secretmag.ru
Криминал

Главные уголовные дела против бизнеса в 2019 году

Громко и резонансно
2019 год оказался богат на громкие судебные процессы против бизнеса. Только с начала 2019-го арестовали как минимум девять известных бизнесменов, среди которых — топ-менеджер Baring Vostok американец Майкл Калви, глава «Рольфа» Сергей Петров и экс-министр «Открытого правительства» Михаил Абызов. Самые резонансные дела — в обзоре «Секрета фирмы».

Мошенничество в Baring Vostok

Основные фигуранты:

  • топ-менеджер Baring Vostok Майкл Калви;
  • трое сотрудников фонда — Филипп Дельпаль, Ваган Абгарян и Иван Зюзин.

**В чём обвиняются:**растрата 2,5 млрд рублей.

Меры пресечения: Калви и Дельпаль под домашним арестом, Абгарян и Зюзин — в СИЗО.

Перспективы дела: уголовное преследование могут прекратить за отсутствием состава преступления.

По версии следствия, Первое коллекторское бюро (принадлежит Калви) взяло у банка «Восточный» кредит на 2,5 млрд рублей. В счёт долга в 2017 году Калви передал «Восточному» акции люксембургской компании International Financial Technology Group (IFTG) на три миллиарда рублей.

Основатель и управляющий партнер инвестиционного фонда Baring Vostok Майкл Калви в Басманном суде.

© mskagency.ru

В феврале 2019 года член совета директоров «Восточного» Шерзод Юсупов обратил внимание ФСБ на эту сделку. Экспертиза показала, что акции IFTG стоили в пять раз дешевле (600 тысяч рублей) — после чего Калви и ещё троих сотрудников фонда Baring Vostok обвинили в мошенничестве.

Калви считает, что Юсупов и ещё один акционер «Восточного», экс-владелец Юниаструм банка Артём Аветисян, с помощью уголовного дела пытаются надавить на Baring Vostok. По его словам, при слиянии «Восточного» с Юниаструм банком в 2017 году Аветисян «вывел из подконтрольного ему банка значительные суммы под видом фиктивных сделок, они покупали грибную ферму, консервный завод». Калви оспаривает сделки в Лондонском арбитраже.

Расследование продолжается почти год. За это время фонд утратил контроль над банком «Восточный». Недавно в деле появился новый фигурант — бывший директор по инвестициям банка «Восточный» Александр Цакунов. Что нужно знать о деле Baring Vostok — в материале «Секрета».

Вывод денег «Рольфа» за рубеж

Основные фигуранты:

  • владелец «Рольфа» Сергей Петров;
  • экс-гендиректор Татьяна Луковецкая;
  • гендиректор кипрской Panabel Limited Георгий Кафкалия;
  • директор департамента развития бизнеса «Рольфа» Анатолий Кайро.

В чём обвиняются: вывод 4 млрд рублей за рубеж.

Меры пресечения: Кайро — под домашним арестом, остальные (как и заочно арестованный Петров) находятся не в России.

Перспективы дела: расследование продолжается.

Сергей Петров

© Кадр youtube.com/Русские норм!

Уголовное дело против владельца крупнейшего в России автодилера — группы компаний «Рольф» — завели в июне 2019 года. По версии следствия, Сергей Петров незаконно вывел 4 млрд руб. на счета подконтрольной ему Panabel Limited. В «Рольфе» объясняют, что сделка была связана с реорганизацией компании в 2014 году.

Директор департамента анализа и развития бизнеса автодилера «Рольф» Анатолий Кайро

© mskagency.ru/Игорь Иванко

По версии бизнесмена, уголовное преследование может быть связано с его политической деятельностью или попыткой рейдерского захвата. Сперва Петров предполагал, что за уголовным делом может стоять его конкурент — владелец автодилера «Авилон» Александр Варшавский, которого считают главным поставщиком автомобилей для силовых органов. Но затем взял свои слова обратно. Петров выставил компанию на продажу, он не собирается возвращаться в Россию.

Что нужно знать о деле «Рольфа» — в материале «Секрета».

Преступная группа в «Ру-Ком»

Основные фигуранты:

  • экс-министр Михаил Абызов;
  • гендиректор «Ру-Ком» Николай Степанов;
  • замгендиректора «Ру-Ком» Максим Русаков;
  • председатель совета директоров Первого; строительного фонда Александр Пелипасов;
  • директор по экономике и финансам АО «РЭМИС» Галина Фрайденберг;
  • номинальный руководитель офшора Blacksiris Trading Limited Инна Пикалова.

В чём обвиняются: создание ОПС из менеджеров «Ру-Ком», мошенничество при продаже энергокомпаний и вывод 4 млрд рублей за границу.

Меры пресечения: все фигуранты находятся в СИЗО.

