От Кипра до США. Куда переезжать российским предпринимателям со своим стартапом (и что для этого нужно)
*По оценкам телеграм-канала «Русский венчур».
Латвия: самый простой вариант
По данным венчурной компании Index Ventures, Прибалтика — оптимальное место для развития стартапов с точки зрения налоговой политики и государственной поддержки. Сюда хорошо релоцироваться молодым проектам на ранней стадии и потом двигаться дальше по европейским рынкам. А Латвия из всей балтийской тройки самая простая для входа.
В Латвии запущена программа стартап-виз — это подвид ВНЖ, который дают проектам не старше 3 лет. Получить его могут до пяти фаундеров одного стартапа. LIAA (Латвийское агентство развития и инвестиций) рассматривает заявление в течение месяца. Срок действия стартап-визы — 3 года, при этом её ежегодно нужно обновлять. Это стоит €100. Действие такого ВНЖ также распространяется на супругов и детей фаундеров. Выдачу стартап-виз власти Латвии не останавливали: временно прекращено только оформление туристических виз.
Требования: стартап должен быть инновационным (поэтому технологичным), масштабируемым и прибыльным.
Необходимо приложить к заявлению описание рыночного потенциала продукта, обоснованные запросы на инвестиции.
Компанию нужно зарегистрировать в течение 3 месяцев после получения стартап-визы.
С подробными условиями можно ознакомиться на официальном сайте программы.
Перечень документов для подачи на стартап-визу:
- Паспорт — с него снимут копию.
- Заявление на получение ВНЖ. Если вы ещё не арендовали квартиру, в графе «адрес» вписывайте данные отеля, где остановитесь. Но в идеале приложить договор аренды или письмо от хозяина жилья, арендованного на полгода.
- Фото 3*4 см на белом фоне.
- Подтверждение средств к существованию в течение года в размере €6000. Достаточно выписки из банка.
- Бизнес-план по развитию стартапа на 3 года.
- Справка об отсутствии судимости с апостилем.
*Мы не указываем цены в пересчёте на рубль из-за волатильности валюты.
Плюсы Латвии: для жизни и работы достаточно английского и русского языка. Латышский нужен для сдачи экзамена на получение ПМЖ. Есть доступ к грантам ЕС для стартапов.
Стоимость проживания ниже, чем в большинстве стран Европы. Для стартапов действует облегчённый налоговый режим — фиксированная ставка, возврат 45% расходов на сотрудника, нулевая ставка на прибыль.
Важно отметить, что сейчас появилось много мошенников по части стартап-виз. Мы встречали сайты и команды, которые делают фейк-стартапы и рассказывают об этом на YouTube. Государственные органы хорошо осведомлены о подобных историях. Поэтому если вы решите воспользоваться такой медвежьей услугой, то получите отказ с чёрной меткой, и в ЕС попасть уже никогда не получится. По всем нетуристическим визам порядок подачи и набор документов не изменились. Если у вас есть готовый стартап, вся процедура релокации по стартап-визе может занять две недели.
Предприниматели, бизнес которых не связан с технологиями и инновациями (допустим, маркетплейс), могут переехать в Латвию как обычный бизнес. Эта процедура тоже занимает от 2 недель. В отличие от стартапа, необходимо будет платить минимальную зарплату директору, но в текущей ситуации это неважно. Проще всего переехать тем, кто ищет работу по найму. Если вы опытный и востребованный специалист, найти работу в европейской компании более чем возможно –– в таких случаях работодатель помогает в получении рабочей визы.
Великобритания: для уверенных и инновационных
Лондон — хороший вариант для развития технологических стартапов, в первую очередь в FinTech. Это глобальный финансовый центр и «город будущего», по оценкам FDI Intelligence и TNW Tech «Tech Cities of the Future». Но релоцировать сюда стартап на стадии идеи не стоит: очень дорого и рискованно. В Великобританию стоит переезжать, когда проект показывает устойчивую прибыль, а в идеале и продажи в Европе, и готов к активному масштабированию.
Релокация в Великобританию доступна двумя путями. Первый — стартап-виза: она действует 2 года, после чего нужно податься на Innovator Visa, если проект докажет жизнеспособность. Ещё через 3 года появляются шансы получить ПМЖ. В течение первых 2 лет нельзя заниматься чем-либо, кроме стартапа, если вы переехали по стартап-визе. Но разрешена подработка. Заявление на стартап-визу рассматривают до 2 месяцев. Оформить её можно на двух человек из команды.
Требования: новая идея, инновации и жизнеспособность — три главных критерия для стартапа. В идеале его развивать в сферах FinTech, EdTech и MedTech.
Подготовленный бизнес-план нужно отправить в так называемый одобряющий орган (Endorsing Bodies) — список есть на официальном сайте программы. Только когда вы получите разрешение, можно собирать все документы.
Также нужно владеть английским языком на уровне B2 и выше.
Перечень документов для стартап-визы:
- Паспорт.
- Необходимое количество денег на счету на первый год — не менее £1270 на человека.
