06 июля 2017 года в 17:17

Пять знаменитых западных брендов, незаметно ставших китайскими

Nokia, Alcatel, BlackBerry и другие

Пять знаменитых западных брендов, незаметно ставших китайскими

С появлением iPhone производители мобильных телефонов стали терять клиентов, выручку и былое величие. Китайские технологические гиганты решили воспользоваться ситуацией и начали скупать известные западные убыточные компании, чтобы нарастить свои доли на внешних рынках, сыграв на ностальгии. «Секрет» вспоминает западные телефонные бренды, которые попали в азиатские руки.

Nokia

© Nokia

Финская Nokia прошла путь от мелкого изготовителя сапог и туалетной бумаги до техногиганта. В 2007 году компания занимала более 50% всего рынка мобильных телефонов. Сегодня она не входит даже в первую десятку. В 2013-м американская Microsoft купил марку за $7 млрд, а затем фактически полностью её уничтожил. В 2015 году убыточные Nokia Devices and Services закрыли, сотрудники были уволены.

Ранее Microsoft начал выпускать планшеты и новые модели телефонов Nokia и пробовал возродить бренд. Но технологически превзойти гаджеты Apple не удалось.

В прошлом году бренд частично вернулся к финнам. Его приобрели финский стартап HMD Global Oy и FIH Mobile из КНР всего за $350 млн. Сейчас они делают римейки культовой модели Nokia 3310 и приборы для контроля за весом и давлением.

На этой неделе в интернете появились рекламные брошюры нового смартфона Nokia с экраном без рамки. В брошюре упоминается наличие сканера радужной оболочки глаза. Презентация новинки ожидается в июле-августе 2017-го.

Motorola

© Motorola

Пик популярности Motorola пришёлся на 2005 и 2006 годы, когда было продано более 50 млн ультратонких и лёгких раскладушек Razr. В 2007-м выручка компании от продажи мобильных телефонов составила около $18 млрд. После телефонного дебюта Apple преимущества Motorola в глазах пользователей потускнели, и компанию приобрел Google. Корпорация и не собиралась возвращать Motorola утраченные позиции. Весной 2012-го Google сильно переплатила, отдав за убыточный бренд $13 млрд ради патентов.

Развить собственное направление на основе изобретений Motorola у Google не получилось, и в январе 2014-го он перепродал оскудевший портфель Lenovo. Последняя заплатила за Motorola более $1 млрд. Ещё $1,5 млрд были растянуты на ежеквартальные платежи в течение трёх лет. Таким образом, бренд окончательно станет китайским только к концу этого года.

Слияние было болезненным. Lenovo сократила не менее 2000 рабочих мест в США. А телефонный бизнес Motorola, занимавший в 2014-м третью строчку в списке ведущих смарт-производителей, опустился на восьмое место. В ближайшее время Lenovo планирует выпустить девять моделей под брендом Moto.

Philips

© Philips

Огромную голландскую корпорацию бытовой электроники Philips давно уже растащили на мелкие кусочки. Изобретатель кассет, CD, DVD, Blu-ray-дисков сейчас самостоятельно занимается только бритвами, лампочками и медицинским оборудованием.

С 2007-го мобильное подразделение Philips принадлежит CEC (China Electronics Corporation). Компания отказалась от него, не выдержав давления со стороны азиатских игроков. Ещё до закрытия сделки голландцы ежегодно сокращали финансирование разработок в сфере мобильной связи. Накануне продажи, в первом квартале 2007 года, прибыль упала со 100 млн евро до 55 млн по сравнению с тем же периодом за 2006-й. Сейчас Philips продолжает делать мобильные аппараты и, кроме того, выпускает футуристичного вида стационарные модели телефонов, такие как Philips Mira.

BlackBerry

© The light surgeon

До выхода первого iPhone канадская BlackBerry была лидером среди смартфонов. Популярность Apple и Samsung, сбои в работе проданных телефонов привели компанию к многомиллиардным потерям и утилизации нереализованного товара. В третьем квартале 2013-го убыток равнялся $4,4 млрд, а выручка снизилась на 56%.

Чтобы соперничать с появившимися сильными конкурентами, BlackBerry выпустила сенсорные модели, отказавшись от главной фишки — ПК-клавиатуры под экраном. Неудобный интерфейс пользователям не понравился, и большая часть продукции вернулась обратно в магазины.

BlackBerry дважды попробовала продаться китайцам. Первый раз сделку с Lenovo Group запретили канадские власти: надёжные и защищённые специальным кодом от слежки и прослушки смартфоны были национальной гордостью. Ими пользовались первые лица некоторых государств, например британская королева Елизавета II, немецкий канцлер Ангела Меркель, премьер-министр Пакистана Наваз Шариф.

Получив отказ правительства, в BlackBerry попытались спасти компанию своими силами: разработали с десяток новых продуктовых линеек и уволили около 40% персонала. Но положение было совсем бесперспективным. И в декабре прошлого года BlackBerry поглотил один из крупнейших мировых производителей телевизоров, кондиционеров, стиральных машинок и холодильников — китайская TCL.

В феврале 2017-го консалтинговая фирма Gartner констатировала смерть бренда. Согласно отчёту, доля BlackBerry на рынке смартфонов в четвёртом квартале 2016-го составила 0,0482%. Однако в Китае надеются оживить марку за счёт первой Android-версии с физической клавиатурой. За первый квартал этого года BlackBerry получила $671 млн прибыли при снижении продаж.

Alcatel

© Alcatel

Прежние владельцы французского бренда толком не участвовали в телефонной технологической гонке, хотя и были пионерами в области мобильных разработок. В начале нулевых они штамповали качественные и недорогие модели, а основные капиталы приобретали за счёт оборудования для телекоммуникационных сетей.

В 2005-м компания продала побочный бизнес китайской TCL из-за дорогостоящего производства на родине. Компания выкупила права на бренд и чуть менее половины совместного предприятия TCL & Alcatel Mobile Phones Limited. С тех пор доходы от мобильных устройств росли.

В 2010-м китайцы смогли продать 36 млн телефонов и аксессуаров к ним. В 2011-м на рынке появились первые планшеты Alcatel. Этой весной на выставке Mobile World Congress в Барселоне компания представила уникальный смартфон со светодиодной задней панелью. Романтический флёр Франции в моделях остался лишь в названии, в остальном — это стопроцентное Made in China.

Фотография на обложке: Reuters

Обсудить ()
Новости партнеров