secretmag.ru
Опубликовано 03 августа 2021, 10:42
6 мин.

За сто морей. Перевозим стартап в Европу: на что обратить внимание и как выбрать страну

Среди российских стартапов, которые ориентируются на зарубежные рынки, самая большая доля (22%) нацелена на Европу — об этом сообщает Startup Barometer 2020. Рынки ЕС особенно интересны для технологических компаний: они видят активный рост венчурного финансирования проектов в странах Евросоюза. Только в первой половине 2020 года европейские fintech-стартапы привлекли €4 млрд, а за весь 2019-й — €8,81 млрд. Куда именно среди стран ЕС стоит переезжать стартапу, сколько это стоит и где искать инвестиции?

За сто морей. Перевозим стартап в Европу: на что обратить внимание и как выбрать страну

По данным аналитического ресурса Nimblefins, в первой пятёрке самых комфортных для развития стартапа стран Европы находятся Германия, Великобритания, Ирландия, Швейцария и Эстония. При этом по стоимости ведения бизнеса (если лидером выбирать страну с самыми низкими расходами) самая выгодная — Эстония. А Швейцария, напротив, самая дорогая, и нерабочие визы нерезидентам ЕС получить здесь нереально. По бизнес-климату выигрывает Германия.

Выбирая страну, стоит учитывать два момента.

  • Стадия развития проекта и формат

Для молодых проектов больше подходит Прибалтика: здесь проще (и быстрее — три недели против двух-шести месяцев везде в ЕС) получить рабочую визу, потому что бюрократии минимум. Хотя если изучать European innovation scoreboard 2021, инновационное развитие Прибалтики не такое быстрое, и в лидерах находятся Бельгия, Дания, Финляндия и Швеция. Но, несмотря на это, именно Прибалтика стала лучшим местом для молодых проектов (по версии венчурной компании Index Ventures.

Вся Западная Европа больше подходит для действующих компаний с проверенной бизнес-моделью. В этот регион можно перебираться уже после того, как проект запустится в одной из стран ЕС: это будет дешевле, чем запускаться из условной Великобритании.

Самый оптимальный вариант — начинать с маленьких рынков (Восточная Европа) и постепенно переходить на более крупные (Западная). Особенно если речь о B2B-проекте. B2C-стартапы могут сразу заходить в Западную Европу, а после двигаться в Восточную и дальше. Так выход на новые рынки оказывается проще, чем из России.

  • Отрасль

Еще один важный момент — изучение отраслей, которые наиболее активно развиваются в конкретной стране. Например, сильный FinTech в Великобритании, Голландии, Литве, в то время как DeepTech (глубокие технологии) — это Люксембург. Наукоёмкое производство лучше развивать в Германии, а e-commerce в Португалии. В других европейских странах нет особенной привязки по отраслям.

Швейцария предпочтительна для BioTech-проектов, однако она не входит в ЕС и представляет собой довольно закрытый рынок. Туда невозможно уехать работать и развивать компанию чисто технически: страна выдает всего лишь несколько тысяч разрешений для жителей третьих стран — 8500 квот на все отрасли и проекты. Попасть туда предпринимателю и осесть сродни чуду: необходимо регистрировать компанию, иметь определённую сумму уставного капитала, годового налогообложения или инвестировать €1,5 млн собственных средств.

Прибалтика. Вопросы получения визы и ведения бизнеса

Рассмотрим подробнее прибалтийские страны в качестве места для релокации стартапа.

  • Визы

В Латвии получить рабочую визу, по личному опыту, можно за две-три недели (в остальной части ЕС это два-шесть месяцев), стартап-визу* — за один-два месяца. До пандемии срок был меньше.

*Стартап-виза — подвид ВНЖ, упрощённое разрешение на проживание и ведение деятельности в стране, которое выдают молодым (до 1–3 лет или меньше) проектам. За саму визу обычно платить не нужно: требуется доказать инновационность стартапа, значимость для экономики страны, показать стратегию, бизнес-план и «выживаемость».

Выдачей стартап-виз и ВНЖ в Латвии занимается LIAA — Латвийское агентство инвестиций и развития: здесь запрашивают справку об отсутствии судимости (с апостилем), подробный бизнес-план стартапа, информацию о наличии денежных средств для пребывания в стране (€6000).

В Эстонии тоже всё просто: есть программа E-Residency для удалённого ведения бизнеса в стране (госпошлина — €100), и с 2017 года есть стартап-виза, которую [выдают] (https://startupestonia.ee/visa) за 10 дней.