- Одобрение от Endorsing Bodies.
- Результаты экзамена IELTS, подтверждающие уровень английского.
- Результаты (отрицательные) теста на туберкулёз.
- Оплата госпошлины в размере £363.
Второй путь релокации — для перспективных специалистов: по визе Global Talent. Она доступна людям, которые развиваются в науке, цифровых технологиях, искусстве или культуре. Виза выдаётся на срок до 5 лет, причём уже спустя 3 года можно попробовать запросить ПМЖ. Global Talent Visa даёт возможность жить и работать в Великобритании, имея равные с гражданами страны права. То есть она не привязывает вас с конкретной компании, как, например, обычная рабочая виза. Оформление длится около 2 недель.
Перечень документов для Global Talent Visa:
- Заявление.
- Резюме.
- Рекомендательное письмо от любых экспертов в вашей области (желательно международного уровня) — не менее трёх.
- До 10 доказательств соответствия критериям приемлемости.
- Оплата госпошлины в размере £456–608 за заявку и £152 за визу.
Плюсы развития бизнеса в Великобритании: открывать компанию и заниматься ей просто — все процедуры доступны онлайн. Налог на доходы с прогрессивной ставкой — при годовом обороте до £12 570 его не придётся платить. Но верхняя планка — 45% с оборота от £150 000.
Особенности: и жить, и работать в Великобритании недёшево. Лондон находится в пятёрке самых дорогих городов мира. В частности, стоимость регистрации бизнеса начинается от £540, аренда места в коворкинге стартует от £150 в месяц.
Подробно о релокации в Великобританию мы писали здесь.
Заявители на Global Talent Visa должны получить одобрение (endorsement) своей кандидатуры от уполномоченной организации. Специалистам технологической сферы одобрения выдаёт Tech Nation. Для подачи заявки нужно собрать четыре категории документов: личное письмо, резюме (CV), минимум 3 рекомендательных письма и до 10 доказательств квалификации. Личное письмо должно состоять максимум из 1000 слов. В нём нужно указать цели поездки, а также регион или город, в котором вы планируете обосноваться.
Кроме того, важно объяснить, какой вклад вы можете внести в развитие tech-сектора Соединённого Королевства. Рекомендательные письма –– очень важная категория документов. Tech Nation необходимо убедиться в вашей компетентности и уникальности от третьих лиц. Каждый человек, который пишет вам письмо, должен быть признанным экспертом в своей области и занимать руководящую должность.
По правилам Tech Nation, к заявке нужно приложить минимум три рекомендательных письма от признанных экспертов сферы. Однако лучше отправить четыре-пять, так как некоторые из них могут отвергнуть из-за несоответствия критериям.
Франция: крупный стартап-хаб, но не для всех
Вступая в должность президента в 2017 году, Эммануэль Макрон пообещал сделать французов стартап-нацией и активно способствовать развитию технологий. Спустя 5 лет во Франции насчитывается 25 «единорогов» — стартапов с оценкой выше $1 млрд. Теперь Макрон хочет создать 10 технологических гигантов: проектов с оценкой выше €100 млрд ($114 млрд). Поэтому государство способствует развитию стартапов и привлечению активных предпринимателей.
Объёмы венчурного капитала во Франции по итогам 2020 года оценивались в €4,3 млрд, в стране запущен крупнейший в мире стартап-кампус Station F.
Во Франции работает программа стартап-виз French Tech Visa: она не требует инвестиций и в целом выглядит так же, как у других европейских стран. Срок действия визы — до 4 лет. Получить её могут не только фаундеры, но и члены команды. За визу нужно заплатить €99 при подаче заявления, а также €250 налога и €19 гербового сбора.
Требования: главное, чтобы проект был инновационным, а также попадать в сектор спроса. В идеале это машиностроение, авиация, электроника. Готовый прототип необязателен, достаточно идеи с хорошим и достоверным бизнес-планом. Стартап должен получить одобрение государственного комитета — заявку рассматривают до 4 недель. Если проект понравится комитету, фаундеру придёт письмо поддержки от фасилитатора.
Документы для стартап-визы во Франции:
- Паспорт.
- Справка об отсутствии судимости.
- Банковская выписка, доказывающая наличие денег на проживание в стране — не меньше €38 475 на год. Это сумма минимальной зарплаты во Франции.
- Письмо поддержки (одобрения) от государственного комитета.
Плюсы: стартапы во Франции получают пакет налоговых льгот и освобождений от социальных взносов. Инновационные компании (JEIs), чьи расходы на исследования и разработки составляют не менее 15% от их налогооблагаемых расходов, полностью освобождены от налога на прибыль в течение 12 месяцев. А в следующем году они получают налоговый вычет в размере 50%. В течение 7 лет они не платят местный экономический взнос или налог на имущество. А для малого и среднего бизнеса ставка корпоративного налога снижена до 15%, если годовой доход не превышает €38 120. Кроме того, есть налоговые кредиты на инновации.
