнения. Если компания уходит, но платит зарплату своим сотрудникам, то это надо оценить и нужно не национализировать, а брать в управление. Ставить своих людей в совет директоров и так далее. Если компания уходит полностью и окончательно, тогда, конечно, нужно национализировать», — рассказал парламентарий.
Депутат добавил, что лучше использовать не слово «национализация», а другой термин — «конфискация». Поскольку национализация часто проводится за деньги государства, что в нынешней ситуации было бы неправильным.
«Почему-то никто не говорит о гражданских исках. Люди учились пользоваться YouTube, люди вкладывали деньги. Сейчас платформа отключает монетизацию, и она обязана выплатить упущенную выгоду всем пользователям с территории России. Должны быть прямые материальные претензии к Google с формулировкой "если будете хамить, то вас здесь не будет никогда". Поэтому только бесплатная национализация и навсегда», — заявил депутат.
В то же время Делягин отметил, что к национализации следует подходить дифференцированно. Если Россия не может быстро наладить производство после национализации, то такие случаи следует рассматривать отдельно. В таком случае бизнесу надо грозить конфискацией.
«Надо сказать: "Ребята, если вы сейчас не возвращаетесь и не запускаетесь, то мы это конфискуем". Нужно дать возможность вернуться», — добавил он.
Парламентарий считает, что Россия вполне может обойтись без Coca-Cola, Pepsi и «Макдоналдса», потому что они вредят здоровью. Но с высокотехнологическими компаниями следует торговаться и ставить им ультиматумы. Также следует поддерживать кадры подобных компаний, чтобы сохранить производство. Такому бизнесу надо давать возможность вернуться, ведь «каждое производство — это ценность», заключил Делягин.
Адвокат, замглавы Комитета Госдумы по экономической политике, представитель «Единой России» Артём Кирьянов считает, что национализация поможет отечественному бизнесу.
«Сегодня в рамках пленарного заседания говорили, что главное в нынешней ситуации — защитить россиян и тех людей, которые работают в компаниях, которые закрываются по политическим мотивам. Для всех очевидно, что это не решения в рамках ведения бизнеса, а решение, связанное с давлением западных стран на бизнес. Задача России — защитить права трудящихся, и для этого можно использовать действующее законодательство», — заявил депутат.
По поводу последствий для российской экономики он отметил, что любые санкции побуждают отечественных бизнесменов к поиску новых форматов и решений. «На самом деле это возможность серьёзно потеснить в рамках международного распределения труда наших конкурентов», — добавил Кирьянов.
Парламентарий призвал превратить вызовы в достойные ответы. По его словам, это позволит России стать лидером в разных отраслях, в том числе и в сфере IT.
Мнение бизнеса
В то же время российские бизнесмены оценивают инициативу правительства куда хуже. Владелица сети кафе «АндерСон», омбудсмен по делам малого бизнеса Анастасия Татулова считает, что государство — не очень эффективный управленец бизнесом.
«Мне сложно что-то оценивать, настоящая экономическая война идёт. Мне лично не близка совсем ни эта идея, ни это страшное слово "национализация". Государство — очень неэффективный управленец, один из недавних примеров — это "Роснано". Ну, и я выступаю за то, что частная собственность священна», — рассказала она «Секрету».
По поводу инвестиционной привлекательности России в текущей ситуации Татулова заявила, что говорить об этом «даже как-то неуместно».
С ней согласен владелец бренда «Крошка-картошка» и основатель компании «Технология и питание» Андрей Конончук. Он заявил, что с национализацией частного имущества легко увлечься.
«Я отношусь к этому (решению о национализации) негативно, потому что могут начать с конфискации этой собственности, войти во вкус и потом всё по справедливости переделить. Пока что я не слышал этого предложения, но лично моё мнение — так не должно быть», — сказал он.
Фото: depositphotos.com