«Российский Джобс» сделал компьютеры для МВД. Теперь его хотят посадить
Как производитель лучших в России суперкомпьютеров оказался в тюрьме23 октября суд может продлить арест Всеволода Опанасенко, гендиректора российского производителя суперкомпьютеров «Т-Платформы». Он находится в СИЗО уже 7 месяцев. В его защиту высказались видные правозащитники, а бизнес-омбудсмен Борис Титов даже написал письмо Путину. «Секрет фирмы» разобрался, почему это дело вызвало резонанс в бизнес-среде и как оно сказывается на бизнесе одной из самых высокотехнологичных фирм страны.
Что произошло?
В марте 2019 года Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело против Опанасенко. Его обвиняют в том, что он убедил одного из полицейских начальников помочь «Т-Платформам» выиграть конкурс на поставку компьютеров в подразделения МВД.
Сразу после возбуждения дела Опанасенко отправили в СИЗО. Суд несколько раз продлял меру пресечения. Многие представители бизнес-элиты возмутились этому: они считают эту меру слишком жёсткой.
В поддержку Всеволода высказались адвокат Анатолий Кучерена, секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев, а бизнес-омбудсмен Борис Титов отправил письмо президенту Владимиру Путину, в котором попросил проверить, насколько обоснованно уголовное преследование бизнесмена. К письму Титов приложил 78 листов документов, в том числе результаты независимых экспертиз.
Позиции сторон
В ноябре 2016 года «Т-Платформы» заключили с МВД договор на поставку 9348 компьютеров. Контракт закрыли в декабре 2018 года. Это была крупнейшая закупка вычислительной техники на базе отечественных центральных процессоров, заявили тогда поставщики.
По версии следствия, поставленное оборудование не соответствовало техническим требованиям и имело «неустранимые недостатки». СКР считает, что Опанасенко знал об этом, но уговорил начальника департамента информационных технологий МВД Александра Александрова обеспечить для «Т-Платформ» преимущество на конкурсе. Полицейского тоже арестовали.
Ущерб оценили в 357 млн рублей — такова была сумма контракта.
Защита настаивает: в преференциях на конкурсе компания не нуждалась. В Правительстве РФ несколько раз обсуждали, что для полиции надо закупать компьютеры с отечественным процессором, и «Т-Платформы» звучали как потенциальный поставщик. Об этом же Путину написал Титов, добавив, что Александров не мог повлиять на результаты аукционов.
Соответствуют ли компьютеры техническому заданию или нет — предмет для разбирательства в гражданском или арбитражном суде, но не повод для уголовного дела, заявил адвокат Опанасенко Дмитрий Ляшков. Он добавил, что фигурирующие в деле компьютеры используют для экзаменов в ГИБДД и нареканий у работающих с ними инспекторов нет.
Андрей Саунин, адвокат, партнёр Международного центра защиты прав Globallaw: Бизнесмен захотел поиграть в бизнес с МВД. Такие игры государство не любит. Вот бюрократы и воспользовались нюансами в договоре. Думаю, в этом деле у обеих сторон нос в пушку, как и практически у всего крупного бизнеса.
Чем необычно это дело
В этом уголовном преследовании СКР применил новацию, утверждает глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуриджи. Она заключается в том, что дело возбудили не по статье «Мошенничество», а по статье № 285 («Подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями»).
Статью вменяют Всеволоду Опанасенко некорректно, говорит Хуруджи. Она позволяет брать под стражу только должностные лица из госсектора, а Опанасенко — бизнесмен.
По словам Александра, на такую «хитрость» следствие идёт для того, чтобы обойти «путинские» поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, согласно которым подозреваемых директоров фирм нужно отправлять не в СИЗО, а под домашний арест. Хуриджи добавил, что бизнес-омбудсмену и другим защитникам прав предпринимателей сложнее оказать поддержку тем, кого судят по неэкономической статье.
Почему процесс вызвал резонанс
Титов написал Путину, что заключение бизнесмена под стражу — слишком жёсткая мера. Арест можно заменить залогом, что «в полной мере обеспечит цели правосудия по экономическим преступлениям».
Анатолий Кучерена заявил: «Против нахождения Всеволода Опанасенко под стражей высказался даже представитель прокуратуры. Никаких оснований для содержания Опанасенко в СИЗО обстоятельства дела не дают».
«Все заседания по продлению меры пресечения ничем друг от друга не отличаются, — рассказал Дмитрий Ляшков. — Следствие приводит одни и те же доводы. Суд должен их проверять, но не делает этого». Адвокат подчеркнул, что Опанасенко добровольно сдал заграничный паспорт и готов внести залог, но его держат под стражей, «чтобы выдавить признание вины».