Особенности: стоимость жизни и ведения бизнеса во Франции и в частности в Париже находится примерно на том же уровне, что и в Лондоне. Поэтому, если нет уверенности в том, что стартап взлетит и будет экономически успешным, не стоит начинать освоение европейского рынка отсюда — есть риск потерять много денег.
Во время пандемии главным требованием для подачи на все французские визы стала европейская вакцинация, без неё просто нельзя подать документы. Поэтому первым делом, если вы сейчас решите поехать во Францию по любой программе, вам стоит позаботиться о европейской прививке.
В связи с санкциями в отношении России некоторые французские инкубаторы сейчас предупреждают соискателей стартап-визы, что могут возникнут затруднения при одобрении проектов стартапов госорганами Франции, тем не менее программа работает исправно и пока ограничений и затруднений мы и наши клиенты не встретили.
ОАЭ: для богатых и уже успешных
По стоимости жизни и ведения бизнеса ОАЭ и в частности Дубай превосходят Лондон. Но в сравнении с прочими арабскими странами это самая подходящая локация для развития стартапа, по оценкам Startup Blink. И здесь очень стремительно растёт стартап-экосистема.
С 2016 года работает платформа Dubai Startup Hub по поддержке молодых инновационных компаний. Уже свыше 10 000 стартапов базируются в Дубае, а проекты в ОАЭ привлекают свыше половины всего финансирования, выделенного на страны MENA — Магриба и Ближнего Востока. Конкуренция в Дубае становится всё жёстче, поэтому стартапу сюда стоит заходить уже с проверенной бизнес-идеей и готовым продуктом — не с прототипом.
В ОАЭ есть программа Golden Visa, которая предлагает получить пяти- и десятилетние визы талантливым предпринимателям и инвесторам. Условия зависят от конкретного эмирата: есть программа для Дубая, есть для Абу-Даби. В частности, есть шансы получить Golden Visa стартапам из сферы здравоохранения, агропромышленности, финансового сектора, а также деятелям науки.
Требования: предпринимательский опыт (созданный ранее бизнес) — это ключевое условие. Но каждый эмират выдвигает свои требования: например, в Абу-Даби нужен существующий проект с капиталом не менее 500 000 дирхамов (около $136 000). Подать заявку можно онлайн через сайт программы. Если вашу кандидатуру отклонили, через 90 дней можно попытаться снова. После одобрения заявки вы получите шестимесячную визу для въезда, которую нужно будет сменить на ВНЖ. Обладатель Golden Visa может запросить ВНЖ для трёх ведущих членов команды стартапа.
Общий перечень требований на Golden Visa:
- Паспорт.
- Предоставление доказательств предыдущего предпринимательского опыта.
- Готовность переехать в ОАЭ и легально открыть бизнес.
- Результаты медицинского освидетельствования, пройденного в одном из медцентров ОАЭ.
- Бизнес-идея или бизнес-план.
- Одобрение от инкубатора — AREA2071 в Дубае и HUB71 в Абу-Даби.
Плюсы: в ОАЭ почти 90% населения составляют экспаты, поэтому практически везде достаточно знания английского языка. Хотя документы придётся переводить на арабский. Также здесь возможно не платить налоги на прибыль, доходы физических и юридических лиц. Ставка НДС снижена до 5%.
Особенности: открывать компанию иностранец может только в специальных зонах свободной торговли, и в каждой из них свои правила, налоговые ставки, требования к стартапам. Например, в зоне Dubai Media City запускают только медиапроекты. И продавать по всем Эмиратам, работая в одной конкретной зоне, не получится. Но даже в этих зонах ведение бизнеса дорогое — только регистрация начинается от $3900. И на неё стоит заложить 4–5 недель. В силу множества юридических тонкостей и особенностей арабской культуры релоцироваться в ОАЭ лучше с компанией-помощником из местных.
Подробно о ведении бизнеса в ОАЭ мы рассказывали здесь.
На данный момент особенно много возможностей для предпринимателя открывается в ОАЭ. Во многом благодаря возможности использовать криптоинструменты. ЦБ ОАЭ (SVF) разрешает оплачивать криптоактивами покупки и услуги, в том числе недвижимость от ключевых застройщиков.
ОАЭ относятся к низконалоговой юрисдикции ― это значит, что с фирмы не взимают подоходный налог. Налогом облагаются только иностранные банки и компании, чья деятельность сфокусирована на добыче нефти и газа. Согласно правилам ОАЭ, инвесторы могут оформить себе резидентские визы, которые по факту считаются аналогом ВНЖ. Статус можно получить на основании владения компанией, зарегистрированной в ОАЭ, или за покупку недвижимости от $205 000.
Нидерланды: без одобрения и поддержки местных не попасть
Стартапы Бенилюкса — объединения Бельгии, Нидерландов и Люксембурга — в 2020 году привлекли €2,7 млрд. Это на 40% больше, чем в 2019 году. Самая высокая инвестиционная активность в этой тройке в Люксембурге и гражданство здесь самое ценное в мире, согласно рейтингам 2020 года. Однако релоцироваться (но не получить ВНЖ) проще в Нидерланды, где отличные условия для развития технологических проектов. Кроме того, страна находится в десятке самых экономически инновационных регионов. Бельгия и Люксембург не попали даже в топ-20.