В Литве для получения стартап-визы нужно заполнить заявку на сайте и приложить стандартное письмо с описанием проекта. После потребуется пройти онлайн-интервью и дождаться письма от отдела миграции. Принимают преимущественно стартапы в FinTech, IT. Первая виза — годовая (и уже по ней можно перевезти членов семьи), вторая аналогичная, а дальше можно претендовать на ВНЖ.

  • Налоги

Латвия выделяется большим количеством налоговых льгот: есть фиксированная налоговая ставка €302 для стартапов — без неё придется платить 30% социальных взносов от зарплаты. Есть компенсация 45% налогов за сотрудников, возможность уменьшить объём соцплатежей, избежать подоходного налога для сотрудников налоговых резидентов. Ставка на прибыль для всех компаний — 0%. А налоги на ФОТ (фонд оплаты труда) в Европе и в России примерно одинаковые.

В Эстонии до распределения прибыли предприниматель не платит налог на доход. Но есть и минус — отсутствие договора об избежании двойного налогообложения с Россией. В результате предприниматель, задекларировавший в России доходы, обязан будет уплатить по ним налог дополнительно и в Эстонии — и наоборот. Бонусом здесь —высокая минимальная ставка зарплаты: от €1300, поэтому расходы на ведение бизнеса будут немалые.

Налогообложение в Литве умеренное: например, ставка налога на прибыль — 15%, однако для стартапов она [снижается] (https://internationalwealth.info/offshore-tax/nalogooblozhenie-litvy-i-latvii-sravnenie-osnovnyh-momentov/) до 5% (если это малая компания со штатом до 10 человек). НДС же колеблется от 0 до 21% — зависит от вида деятельности. А если стартап размещается в ОЭЗ в Каунасе, Клайпеде и других городах, первые 10 лет он не платит и этот налог, и на недвижимость. Следующие шесть лет ставка на прибыль предприятий будет 6% против стандартных 15%.

Ещё один важный момент касается бюрократии: в целом Европа достаточно «современная» в этом вопросе, особенно Восточная часть (исключая Польшу). За счёт того, что страны здесь маленькие, у них свежее законодательство, большое количество процессов хорошо цифровизировано. И год от года всё становится проще: зарегистрировать компанию в Латвии и Эстонии можно с электронной подписью — не надо стоять в очередях. И в целом скорость решения бизнес-вопросов в Прибалтике адекватная: все государственные службы отвечают в отведённые законом 5–10 или 30 дней

За сто морей. Перевозим стартап в Европу: на что обратить внимание и как выбрать страну

Привлечение инвестиций и нетворкинг

Обращаться за венчурными деньгами стоит и в акселератор, и к бизнес-ангелам, и к независимым инвесторам. Просто каждый путь имеет свои особенности. Акселератор — это обязательное условие для любого молодого стартапа, потому что с его помощью предприниматель пройдёт за три месяца путь, который бы сам осилил только за год. Это отличный способ получить массу полезных связей, контактов, советов и ценной помощи. Даже если он не привлечёт деньги, он повысит узнаваемость — то, без чего бесполезно обращаться к бизнес-ангелам и независимым инвесторам. Все они не готовы работать с ноунеймом: в Европе всегда имеет значение, кто ты и откуда, от кого (с кем знаком). Это актуально и для привлечения государственных грантов. Поэтому нетворкинг — обязательное условие для развития стартапа.

Уже с первых дней релокации необходимо искать местные стартап-комьюнити для знакомств, поиска партнёров, сотрудников, инвесторов. Сообщества разного уровня (формальные, неформальные, закрытые, открытые) есть в каждой стране и могут представлять собой как просто «тусовку» предпринимателей, так и состоять из нескольких организаций: инкубатора, акселератора, венчурного фонда и «клуба по интересам». Во многих из таких комьюнити членство бесплатное.

Также можно вступать в торговые палаты и стартап-ассоциации — вторые выступают посредником между государством и бизнесом. Однако членство в таких сообществах платное и часто дорогое: измеряется сотнями и даже тысячами (для торговых палат) евро в год.

Чтобы вписаться в любое местное комьюнити, важно глубоко изучить культурные особенности конкретной страны, чтобы разобраться в принципах и тонкостях коммуникации. Например, в Латвии нормально назначать деловую встречу в вечернем баре, а во многих других странах Европы в комьюнити пьют вино. И даже при том, что весь ЕС отчасти объединяет общая неторопливость принятия решений и длительность обсуждений, каждая национальность имеет свои особенности общения и ведения переговоров. В Голландии, напротив, всё происходит быстро. Поэтому не пренебрегайте погружением в чужую культуру.

Коллаж: «Секрет фирмы», pexels.com