Александр Хуриджи ставит дело Опанасенко в один ряд с другими, «серьёзно сказывающимися на инвестиционном климате в России», — арестом Майкла Калви и других фигурантов дела Baring Vostok, а также делом «Рольфа».
«Все эти дела подрывают доверие к российской юрисдикции. То, что разрешено в других странах, у нас приводит к уголовным делам, которые вызывают массу вопросов», — отметил эксперт.
Компьютеры «Т-Платформ» входят в топ самых мощных суперкомпьютеров мира. Что делают другие государства для поддержки такого бизнеса? Обеспечивают гранты, налоговые льготы и т. д. Что делают у нас? Возбуждают уголовное дело и сажают под арест.
Опанасенко в бизнес-среде знают как «российского Стива Джобса». Это к вопросу о том, как мы защищаем инновации, импортозамещение, бизнес-климат и инвестиции в Россию.
Почему Опанасенко называют «российским Джобсом»
Всеволод Опанасенко — один из идеологов создания суперкомпьютеров в России и развития национальной радиоэлектронной отрасли в целом, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.
Компанию «Т-Платформы» основал в 2002 году. Её суперкомпьютеры несколько раз входили рейтинги самых мощных в мире (лучший результат — 12-е место в ноябре 2009 года). В 2017 году компания продала российский суперкомпьютер немецкому вычислительному центру за 17 млн евро.
Также фирма известна как разработчик самого успешного отечественного микропроцессора «Байкал». На этот проект компания получила льготный кредит от государственного Фонда развития промышленности (ФРП) на 500 млн рублей.
Сейчас в 500 наиболее мощных суперкомпьютеров мира всего два российских, и оба от «Т-Платформ». В рейтинге они занимают 93-е и 364-е места соответственно. При этом Китаю в рейтинге принадлежат 220 позиций, а США — 116. Россия всё сильнее отстаёт от своих конкурентов в сфере суперкомпьютеров, прокомментировал это председатель совета директоров фонда «Сколково» Виктор Вексельберг.
«Опанасенко не только основатель фирмы, он — идейный вдохновитель и главный архитектор разрабатываемых решений, — рассказал „Секрету фирмы“ финансовый директор „Т-Платформы“ Елена Дорошенко. — Всеволод всегда был активным участником рынка микроэлектроники, выступал с инициативами по его развитию, он стоял у истоков создания индустрии высокопроизводительных вычислений в нашей стране».
Как арест повлиял на работу компании
Без гендиректора работа компании «ограничена и заторможена», говорит Дорошенко и уточняет: компания потеряла доступ к кредитам. Как результат — компания не смогла заплатить налоги, и ФСН в августе 2019 года подала иск о банкротстве компании.
Менеджмент принимает все усилия, но в связи с задержками в выплате зарплаты часть сотрудников покинула компанию. Несмотря на сложившуюся ситуацию, мы рассчитываем погасить задолженность перед ФНС и выполнить все обязательства.
С исками о взыскании долгов в течение 2019 года обратились около десятка компаний. В частности, по одному из исков суд обязал «Т-Платформы» выплатить фирме «АМДтехнологии» 62 млн рублей.
По итогам 2018 года выручка «Т-Платформ» составила 2,985 млрд рублей, расходы — 2,184 млрд рублей. Возможно, компания из-за ареста основного собственника столкнулась с финансовыми проблемами, поскольку кредиторы не воспользовались возможностью списания денег со счетов в рамках исполнительного производства.
Как Опанасенко переживает арест
«Держится молодцом, на режим не жалуется», — рассказал Александр Хуриджи, который по просьбе Бориса Титова посещал гендиректора «Т-Платформ» в СИЗО. По его словам, Всеволод в камере смотрится «неестественно» — потому что он не «матёрый преступник, а инженер».
«Всеволод — сильный духом человек, с ситуацией справляется достойно. — рассказала „Секрету фирмы“ его супруга Опанасенко Евгения. — Против „Т-Платформ“ и самого Всеволода вводили санкции со стороны США, и ни тогда, ни сейчас сложности не сломили его».
По её словам, Всеволод в курсе текущего положения дел в компании. Контрактом с МВД продолжает гордиться.
Дело Опанасенко — очередной повод для дискуссии о том, место ли за решёткой для тех, чья вина в экономическом преступлении ещё не доказана. И, хотя даже Путин говорит, что не место, на практике происходит обратное. Более того: уголовные дела и заключения под стражу стали решающим аргументом в бизнес-конфликтах.