В Нидерландах запущена программа стартап-визы, которая очень похожа на французскую. Здесь тоже не обойтись без организации, готовой взять ответственность за инновационный проект. Фасилитатор нужно выбирать по отрасли, в которой он работает: условно, один будет взаимодействовать только с DeepTech-проектами, другой — с MedTech.
Требования: необходимо получить одобрение от фасилитатора — одной из аккредитованных организаций из специального списка. Либо он может сам отправить онлайн-заявление. После этого фаундер заполняет анкету о стартапе, предоставляет данные об основателях, регистрирует компанию в реестре местной Торгово-промышленной палаты и подаёт заявку в иммиграционную службу, приложив все перечисленные документы. Госпошлина составляет €349. Все документы можно представить на английском, французском, голландском или немецком языке.
Документы на стартап-визу:
- Паспорт.
- Справка об отсутствии судимости.
- Подтверждение наличия денежных средств — не менее €15 000 в банковской выписке на первый год на одного человека.
- Одобрение от фасилитатора.
Плюсы: в Нидерландах действует система «30% ruling» — 30% заработной платы иностранный работник получает в качестве безналогового пособия. Кроме того, можно получить местные водительские права, предъявив российские: экзамены сдавать не придётся. Уровень бюрократии в Нидерландах в целом ниже, чем в Западной Европе, компанию открыть можно даже онлайн.
Особенности: уровень жизни здесь выше среднего, хоть и ниже, чем в Лондоне. А вот шансов получить ВНЖ меньше, чем в остальных странах Европы. Но после 5 лет пребывания по разрешению на работу и сдачи экзамена можно обратиться за паспортом, но тогда придётся отказаться от российского гражданства.
Про релокацию в Бенилюкс писали здесь.
Фасилитаторы получают ежедневно целую гору писем и запросов и просто не читают длинные письма или не смотрят длинные презентации. Поэтому советую сделать короткий и внятный питч, в котором будет отражена вся суть проекта в пяти-шести слайдах.
Написать короткий текст, не более одного листа, где будет указана основная идея, задумка и главное конкурентное преимущество проекта. Именно его и рассылать вложением в письме к фасилитаторам. Если вам всё равно не отвечают — идите в LinkedIn: большинство компаний-фасилитаторов обитают именно там и отвечают на запросы охотнее.
США: американская мечта для состоявшихся стартапов
Большинство ведущих технологических компаний родились в Америке. Кремниевая долина — мечта многих предпринимателей. В 2021 году американские стартапы получили инвестиции на сумму $330 млрд, поставив новый рекорд: в 2020 году цифра была в два раза меньше. Перспективность рынка очевидна.
Но у американской мечты есть подводные камни: высокие расходы на бизнес и жизнь, включая поиск и оплату труда местных сотрудников. Система налогообложения сложна, и в целом с едва-едва зарождающимся стартапом релоцироваться в Штаты неразумно. Только если бизнес-модель уже протестирована на международных рынках и показала отличную жизнеспособность.
Перебраться в США можно двумя способами. Первый — Visa О-1: для талантливых специалистов, у которых есть награды, победы в профессиональных конкурсах, упоминания в СМИ и собственные публикации в профильных журналах, значимая должность в крупной компании. Виза O-1 выдаётся на 3 года и позволяет развивать собственный стартап. Владелец такой визы может перевезти с собой семью: супруг(а) и дети младше 21 года должны получить визы O-3. Важно: права работать в Штатах O-3 не даёт — только учиться. Решение по визе O-1 госорганы принимают в течение 2–3 месяцев.
Требования: для визы O-1 нужно соответствовать хотя бы трём из восьми обязательных критериев. Зато квот нет, поэтому не нужно переживать за конкуренцию. Также необходим работодатель, который подтвердит, что приглашает вас как соискателя. Но для фаундера достаточно зарегистрировать в США компанию на своё имя.
Документы на визу O-1:
- Паспорт.
- Фото 5*5 см.
- Заявка по форме DS-260.
- Одобренная петиция I-140.
- Подтверждение соответствия требуемым критериям.
- Уведомление об одобрении от Службы гражданства и иммиграции США по форме I-797.
- Письмо с приглашением на собеседование по визе.
- Рекомендации от профессионалов высокого уровня (в идеале — с американского или международного рынка).
Второй способ релокации в Штаты — виза EB-1: она бессрочная, предназначается для предпринимателей с бизнес-опытом. Сразу после получения EB-1 человек получает грин-карту (фактически это ПМЖ), оплатив сбор в размере $220. И через 5 лет можно претендовать на американское гражданство. Супруги обладателя EB-1 получают право на работу в США по иммигрантскому статусу E-14 или E-15. Но средний срок рассмотрения заявки на EB-1 — 6–12 месяцев.
