Дракон расправил плечи: Китайские компании скупают активы по всему миру
Рэнкинг крупнейших сделокЗа первые шесть месяцев 2016 года китайские компании потратили на скупку зарубежных активов $135 млрд — больше, чем за весь прошлый год. Растёт и число сделок: в прошлом году их было 598, в этом ожидается около 1000. Этот тренд определился ещё несколько лет назад, но именно сейчас Китай становится лидером глобального рынка слияний и поглощений. «Секрет» составил рэнкинг крупнейших сделок M&A, совершённых китайскими компаниями, и попросил эксперта рассказать о природе феномена.
1. ChemChina купила Syngenta за $43 млрд
Крупнейшую покупку в истории китайского бизнеса в феврале совершила химическая корпорация ChemChina. Поглощение швейцарского производителя семян Syngenta обошлось в сумму, которая сравнима с её годовой выручкой.
Объединённая компания, которая стала самым крупным игроком на рынке сельскохозяйственной химии с капитализацией $100 млрд, планирует провести IPO. При этом Syngenta сохранится в качестве отдельной бизнес-единицы, менеджмент и штаб-квартира остаются в Швейцарии.
Хотя китайские компании особенно активно скупают именно сельскохозяйственные активы, до последнего момента ChemChina не воспринималась в качестве претендента на бизнес Syngenta — в 2015 году швейцарскую компанию пыталась поглотить американская Monsanto.
2. CNOOC купила Nexen за $15,1 млрд
Китайская нефтегазовая корпорации CNOOC купила канадскую Nexen в январе 2013 года. Сумма сделки составила $15,1 млрд — до этого так дорого за иностранные энергетические активы китайцы не платили.
Покупатель получил возможность расширить своё присутствие на рынках Канады и Нигерии, а также доступ к месторождениям в Мексиканском заливе и Северном море. CNOOC — третья по величине национальная (правительство контролирует 70% акций) нефтегазовая компания КНР после CNPC и Sinopec. За пределами Китая у неё также есть активы в Австралии, Индонезии, Кении, Нигерии и Экваториальной Гвинее.
3. Tencent купила Supercell за $8,6 млрд
Консорциум инвесторов во главе с Tencent (в него также входили Alibaba Group и Baidu) за $8,6 млрд выкупил 84% акций разработчика мобильных игр Supercell (главный хит — Clash of Clans) у японской Softbank в июне 2016 года. Оставшиеся акции пока остаются у сотрудников Supercell.
Supercell — редкий пример европейского (компания основана в Финляндии) разработчика игр, которому удалось завоевать популярность не только в Европе и США (как, например, ещё одной финской компании — Rovio), но и в Азии. Штаб-квартира компании пока остаётся в Хельсинки. Новые владельцы пообещали обойтись без серьёзных кадровых перестановок.
4. Sinopec купила Addax Petroleum за $7,3 млрд
Sinopec купила швейцарскую нефтегазовую компанию Addax Petroleum (разрабатывает месторождения в Африке и на Ближнем Востоке) в 2009 году.
Государственная нефтяная компания регулярно покупает зарубежные энергетические активы. Из последнего — российская «Удмуртнефть» ($3,5 млрд), канадская Daylight Energy ($2,1 млрд), бразильские активы испанской компании Repsol ($7,1 млрд).
5. MMG купила Las Bambas за $7 млрд
Крупнейший в мире сырьевой трейдер Glencore согласился продать китайскому консорциуму перуанский медный рудник Las Bambas в августе 2014 года.
Добывать руду начали лишь в первом квартале 2016-го. До этого предприятие не получалось ввести в эксплуатацию из-за глобального снижения цен на сырьё и протестов местного населения, которое посчитало этот проект опасным для окружающей среды.
6. Anbang Insurance купила Strategic Hotels & Resorts за $6,5 млрд
О покупке китайской группой страховых компаний Anbang Insurance гостиничного оператора Strategic Hotels & Resorts стало известно в марте 2016 года. За $6,5 млрд Anbang Insurance получила 18 отелей класса люкс в США и Германии.
