18 марта, 16:35
3 мин.

Россиянам предрекли демографическую яму на фоне ажиотажа на презервативы

В России резко вырос спрос на презервативы. Аптеки с начала 2022 года продали уже 4 млн упаковок контрацептивов на 1,3 млрд рублей. Многие клиенты закупаются впрок. Независимый демограф Алексей Ракша в беседе с «Секретом фирмы» сказал, что в условиях нестабильности желание рожать детей у людей снижается, и поэтому к концу 2022 года Россию ждёт существенный провал в рождаемости.

Россиянам предрекли демографическую яму на фоне ажиотажа на презервативы

Будет ли дефицит

Как выяснили аналитики DSM Group, особым спросом презервативы пользовались у россиян в последние две недели. С 28 февраля по 6 марта продажи в аптеках выросли на 17% год к году, до 540 700 упаковок. Причём нередко люди брали пачки с 12, 18 и 30 контрацептивами.

Один из крупнейших производителей презервативов в России «Бергус» (бренды Torex, «Гладиатор», BAYAN) сообщил «Секрету», что спрос у них за месяц вырос на 20–30%.

«Спрос связываем с ажиотажем на фоне нестабильной экономической ситуации. Люди боятся и не знают, что сейчас надо закупать впрок, поэтому закупают всё подряд. Я думаю, это временное явление, презервативы — не товар первой необходимости. Но когда появляются новости, люди начинают истерически скупать всё подряд. Сейчас кто-то где-то сказал про презервативы, и дошла очередь расхватывать эту продукцию», — объяснила заместитель гендиректора компании Лилия Токарева.

Однако Армавирский завод резиновых изделий (АЗРИ), выпускающий презервативы Eros и контрацептивы для УЗИ «АЗРИ», никакого повышения спроса со стороны оптовых покупателей не видит. Председатель совета директоров АЗРИ Евгений Пономаренко в беседе с «Секретом фирмы» назвал сообщения об ажиотаже надуманными.

«Я не вижу и дефицита на рынке. Судя по заявкам, его нет. В 2021 году мы выпустили 25 млн презервативов, выполнили все без исключения заявки. Если спрос вырастет, мы готовы нарастить производство как минимум в два раза», — добавил он.

Другой российский производитель презервативов, компания Sitabella, пока тоже не увидела особого роста спроса у оптовых покупателей. При этом она не поставляет свою продукцию в аптеки, а сотрудничает только с розничными магазинами.

«По себе как-то (увеличения спроса) не заметили. Может быть, это связано с тем, что мы продаём необычные презервативы, со стимулирующими усиками. Но затишье в продажах было как феврале, так и сейчас в марте наблюдается. Заказы есть, но небольшие. Сейчас люди за сахаром и хлебом побежали, наверное», — рассказала «Секрету» представительница Sitabella.

Что будет с рождаемостью

По мнению демографа Алексея Ракши, россияне раскупают презервативы, так как ожидают подъёма цен и дефицита. Он напомнил, что ранее покупатели так же начали сносить с полок женские прокладки.

«Конечно же, в условиях нестабильности желание заводить детей падает, как правило. Поэтому я ожидаю достаточно заметного провала рождаемости через девять месяцев. Насколько конкретно упадёт показатель, зависит от уменьшения реальных доходов людей. В целом провал может быть до 10%», — предупредил эксперт.

Клинический психолог Сергей Ениколопов объяснил повышенный спрос на презервативы попыткой россиян преодолеть тревогу, занимаясь сексом. «С одной стороны, люди боятся, что презервативы и лекарства исчезнут, поэтому закупаются. С другой стороны, высокий спрос на такую продукцию — показатель повышенной тревожности, в первую очередь у молодёжи», — отметил он.

Ениколопов согласился с тем, что скупка презервативов в итоге плохо скажется на рождаемости в стране.

В конце 2021 года на ежегодной пресс-конференции президент Владимир Путин объяснил, почему в России есть проблемы с рождаемостью. По словам главы государства, в начале 1990-х «горизонт планирования у людей стал минимальным» и поэтому возникла демографическая яма. Сейчас трудности связаны в основном с изменением приоритетов в жизни женщин, считает российский лидер.

Фото: flickr.com

Новости партнеров