Требования: необходимо соответствовать 3 из 10 критериев — например, опубликованные материалы о вас в профессиональных отраслевых изданиях или крупных СМИ, награды на профессиональных мероприятиях или премиях, доказательства членства в релевантных сообществах. А также необходимо подтвердить, что вы планируете работать в области своей профессиональной компетенции. Можно податься на эту визу уже после получения O-1.
Документы на визу E-1:
- Паспорт.
- Фото 5*5 см.
- Заявка по форме DS-260.
- Одобренная петиция I-140.
- Подтверждение соответствия критериям — копии публикаций в СМИ и так далее.
- Резюме на английском языке.
- Квитанция об уплате консульского сбора ($318 при онлайн-подаче).
Плюсы: венчурные инвестиции в США ежегодно бьют рекорды — столько денег в условной Европе привлечь сложнее. Крупнейшие фонды — Sequoia Capital, Andreessen Horowitz, Benchmark, Index Ventures — также американские. И в целом стартап-экосистема развита до сумасшедшего уровня.
Особенности: помимо того что полёты в Америку сейчас, в условиях закрытого неба, превращаются в целое приключение, в России больше не выдают визы в США. Подавать заявление придётся в другой стране. Также стоит досконально изучить правила ведения бизнеса в каждом штате, потому что от этого зависят, например, налоги.
Испания: комфортные условия, но строгий отбор
По уровню развития стартап-культуры Испания пока уступает Великобритании и Франции, но правительство стремится привлекать таланты и инновации. В 2021 году появился закон о стартапах, который облегчил административные процедуры и снизил бюрократию для предпринимателей. В общих чертах он сократил налоговую ставку на прибыль, увеличил базу вычета для инвестиций в стартапы.
Согласно закону, под стартапом понимают компании с годовым оборотом до €5 млн и не старше 7 лет. В Барселоне развиваются в основном EdTech, FoodTech, IT, в Мадриде — HealthTech, MedTech, FinTech, IoT.
Испания предлагает фаундерам получить визу предпринимателя, которая позволяет жить в стране 2 года и развивать инновационный проект, полезный для локальной экономики. Получить её может как уже состоявшийся бизнесмен, так и высококвалифицированный специалист.
Оформление занимает в среднем 3 месяца. Визовый сбор — €80. После прибытия в Испанию также понадобится оформить удостоверение личности иностранца (TIE).
Требования: необходимо предоставить бизнес-план, который показывает инновационность и масштабируемость проекта, а также приложить информацию о бизнес-опыте фаундера.
Дополнительно требуется одобрение от Главного управления по торговле и инвестициям, Dirección General de Comercio e Inversiones.
Документы на визу:
- Паспорт, анкета, фотографии 3*4 (стандартный набор на любую визу).
- Справка об отсутствии судимости в течение последних 5 лет.
- Медицинская страховка.
- Доказательства финансовой обеспеченности на первый год на одного человека в размере €2130.
- Бизнес-план со стратегией развития компании.
Плюсы: основное преимущество Испании с прошлого года — налоговые преференции. На первые 4 года снижена ставка налога на прибыль с 25% до 15%, 45 000 опционов освобождены от налогообложения. Правда, нужно, чтобы половина сотрудников в стартапе были испанцами.
Для «цифровых кочевников» есть спецрежим подоходного налога нерезидентов, который действует 10 лет вместо 5. Кроме того, переезжающие в Испанию для работы в иностранной компании могут получить «визу фрилансера».
Особенности: испанский язык нужен для коммуникации с местными в быту, а в бизнесе он существует наравне с английским. Но, если хочется снизить риски в бизнес-коммуникациях, лучше релоцироваться в Барселону — здесь доля англоязычных людей выше. Кроме того, здесь есть «город внутри города» для IT-специалистов: квартал «22@» — технологический полюс южной части Европы. Но при этом пока что назвать Испанию IT-хабом нельзя. Стоимость жизни ниже средней, дорого только квартиру снимать (€500–1500 в месяц), однако контракты долгосрочные и в течение условных 5 лет цена не поднимется, как рассказывают релоцировавшиеся россияне.
Испанская предпринимательская виза всегда была сложной программой. Проекты с первоначальными инвестициями, собственными или привлечёнными, менее €40 000–50 000 неинтересны стране или будут одобрены только при том условии, что они имеют внушительный инновационный или технологический потенциал. Компетенции учредителей нужно подтверждать.
Если у вас нет профильного образования для реализации проекта, опыта работы или ведения бизнеса в сфере проекта, одобрение будет получить очень сложно. В бизнес-плане нужно прописать перспективу создания рабочих мест в стране. Если этой информации и расчётов не будет, то проект, скорее всего, не сочтут интересным для страны.
