11 августа 2017 года в 08:22

19 текстов о второй экономике мира — китайской: Лучшие статьи «Секрета фирмы»

Как работают IT-гиганты из КНР, какие сферы экономики их интересуют и как построить с ними работу

19 текстов о второй экономике мира — китайской: Лучшие статьи «Секрета фирмы»

«Секрет» выбрал несколько самых интересных и полезных своих текстов, посвященных современному китайскому бизнесу. В них рассказывается, как Китай стал родиной стартапов, как в этой стране придумали идеальное медиа будущего и куда уходят китайские деньги.

Медиа будущего по-китайски: Toutiao угадывает интересы аудитории и стоит $11 млрд

У новостного сервиса, который читают 700 млн человек, нет редакции. Его штат — 1000 программистов

© Bloomberg / Getty Images

Самые успешные технологические компании Китая подражают американским гигантам. Ну или начинали с этого. AliExpress — китайский Amazon, Baidu — китайский Google, Xiaomi — китайская Apple. Но есть исключения. Одно из самых ярких — новостной агрегатор Toutiao, который использует технологии машинного обучения, чтобы показывать каждому своему пользователю уникальную картину дня.

«Заметки из пекинской кофейни»: Китайский бизнес глазами англичанина####

Пульс второй экономики мира

В издательстве «Олимп-бизнес» выходит книга Джонатана Гелдарта «Заметки из пекинской кофейни», сборник очерков о китайских бизнесменах, с которыми топ-менеджер консалтинговой компании Grant Thornton познакомился, когда жил в Пекине. Среди героев книги нет звёзд масштаба Джека Ма или Лэя Цзюня — Гелдарт рассказывает истории простых китайцев. «Секрет» публикует главу, посвящённую 20-летнему актёру, который мечтает стать киномагнатом.

Как в Китае обманывают российских бизнесменов

Предостерегает Артём Лылык

© Jon Woo / Reuters

Если вы собрались вести бизнес с китайскими партнёрами, приготовьтесь удивляться и перепроверять всё по несколько раз. Вам часто будет казаться, что вы с ними мыслите совершенно по-разному. Так оно и есть, даже в мелочах.

Пять знаменитых западных брендов, незаметно ставших китайскими

Nokia, Alcatel, BlackBerry и другие

© Reuters

С появлением iPhone производители мобильных телефонов стали терять клиентов, выручку и былое величие. Китайские технологические гиганты решили воспользоваться ситуацией и начали скупать известные западные убыточные компании, чтобы нарастить свои доли на внешних рынках, сыграв на ностальгии. «Секрет» вспоминает западные телефонные бренды, которые попали в азиатские руки.

Похоронные революционеры: Китайский маркетолог меняет сферу ритуальных услуг

Личная потеря как повод начать бизнес

© China Photos/Getty Images

Китайский рынок похоронных услуг очень похож на российский: он также монополизирован, коррумпирован и диктует запредельный уровень цен. Пекинец Ван Дань пережил трагедию и решил открыть свой бизнес в этой сфере, но играть по другим правилам: устанавливать минимальную наценку, предоставлять услуги онлайн, входить в положение клиентов. The Guardian опубликовала эссе о его эксперименте, а «Секрет» перевёл из него самое интересное.

Много денег из ничего: Знакомьтесь, WeChat, самый дорогой мессенджер мира

Начали со стикеров, закончили комиссией с платежей на $1 млрд

© Kevin Frayer / Getty Images

Китайский WeChat принято сравнивать с WhatsApp, Line и Telegram, но он давно превратился в мобильную платформу для платежей, шопинга, вызова врача и такси, поиска скидок и развлечений. Меньше чем за пять лет мессенджер привлёк к сегодняшнему дню 650 млн активных пользователей. Для сравнения: у главного конкурента WhatsApp 1 млрд пользователей, у японского Line — 220 млн, у Viber — 240 млн и у Telegram — 60 млн. При этом ни один мессенджер не может сравниться с WeChat по количеству функций, в этом он больше напоминает платформу Facebook. «Секрет» рассказывает, как компания превратилась в целый мир.

