secretmag.ru
Жизнь5 мин.

Панические атаки на магазины. Почему россияне скупают сахар и не только — и как это влияет на экономику

Последние недели россияне массово скупают разные товары, от муки до премиальной техники. В некоторых магазинах происходили даже «бои за сахар» — покупатели толкались друг с другом у прилавков за возможность прикупить лишний килограмм. Во многих сетях на фоне резко выросшего спроса некоторые товары моментально пропадают с полок после выкладки, в других выросли цены. «Секрет» разбирался, насколько рационально поведение потребителей в этой ситуации и не вредят ли они сами себе и экономике в целом.

Что происходит

С 24 февраля (день начала спецоперации российских войск на Украине) практически ежедневно появляются сообщения о повышенном спросе на ряд товаров. Так, россияне закупались товарами для животных, презервативами, лекарствами, китайскими смартфонами. Жители ряда регионов жаловались на пустые полки со средствами женской гигиены. Вскоре женские прокладки и тампоны появились на сайтах объявлений. За пачку из 32 штук ушлые перекупщики просят от 2000 до 4000 рублей.

Однако самый большой и неожиданный спрос пришёлся на товары бакалейной группы — гречневую крупу, муку, подсолнечное масло, сахар и т. п. Ещё в начале марте ретейлеры начали ограничивать продажу этих продуктов в одни руки, но это не особо помогло. Многочисленные кадры из магазинов, как покупатели за считаные минуты разбирают появившиеся в торговом зале тележки с сахаром, облетели СМИ и паблики.

За товарами повышенного спроса уже начинается настоящая охота: в регионах появляются объявления, авторы которых предлагают поменять на сахар или муку личные вещи — одежду, обувь, предметы быта и т. д. А в Казани задержали спекулянта, который пытался продать 50 кг сахара по завышенной цене.

Всё это происходило на фоне ожидаемого или уже состоявшегося роста цен. Ещё 21 февраля Минсельхоз и ФАС договорились с агрохолдингами, что максимальная отпускная цена для продажи сахара в розницу составит 47 рублей за килограмм. В магазинах же цена сахара в среднем вдвое выше. С этим уже разбирается ФАС.

Почему это происходит

«Ажиотаж исключительно эмоциональный», — так оценил происходящее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, у россиян «нет никакой потребности» скупать сахар, гречку и другие товары первой необходимости. Он напомнил, что подобное наблюдалось в первые недели пандемии — и тогда опасения не оправдались: продукты никуда не делись.

Опрошенные «Секретом» экономисты отмечают, что во многом поведение потребителей действительно нерационально. Но всё же ситуация отличается от весны 2020 года, когда девальвация рубля была ниже.

Так, покупка необходимых импортных лекарств впрок — вполне рациональное решение, с учетом роста курса валюты, говорит директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС, заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара Наталья Шагайда. А вот покупка муки и круп — чисто эмоциональное поведение, считает она.

Её коллега по РАНХиГС, доцент Юрий Твердохлеб, согласен, что по продуктам питания ажиотаж носит сугубо эмоциональный характер. По его словам, производство таких товаров в наименьшей степени связано с импортными поставками.

«За последние годы Россия существенно продвинулась в обеспечении продовольственной безопасности, для этого есть все необходимые ресурсы. Поэтому дефицита товаров этой группы не предвидится, оснований для закупок впрок нет», — подчеркнул эксперт.

Главным образом продовольственные товары скупает пожилое население, отмечает доцент РЭУ им. Плеханова и независимый финансовый консультант Мария Ермилова. Эти люди выработали установку: лучше запастись впрок, чем потом, если что, голодать.

Помимо прошлых психологических травм на поведение покупателей действуют понятные законы поведения масс.

«Базовая проблема с ажиотажным спросом всегда одна, и лежит она в психологии — стадном инстинкте, или, как его ещё называют, в каскадном поведении, — объясняет заведующий международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин. — Это работает так: где-то прошёл слух, что какого-то продукта не будет. Народ начинает его скупать. Возникает двойное давление: с одной стороны, люди видят, что очереди растут, — и начинают в них вставать. С другой, у производителей возникает желание придержать товар и продать, когда он станет дороже, происходят спекулятивные оттоки продуктов».

Ещё один наработанный годами шаблон поведения россиян — при любом потрясении избавляться от рублей, отмечает доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников.

«Кто побогаче — покупает квартиры, дачи или, на худой конец, обновляет машину. Кто победнее — вязанки смартфонов и прочей техники. Кто ещё беднее — мешки гречки и упаковки туалетной бумаги, которые уже стали интернет-мемом», — замечает он.

Поскольку реальные доходы населения в России практически не растут с 2013 года, то людей с бюджетом только на сахар, крупы и прочее объективно становится больше, продолжает Черников. Следовательно, и набеги на эти товары более массовы, а значит — заметны.

К чему это приведёт

Ажиотажный спрос — нештатная для экономики ситуация. Нарушается баланс спроса и предложения, производителям приходится менять свои планы, а государству — вмешиваться по мере необходимости.

Может ли дисбаланс на том или ином товарном рынке навредить экономике и в конечном счёте самим потребителям?

В целом это для экономики такие ситуации «скорее вредны», говорит Сергей Черников. Производителям и импортёрам выгоден предсказуемый спрос, чтобы можно было планировать закупки, обновление оборудования и зарплату. А после «этих истеричных всплесков» трудно посчитать, сколько завозить товара, чтобы он не завис на складе и не заморозил деньги.

«Подобное поведение покупателей, конечно, вызывает определенное напряжение в экономике — сбивается график поставок, вносятся диспропорции, что приводит к временной нехватке товаров на полках магазинов и лишь усиливает панические настроения, — рассуждает Юрий Твердохлеб. — В течение двух-трёх недель спрос стабилизируется и пойдёт на спад: когда негативные ожидания покупателей будут развеяны, их поведение вернётся к норме».

Глобального вреда экономике в большом спросе нет, считает профессор финансов РЭШ Олег Шибанов. Но и пользы для запасливых потребителей он не видит:

«Гражданам большие запасы гречки или сахара особо будут не нужны. Во многих частных разговорах коллеги рассказывают, как они продолжают использовать бытовую химию, запасённую ещё в 2020 году. Поэтому, действительно, это поведение потребителей не помогает им жить лучше».

К тому же вскоре может выясниться, что нужно было не покупать смартфоны или гречку, а, например, оплатить стоматолога, говорит Черников. А человек окажется в такой ситуации: зуб болит, а вместо денег на врача — 50 кг гречки.

Сейчас государству не стоит вмешиваться в ситуацию и пытаться своими руками бороться с выросшим спросом и ростом цен, говорят опрошенные «Секретом» эксперты. Как показывает практика, управление ценами в магазинах в ручном режиме только усугубляет ситуацию. Но в долгосрочной перспективе поддержка отечественных производителей, борьба с монополизмом в торговле и ряд других стратегических мер могут вселить в потребителей уверенность в том, что нужные им товары с прилавков никогда не исчезнут.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, depositphotos.com