Португалия: непростые требования, но хорошие перспективы
В последние 2–3 года Португалия готовится стать европейским цифровым хабом для стартапов и создать конкуренцию Лондону. Ещё с 2011 года государство поддерживает платформы для предпринимательского сообщества, в стране проходят крупные мероприятия Web Summit и Lisbon Investment Summit. Каждый третий стартап в Португалии сегодня основан иностранцами, и эта цифра год к году увеличивается. За 2021 год все проекты в стране привлекли суммарно €180 млн, что в шесть раз больше, чем в 2020 году. В основном деньги идут из американских фондов, а также из Великобритании. А за 5 лет (с 2016 по 2021 год) 125 португальских стартапов совершили exit.
В Португалии существует программа стартап-визы, которая действует в течение 2 лет. Но её можно продлить. Согласно условиям программы, фаундер вступает в инкубатор и уже во время пребывания в нём создаёт стартап. Вместе в фаундером на визу могут подать документы до пяти человек. А спустя 5 лет проживания в стране есть шансы получить паспорт ЕС, если удастся сдать языковой экзамен. Решение по заявке власти Португалии принимают в течение 30 суток.
Требования: желательно, чтобы стартап развивался в e-commerce, healthcare, software, banking или в энергетическом секторе. К описанию бизнес-идеи необходимо приложить презентацию проекта, мотивационное письмо. Важно, чтобы стартап мог через 5 лет после инкубационного периода выйти на годовой оборот от €325 000. Остальные требования стандартные — инновации, технологии, масштабируемость идеи, создание рабочих мест в стране.
Документы на визу:
- Паспорт (копия при онлайн-подаче).
- Подтверждение наличия денежных средств на первый год на одного человека в размере €5146.
- Справка об отсутствии судимости.
- Мотивационное письмо с описанием инновационной деятельности.
- Заявление на получение налогового номера и номера социального страхования.
- Подтверждение от инкубатора в заинтересованности в стартапе (что стартап принят и будет в нём «расти»).
Есть ещё один доступный способ релокации в Португалию — по визе D7: для людей, у которых есть пассивный доход, или для фрилансеров (самозанятых). Виза выдаётся на 2 года, после её можно продлить ещё на 3 года. После этого разрешено претендовать на гражданство. Оформление визы D7 занимает около 4 месяцев. После этого в течение 90 дней будет готов ВНЖ.
Требования: необходимо получать не меньше €8460 в год — это уровень минимальной зарплаты в Португалии. У супруга или родителей заявителя годовой доход должен начинаться от €4230. Плюс на банковском счёте нужно иметь не меньше тех же €8460. По условиям программы, в Португалии необходимо проводить 6–8 месяцев в году.
Документы на визу:
- Паспорт.
- Справка о несудимости.
- Налоговый номер NIF.
- Счёт в местном банке.
- Контракт на аренду жилья.
- Подтверждение необходимых сумм дохода.
- Медицинская страховка.
Плюсы: в Португалии практически нет языкового барьера — многие говорят на английском, поэтому не придётся учить национальный язык. Если, конечно, нет планов на гражданство. Расходы на жизнь и ведение бизнеса средние. Также в Португалии нет налога на иностранные доходы и криптовалюту. А при получении налогового резидентства ставка налога на прибыль в течение 10 лет будет находиться на уровне 20%.
Особенности: в конце февраля 2022 года правительство Португалии заявило, что приостанавливает выдачу ВНЖ за инвестиции. Коснутся ли ограничительные меры стартап-виз, неизвестно, поэтому стоит регулярно проверять информацию.
Сейчас основная задача переезжающего в Португалию — поиск жилья, потому что для оформления визы требуется долгосрочный контракт аренды жилья. Самостоятельно сделать его очень сложно, потому что сдавать что-то нерезидентам португальцы не очень спешат.
Лайфхак здесь следующий — стоит обратить внимание на арендодателей из хостелов и компании, которые сдают комнаты или части жилья. Так удастся сэкономить на аренде и не подписывать долгосрочный контракт с котом в мешке. Кроме этого, рекомендуем искать варианты с быстрой возможностью расторжения договора, чтобы после приезда вы могли на месте подобрать другое жильё, которое увидите собственными глазами, перед тем как за что-то платить.
Дания: для экологичных стартапов
В маленькой стране Северной Европы стартап-экосистема не такая мощная, как в Лондоне, но стремительно развивающаяся. Правительство сфокусировано на продвижении малого и среднего бизнеса, поэтому создаёт условия для инновационных проектов, предлагает госфинансирование. Дания находилась в пятёрке стран с самым простым ведением бизнеса — с 2021 года World Bank больше не составляет этот рейтинг.
У российских предпринимателей Дания набирает популярность, например там развивается EasySize — проект, предлагающий софт для онлайн-магазинов. Его фаундер вошла в список самых успешных женщин в tech-индустрии Скандинавии.
В Дании действует программа стартап-виз: их выдают на срок до 2 лет, после можно продлить на 3 года. После получения визы фаундеры имеют право претендовать на государственное финансирование. Наиболее привлекательны для Дании стартапы в MedTech и BioTech, AgroTech, BigData Science, а также в сфере энергетики — в частности, связанные с возобновляемыми источниками энергии.