Это одна из крупнейших сделок в истории гостиничного бизнеса, но скоро Anbang Insurance может совершить ещё более дорогую покупку. На днях выяснилось, что она планирует приобрести гостиничную компанию InterContinental Hotels Group за $9,1 млрд. Если сделка состоится, китайцы получат более 5000 объектов, в том числе около 3000 отелей Holiday Inn и Holiday Inn Express.
7. Tianjin Tianhai (HNA Group) купила Ingram Micro за $6,3 млрд
Китайский инвестиционный холдинг Tianjin Tianhai, дочерняя структура HNA Group, поглотил международного IT-дистрибьютора Ingram Micro в феврале 2016 года. Сделка должна будет облегчить Tianjin Tianhai работу на международном рынке.
Накануне поглощения Ingram Micro сама совершила ряд серьёзных покупок: приобрела бизнес российского IT-дистрибьютора RRC Group в нескольких европейских странах, а также программные продукты российского разработчика Parallels.
8. Haier купила General Electric Appliances за $5,4 млрд
Промышленная группа Haier договорилась о покупке General Electric Appliances в январе 2016 года. Помимо бизнеса по производству холодильников, стиральных машин и прочих бытовых приборов Haier, которая сама выпускает бытовую технику и электронику в среднеценовом сегменте, получит мощную дилерскую сеть. Таким образом, сделка создаёт плацдарм для развития бизнеса Haier в Америке, компания шла к этому без малого десять лет.
9. Shanghai Giant Network Technology купила Caesars Interactive Entertainment за $4,4 млрд
О том, что китайский консорциум, в который, в частности, входят Shanghai Giant Network Technology и инвесткомпания основателя Alibaba Джека Ма, поглощает канадскую игровую компанию Caesars Interactive Entertainment, стало известно в конце июля этого года. Сама Caesars Interactive Entertainment переживает не лучшие времена и близка к банкротству, но китайцев интересует лишь один её актив — израильская игровая студия Playtika.
В результате поглощения израильская компания сохранит независимость и продолжит заниматься тем же, чем занималась раньше, — азартными играми для мобильных устройств. В её Slotomania, Caesars Casino и другие похожие игры каждый день играют по 6 млн человек.
10. Shuanghui International купила Smithfield Foods Inc. за $4,7 млрд
Китайский холдинг Shuanghui International Holdings купил крупнейшую свиноводческую компанию мира Smithfield Foods в 2013 году. Цель — увеличение экспорта продукции Smithfield Foods в Китай.
Shuanghui International и до этой сделки была крупнейшей китайской мясоперерабатывающей группой — производила более 2,7 млн т мяса в год. СМИ называют её председателя «палачом №1 в КНР», потому что он ежегодно отправляет под нож более 15 млн свиней.
Комментарий эксперта
Китай всегда развивался как особого рода мегаимперия, которая может быть устойчивой, только если она постоянно растёт и расширяется. Так же было столетия и даже тысячелетия назад, просто сегодня несколько изменились методы.
В последние несколько лет рост китайской экономики замедлился. Это связано прежде всего с выработкой ресурсов внутреннего рынка, заметным ростом себестоимости производства, неловкими попытками государства контролировать экономику снизу доверху. Чтобы компенсировать проблемы на внутреннем рынке (не будет роста — начнётся кризис), китайские компании идут за рубеж.
Тактика этой экспансии — в стремлении перехватить у Запада ряд ключевых областей. В 1970-х и 1980-х такую же тактику, как у современного Китая, пыталась использовала Япония, но у неё стать крупным игроком по ряду причин не получилось. А вот Китай, на мой взгляд, имеет все шансы стать первой крупной азиатской державой, играющей на равных с западными компаниями на западных рынках.
Пользуясь нехваткой свободных денег в Европе, сложностью получения кредитов под мегапроекты и искренней верой многих западных компаний и правительств, что это «всего лишь бизнес», Китай стремится добиться доминирующего влияния в добыче полезных ископаемых, атомной энергетике (обратите внимание на скупку активов в Великобритании и Аргентине), информационных технологиях, сельском хозяйстве и инфраструктурных проектах.
Фотография на обложке: Kevin Frayer / Getty Images
Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска — исключительно ваша задача.
Редакция «Секрета фирмы» не несёт ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале. И не рекомендует использовать эту информацию в качестве единственного источника при принятии инвестиционного решения.