**Перспективы дела:**появился новый эпизод об отмывании 800 млн долларов.

В марте 2019-го экс-министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова задержали по подозрению в мошенничестве и организации преступного сообщества.

По версии следователей, структуры Абызова продали государству активы по цене, завышенной в 20 раз. Речь шла о следующей сделке: государственному ФГУП «Алмазювелирэкспорт» передали акции четырёх энергокомпаний за 4 млрд рублей — при их реальной стоимости 186 млн рублей. Свою вину Абызов не признал. Вместе с ним арестованы ещё пять человек.

Что нужно знать о деле Абызова — в материале «Секрета».

Злоупотребления в «Т-Платформах»

Основные фигуранты:

  • гендиректор «Т-Платформы» Всеволод Опанасенко;
  • начальник управления связи Департамента информационных технологий связи и защиты информации МВД России Александр Александров.

В чём обвиняются: коррупция при госзакупке на поставку компьютеров в МВД.

**Меры пресечения:**находятся в СИЗО.

Перспективы дела: расследование продолжается.

Дело против основателя компаний «Т-Платформы» и «Байкал электроникс» Всеволода Опанасенко завели в марте 2019 года. В его основу лёг контракт между МВД и компанией «Т-Платформы» на 357 млн рублей. Следствие считает, что имел место сговор МВД и «Т-Платформ»: якобы Опанасенко попросил Александрова обеспечить преимущество компании на конкурсе на поставку компьютеров в подразделения МВД. Сейчас на этих компьютерах сдают экзамены в ГИБДД.

Защита считает, что «Т-Платформы» не нуждалась в преференциях: среди компьютеров с отечественным процессором конкурентов у «Т-Платформ» нет.

Всеволод Опанасенко

© facebook.com/tplatformy

Бизнес-омбудсмен Борис Титов написал президенту Путину письмо в поддержку Опанасенко. По мнению Титова, контракт не противоречил закону, а действия Опанасенко неправильно квалифицировали. Дело возбудили по статье 285 УК РФ «Подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями», которое обычно применяют по отношению к госслужащим. Сейчас Опанасенко находится под стражей. В декабре 2019-го в офисе «Т-Платформ» в Москве прошли новые обыски.

Что нужно знать о деле «Т-Платформы» — в материале «Секрета».

Растрата в «Югре»

Основные фигуранты:

  • акционер банка «Югра» Алексей Хотин;
  • экс-председатель правления банка «Югра» Дмитрий Шиляев;
  • экс-президент банка «Югра» Алексей Нефедов.

**В чём обвиняются:**растрата на 290 млрд рублей.

Меры пресечения: все под домашним арестом.

Перспективы дела: дело находится в разработке.

Хотину вменяют растрату по нескольким эпизодам. Первый — за неоплаченные кредиты на 7,5 млрд рублей, которые банк «Югра» в 2016–2017 годах выдал компаниям, связанным с Хотиным. Второе дело завели летом 2019-го — уже по поводу 283 млрд рублей, выданных под видом необеспеченных кредитов. По сведениям «Ведомостей», речь идёт о почти 90% активов «Югры» на июнь 2017 года — это рекордная сумма претензий по уголовным делам к банкирам. Защита бизнесмена утверждает, что растратить столько денег было невозможно, поскольку общая сумма кредитов юрлиц не превышала 267 млрд рублей.

Алексей Хотин

© mskagency.ru/ Сергей Ведяшкин

Оперативники задержали Хотина 19 апреля 2019 года, а спустя неделю — главу банковского отдела Управления «К» ФСБ Кирилла Черкалина. По сведениям РБК, показания на Черкалина дал именно Хотин, который несколько лет платил ему за покровительство. Защита Хотина это отрицает.

Что нужно знать о деле «Югры» — в материале «Секрета».

Растрата в «Кредит-экспрессе»

Основные фигуранты:

  • православный предприниматель Василий Бойко-Великий (владелец бренда «Русское молоко», «Вашъ финансовый попечитель» и 10% «Кредит-экспресса»);
  • председатель правления банка Алла Кабанова;
  • руководитель московского филиала банка Елена Чуева;
  • начальник отдела кассовых операций Наталья Ципинова;
  • экс-главбух банка Мария Антонова.

В чём обвиняются: хищение и растрата $920 тысяч и 180 млн рублей.

Меры пресечения: Бойко находится в СИЗО.

Перспективы дела: расследование продолжается.

Бизнесмена обвиняют в растрате средств банка «Кредитный экспресс». По версии следствия, в 2013–2018 годах сотрудники банка выдавали кредиты по подложным документам. Общая сумма — 180 млн рублей и $929 тысяч. Следователи обнаружили, что часть фиктивных кредитов оформили на сотрудников предприятий, подконтрольных Бойко-Великому. Всего в уголовном деле 31 эпизод. Бизнесмен проходит по одному из них.