Требования: предприятие должно быть «инновационным и масштабируемым, с чётким потенциалом роста», как указано на сайте программы, а бизнес-план должна одобрить независимая экспертная группа. Только после этого можно подавать заявление на ВНЖ и работу. Заявку оценивают по пяти критериям, среди которых инновационность, анализ рынка. Помимо этого, независимая комиссия изучает компетенции команды.
Документы на визу:
- Подтверждение владения бизнесом.
- Заявление по форме SD1.
- Одобрение от экспертной комиссии (см выше).
- Результаты IELTS не ниже 6,5 балла — или другие подтверждения уровня английского от B2 и выше.
- Подтверждение наличия денежных средств — не меньше 140 376 датских крон ($20 631).
Плюсы: Дания находится на третьем месте по проникновению английского языка в мире, выше только Нидерланды и Австрия. По уровню жизни Скандинавия вошла в топ-10. Ставка корпоративного налога в Дании ниже, чем в ЕС, — 22%.
Особенности: рабочая сила дорогая, поэтому лучше по возможности перевозить всю команду с собой или набирать удалённых сотрудников. Внутренний рынок небольшой, поэтому релоцироваться лучше со стартапом, который может работать во всём ЕС.
Подробно о релокации стартапа в Данию мы писали здесь.
В Данию проще переехать либо через учёбу (есть бесплатные программы магистратуры), либо на работу, если у вас есть хотя бы 4–5 лет опыта. Чем дольше вы проработали в одной сфере, тем привлекательнее вы для работодателей и правительства Дании. Здесь ждут IT-специалистов, управленцев и многих других. Есть два списка дефицитных профессий: для специалистов с высшим образованием и без.
Помимо этого, есть список крупных компаний, сотрудники которых могут получить визы по ускоренной системе. Мы настоятельно советуем адаптировать резюме под каждую вакансию — конкуренция на первых этапах будет высокой, на собеседование попасть нелегко.
Кипр: стартап-программы закрыты, но шансы на релокацию есть
Кипр популярен в первую очередь как государство для открытия офшоров, однако сюда можно переехать и со стартапом. В 2017 году правительство запустило программу Cyprus Startup Visa. Она не обрела особой популярности — собрала лишь 14 заявок за 2 года. Однако её продлили на 2019–2021 годы и планировали сделать так еще раз до 2023 года. Но никакой официальной информации на этот счёт нет. Зато появилась Digital Nomad Visa: виза «цифрового кочевника».
Суть Digital Nomad Visa в возможности работать в стране без привязки к компании. Её запрашивают не только фаундеры, но и фрилансеры, внештатные сотрудники IT-компаний. Виза действует в течение года, после чего её можно продлить ещё на 2 года. Супруг(а) и дети тоже могут переехать вместе с «цифровым кочевником», но не имеют права работать в стране. Количество доступных виз в марте 2022 года увеличилось со 100 до 500. Несмотря на то что Кипр приостановил выдачу провиз россиянам, Digital Nomad Visa это не коснулось. Рассмотрение заявок длится 5–7 недель.
Требования: владельцы Digital Nomad Visa должны находиться на Кипре минимум 60 дней в году и не могут покидать страну больше чем на 3 месяца. Главное условие — доказать, что человек работает удалённо. Взнос за визу «цифрового кочевника» — €70.
Документы на визу:
- Паспорт.
- Месячный заработок не менее €3500 на одного человека.
- Медицинское страхование.
- Отсутствие судимости.
- Договор аренды или покупки жилья на Кипре.
- Трудовой договор или иное подтверждение удалённой работы.
Плюсы: открыть компанию можно удалённо — через государственный сайт и систему электронной подачи документов. У Кипра есть соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией и Белоруссией, для IT-специалистов запущены льготные программы в рамках Intellectual Property (IP) Box, благодаря которым до 80% прибыли избавляются от налогообложения. А базовая ставка корпоративного налога без льгот — 12,5%.
Особенности: венчурная индустрия на Кипре развита не так активно, как в Европе, — есть сообщество бизнес-ангелов CyBAN и НКО Cyprus Seeds. На этом всё. Зато акселераторов, бизнес-инкубаторов и центров инноваций намного больше, поэтому в сторону Кипра стоит смотреть только начавшему своё развитие проекту.
Про релокацию на Кипр мы подробно рассказывали здесь.
Турция: стартап-экосистема в зародыше, но уехать легко
Вопреки сложившемуся у россиян мнению о том, что Турция — это исключительно отдых среднего или даже невысокого класса с all inclusive, сюда активно едут IT-предприниматели. В Турции более 80% населения пользуются интернетом, по данным 2022 года, причём показатель вырос на 20% за 5 лет. И почти 90% домохозяйств уже имеют доступ к широполосному интернету.
Вдобавок в Турции высокий процент молодых людей — средний возраст здесь равен 32 годам. В 2015 году в Стамбуле открылся StartersHub, намеренный стать центром притяжения стартапов на ранней стадии в Турции и на Ближнем Востоке. Инвестиции обеспечивает местный фонд Gedik Girisim. Периодически проводятся мероприятия для стартапов — Startup Turkey, Startup Istanbul.