Китайский Форрест Гамп: Каким Джека Ма видят его работники и партнёры

Фрагмент книги Дункана Кларка «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица»

В издательстве «Эксмо» выходит бестселлер Дункана Кларка Alibaba: The House That Jack Ma Built (российский вариант названия— «Alibaba. История мирового восхождения от первого лица»), посвящённый основателю и совладельцу Alibaba Group Джеку Ма. Дункан познакомился с Ма в 1999 году, когда тот делал первые шаги в бизнесе, и впоследствии много с ним общался в качестве главы консалтинговой компании BDA China. Именно прямая речь короля электронной торговли составляет главную ценность этой книги. «Секрет» публикует главу, которая называется «Магия Джека». В ней автор рассказывает о личности своего героя.

Xiaomi: Как интернет-гигант удерживает лидерство в Китае и зачем ему экспансия

От копирования iPhone до строительства технологической империи

© Xiaomi

В 2014-м Xiaomi стала одной из самых дорогих частных компаний в мире с оценкой инвесторов в $45 млрд, Forbes Asia назвал её основателя Лей Юна бизнесменом года. Компания начинала как производитель смартфонов и выпускала модели, повторяющие продукцию Apple. Со временем Xiaomi стала смотреть в сторону интернета вещей и носимых устройств. За пять лет ей удалось обойти в Китае всех конкурентов, включая Samsung и Apple, но теперь рост продаж смартфонов замедлился. Компании предстоит использовать новые бизнес-модели, чтобы удержаться на плаву.

Медовик-батюшка: Удивительное путешествие в Россию на севере Китая

Как вышло, что китайцы полюбили всё русское

© Ullstein Bild / Getty Images

В последние годы бизнесмены России поразили мир квестами, промышленными лазерами, «Машей и Медведем», а также гоп-стайлом (спасибо модельеру Гоше Рубчинскому). Встречайте новый хит — чудо-торт медовик, покоривший Китай. Юлия Дудкина съездила в Харбин и близлежащие города, чтобы разобраться в бешеной популярности медовика, и, как это часто бывает, обнаружила более интересный феномен: китайцы построили на севере своей страны туристическую Россию, и там можно встретить много чудес.

Сергей Батулин. Как найти общий язык с китайскими партнерами

Научитесь играть в шашки вэйци

© Zuma / TASS

Работа с Китаем — модная сейчас тема среди российского бизнес-сообщества. Проблема в том, что про Китай мы почти ничего не знаем. ​Наибольшее количество неизвестных переменных возникает в вопросах взаимодействия с китайскими партнёрами. Актуальных пособий по этой теме просто не существует, особенно если говорить о продвижении российских услуг и товаров в Китае. Поэтому в первую очередь хотелось бы рассказать о базовых вещах — как вести переговоры с представителями китайского бизнеса.

Александр Дунаев. Зачем «финансовое подразделение Alibaba» приходит в Россию

Купить Qiwi, заняться микрокредитами?

© Reuters

Главная новость последнего времени в российском финтехе — заявление китайской компании Ant Financial Services (СМИ называют её «финансовым подразделением Alibaba») о планах выйти на российский рынок микрокредитования. Для нашего рынка это действительно резонансное событие, поэтому важно правильно расставить акценты. Но пока этого никто не сделал.

Донгбай Гуо (AliExpress): «Чтобы просмотреть все товары, нужна целая жизнь»

Как китайский молл работает в России

© Егор Слизяк / «Секрет фирмы»

За полгода российский офис AliExpress вырос в восемь раз, а с мая компания начала нанимать российских программистов. Россия входит в топ-3 крупнейших рынка для Alibaba. «Секрет» спросил технического директора AliExpress Донгбая Гуо о российских разработчиках, специфике местных пользователей и о том, почему так сложно перевести названия товаров на русский.

Джек Ма: «Моя крупнейшая ошибка — создание Alibaba»

И другие признания успешного предпринимателя в Петербурге

© Lucy Nicholson / Reuters

На Петербургский международный экономический форум основатель Alibaba Group Джек Ма приехал во второй раз. В этом году предприниматель рассказал о том, как будет развиваться его компания в ближайшие годы, дал советы предпринимателям и оценил состояние созданной в России инфраструктуры для бизнеса (по словам Ма, оно плачевное). «Секрет» публикует конспект этого выступления.