Василий Бойко-Великий, «Русское Молоко» — Вручение Премии Марка № 1 в Кремле 2014.

© Кадр youtube.com/«Русское Молоко»

Также Василий Бойко-Великий проходит фигурантом по делу о мошенничестве с земельными участками в Рузском районе Подмосковья. Через Европейский суд по правам человека он добился признания ареста по этому делу незаконным. Что нужно знать о деле Бойко-Великого — в материале «Секрета».

Махинации в Промсвязьбанке

Основные фигуранты: экс-владельцы Промсвязьбанка братья Дмитрий и Алексей Ананьевы.

В чём обвиняются: фиктивные сделки на 282 млрд рублей.

Меры пресечения: заочно арестованы и объявлены в международный розыск.

Перспективы дела: расследование продолжается.

Алексей Ананьев

© Кадр youtube.com/РБК

В сентябре 2019 года против братьев Ананьевых завели уголовное дело о растрате и легализации средств Промсвязьбанка. Временная администрация банка предъявила претензии на 282 млрд рублей. По версии следствия, речь шла о фиктивных сделках РЕПО, махинациях при продаже акций банка и хищении кредитных досье корпоративных заемщиков. Через кипрский филиал банка братья легализовали за пять дней 66,3 млрд рублей, $575 млн и €24,4 млн, а ещё за один день — 39 млрд рублей и $169 млн.

Дмитрий Ананьев

© Кадр youtube.com/Медиагруппа INFOX

Защита полагает, что сделки полностью соответствовали закону, а братьев Ананьевых преследуют по «политическим основаниям». Имущество банкиров в России арестовано — это 33% акций в компании «ПСБ-менеджмент», самолёт Bombardier Challenger 650 и деньги на банковских счетах. Сейчас Ананьевы скрываются за границей. Где именно — неизвестно.

Что нужно знать о деле Промсвязьбанка — в материале «Секрета».

Хищения в Антипинском НПЗ

Основные фигуранты: экс-владелец НПЗ Дмитрий Мазуров.

В чём обвиняются: хищение более 3 млрд рублей у ПАО «Сбербанк», Промсвязьбанка и Абсолют-банка.

Меры пресечения: находится в СИЗО.

Перспективы дела: дело продолжают расследовать.

Заявление на Мазурова подписал лично глава Сбербанка Герман Греф. В эпизоде, связанном со Сбербанком, фигурирует ущерб в $1,75 млрд — но, по словам остальных кредиторов, в общей сложности речь идёт о $3 млрд кредитов, выданных Сбербанком, Промсвязьбанком и Абсолют-банком. По версии следствия, бизнесмен привлёк кредиты из нескольких банков под залог завода, уже заложенного Сбербанку. Кроме того, Мазуров выводил деньги из НПЗ, продавая топливо собственным компаниям по заниженным ценам.

Дмитрий Мазуров

© mskagency.ru/Сергей Киселев

Защита Мазурова обвиняет Сбербанк в том, что он делал всё, чтобы получить контроль над предприятием. Что касается кредитов и залогов — по версии адвокатов, на эти деньги Мазуров намеревался достроить завод. За долги Антипинский НПЗ перешёл Сбербанку. Мазуров находится в СИЗО.
Что нужно знать о деле Антипинского НПЗ — в материале «Секрета».

Рейдерский захват Ейского портового элеватора

Основные фигуранты: Давид Якобашвили (сооснователь «Вимм-Билль-Данна» и вице-президент РСПП, №145 в Forbes).

В чём обвиняются: мошенничество с 46% акций ЕПЭ.

Меры пресечения: Якобашвили скрывается за границей.

Перспективы дела: с концы июня никаких подвижек нет.

В июне 2019-го в музей «Собрание», который принадлежит миллиардеру Давиду Якобашвили, пришли с обыском. Его бывший партнер по бизнесу Борис Минахи пожаловался в ФСБ на попытку рейдерского захвата Ейского портового элеватора на Азовском море (совместный проект предпринимателей до 2015-го — второй по мощности терминал по перевалке зерна).

По версии окружения Якобашвили, Минахи обратился в правоохранительные органы из мести. В мае 2018-го Якобашвили сам пытался засудить Минахи за махинации со средствами Ейского элеватора. По версии источника РБК, Якобашвили дал Минахи «в долг» контрольный пакет акций элеватора, но тот не смог его вернуть и попытался надавить на партнёра с помощью спецслужб.

Давид Якобашвили

© mskagency.ru/Александр Авилов

Обыски в музее проходили, когда Якобашвили во Франции. Он счёл происходящее «неадекватным» и пообещал, что не вернётся в Россию, пока «с делом не разберутся».

Что нужно знать о деле Антипинского НПЗ — в материале «Секрета».

Коллаж: shutterstock.com/«Секрет фирмы»