Стартап-визы в Турции нет. Для россиян въезд свободный, если жить не более 60 дней в течение полугода. Другой вариант — получить ВНЖ за покупку жилья на $250 000 или долгосрочную (12 месяцев) аренду. Такой ВНЖ действует до года, не даёт права его продлить. После подачи заявки на сайте и отправки договора аренды или купли-продажи ответ от властей придёт в течение 15 дней.
После надо будет появиться в миграционном офисе (в Турции, не в России), оплатить налог, и пластиковая карта Ikamet (так называется турецкий ВНЖ) придёт на почту по месту жительства ещё через 15 дней. Вместе с ВНЖ придёт ИНН.
Документы на ВНЖ по недвижимости:
- Договор купли-продажи жилья на сумму от $250 000 или аренды на год или два.
- Медицинская страховка.
- Копии страниц загранпаспорта.
- Стандартные фото для документов.
- HES code — для входа в миграционный офис.
- Чек об оплате пошлины (её можно оплатить только наличными).
Плюсы: экосистема Турции развивается достаточно быстрыми темпами — в 2021 году инвестиции в местные стартапы оказались в девять раз выше, чем в 2020 году, и превысили $1,5 млрд. Стоимость жизни здесь ниже, чем на Ближнем Востоке или в ЕС, при этом к Европе близко.
Въехать можно без визы и находиться до 60 дней в полугодии. Также tech-стартап может получить субсидии в размере 75% затрат на научно-исследовательские опыты от Научного и технологического исследовательского совета Турции. И большой плюс в сегодняшних реалиях — в Турции работают карты «Мир», что упрощает жизнь россиянам.
Особенности: базовый налог с доходов компаний, ведущих предпринимательскую деятельность в Турции, составляет 20%. Для компаний резидентов налог взимается с доходов, полученных как внутри страны, так и за границей, но на уплату налогов с дохода, полученного за границей, предоставляется кредит.
Чтобы переехать в Турцию на длительный срок, нужно оформить ВНЖ — его можно получить за покупку или аренду недвижимости на любую сумму. Преимущество: вписать в недвижимость можно не только родственников, но и любых необходимых заявителей — они тоже получат статус ВНЖ.
Для тех, кто серьёзно рассматривает релокацию в Турцию, есть вариант оформления гражданства через инвестиции в жилую или коммерческую недвижимость от $250 000. Паспорт, безусловно, даёт больше возможностей, чем ВНЖ: например, он даёт возможность оформить бизнес-визу Е2 в США, оформлять на него шенгенские визы, туристические визы в Великобританию и США, а также с ним можно работать по найму в Турции.
Рекомендации экспертов
Самолёты почти уже не летают, и выехать, например, без шенгенской визы вы можете только в Стамбул, Эмираты, Астану, а также Ереван и Белград. Ситуация меняется каждую минуту, поэтому нужно следить за новостями. Из данных стран есть прямые рейсы в Европу и стыковочные рейсы в Америку. Проблема может заключаться в том, что, когда вы находитесь в третьей стране, вам не обязательно смогут выдать шенгенскую или американскую визу в местном посольстве страны итогового назначения.
Это несомненный риск, но если задержаться дольше в промежуточной локации и оформить там статус легального пребывания, то посольства местные будут иметь с вами дела. Отсюда главный вывод — возможно, вам придётся задерживаться в промежуточной локации подольше. А это означает, что лучше выбрать локацию дешевле и понятнее из тех, где просто получить любой легальный статус — от визы фрилансера до ВНЖ.
Там же вам надо будет открыть расчётный счёт в местном банке и постараться перевести на него все свои накопления из России, что сейчас сделать уже почти невозможно — можно попробовать сделать перевод родственнику или друзьям, которые поехали с вами или уже живут за рубежом.
Никаких запретов на въезд в ЕС нет, если ты не российский чиновник. Есть ряд стран, которые приостановили выдачу туристических виз: Чехия, Польша и Литва. Тем не менее по всем нетуристическим визам порядок подачи и набор документов не изменились. Как и раньше, оформление ВНЖ в Евросоюзе занимает месяц.
По некоторым данным, возможно, скоро будут опубликованы законодательные акты, стимулирующие переезд русских мозгов в страны ЕС, несмотря на всю грозность публичных заявлений. Исключением является разве что Португалия, которая прекратила выдачу ВНЖ гражданам РФ.
В целом, несмотря на закрытие воздушного пространства ЕС и США, а также приостановку выдачи виз россиянам от нескольких государств, особых сложностей в релокации стартапов не добавилось. Всё так же работают стартап-программы во многих европейских государствах, а там, где нет таких предложений, есть «визы цифровых кочевников» или аналогичные им варианты.
Пока реальная проблема возникает только в стоимости — из-за курса валют и сложности перелётов. А также в том, что многие страны выдают ВНЖ только фаундерам уже доказавших жизнеспособность проектов: с идеей, пусть и инновационной, принимают единицы.