Китайский прорыв: Как AliExpress стал главным онлайн-магазином России

Великий перелом, который мало кто заметил

© Наталья Осипова / «Секрет фирмы»

Десять лет назад китайские товары приезжали в Россию в характерных клетчатых сумках, и люди покупали эти товары на рынках. Интернет изменил казавшуюся вечной индустрию — в прошлом году AliExpress стал крупнейшим по посещаемости онлайн-магазином в России, обогнав eBay, Ozon и «Юлмарт». Теперь граждане объединяются в соцсетях и получают китайские товары AliExpress через «Почту России» — почти на $2 млрд в год. По данным TNS Russia, на сайт ежемесячно из России заходят 16 млн посетителей (по данным SimiliarWeb, намного больше — 55 млн). Для сравнения: аудитория американского eBay, открывшего представительство в России на два года раньше Ali, — 8,2 млн, а у Ozon.ru — 8,5 млн.

Дракон расправил плечи: Китайские компании скупают активы по всему миру

Рэнкинг крупнейших сделок

© Kevin Frayer / Getty Images

За первые шесть месяцев 2016 года китайские компании потратили на скупку зарубежных активов $135 млрд — больше, чем за весь прошлый год. Растёт и число сделок: в прошлом году их было 598, в этом ожидается около 1000. Этот тренд определился ещё несколько лет назад, но именно сейчас Китай становится лидером глобального рынка слияний и поглощений. «Секрет» составил рэнкинг крупнейших сделок M&A, совершённых китайскими компаниями, и попросил эксперта рассказать о природе феномена.

Благословение Компартии: Как Китай стал родиной технологических стартапов

Больше не клоны, а новаторы

© VCG / Getty Images

Население Китая — почти 1,5 млрд человек, это привлекательный рынок для компаний всего мира, но завоевать его непросто. Большинство иностранных компаний не могут конкурировать с локальными игроками, страдают от действий местных властей и быстро уходят с рынка. Недавно сервис заказа такси Uber продал китайский бизнес своему местному конкуренту, компании Didi, в обмен на 18% акций объединённого предприятия. Как и другие американские гиганты вроде Google и Facebook, Uber обрёл популярность далеко за пределами США, но не смог покорить Китай — компания работала в стране два года и за это время потеряла почти $2 млрд.

Сунька: Путешествие с челноками из Владивостока в Китай

Как сейчас зарабатывают «помогаи»

© Александра Карелина / «Секрет фирмы»

Я стою без штанов посреди номера дешманской гостиницы в Суйфэньхэ и слушаю крики администратора, который ворвался пять минут назад, не постучав, и негодует, что я ещё здесь. «Кто руководитель? Кто руководитель?» — возмущается китаянка с ресепшена ночлежки «Люнь-Синь», пока я, тщетно пытаясь сунуть ногу в штанину, подбираю знакомые ей русские слова, чтобы объяснить, что я всего лишь турист. В девять утра двери всех номеров «Люнь-Синь» нараспашку — постояльцы уже стащили вниз огромные сумки с вещами, заранее приготовленные руководителями их групп, и направили стопы свои в сторону автовокзала. На всём этаже только я, без штанов и в замешательстве.

Восточный маршрут: Как туристы из Китая путешествуют по России

Цифры и факты

© Илья Кутовой / «Секрет Фирмы»

В 2015 году китайцы, по данным Ростуризма, стали лидерами въездного турпотока в Россию, подвинув с первого места немцев. Гостей привлекают и низкий курс рубля, и комфортная визовая политика: если китайские туристы путешествуют группами от пяти до 50 человек, им не нужно оформлять российскую визу. Почувствовав выгоду и нащупав тренд, российская туротрасль делает всё, чтобы гостям было комфортно: персонал в отелях теперь говорит по-китайски, в туристических картах появляются иероглифы, растёт число экскурсоводов — переводчиков с китайского. «Секрет» в цифрах и фактах объясняет, как гости из КНР путешествуют по России.

5 российских продуктов, покоривших Китай

Как угодить миллиарду клиентов

© Tang Ming Tung / Getty Images

После падения рубля китайский рынок для российского бизнеса стал ещё привлекательнее. Некоторые уже начали действовать. C 1 сентября на китайской торговой площадке Tmall Global (входит в Alibaba Group) начнут продаваться кондитерские изделия российских брендов «Алёнка», «Коровка», «Вдохновение». В качестве продавца выступит российский ритейлер ATK. Но никто пока не гарантирует компании успеха. Строить бизнес в Китае сложно из-за специфических законов и непредсказуемых предпочтений жителей. Хотя некоторым это сделать удалось. «Секрет» нашёл пять российских продуктов, которые полюбили китайцы.

Обсудить ()
Новости партнеров