Как российский бизнес смирялся с QR-кодами в 2021 году и почему они с нами навсегда
Вторая волна коронавируса началась в июне из-за распространения нового индийского штамма. Система QR-кодов действовала в Москве до 19 июля — и вкупе с обязательной вакцинацией сотрудников серьёзно подкосила положение бизнеса. Выручка компаний упала на 50%, многим пришлось отстранить от работы сотрудников, которые не успели или не смогли привиться. 16 июля QR-коды отменили.
Осенью Россия вновь начала бить антирекорды по заболеваемости ковидом. Максимум по числу заражений за день пришёлся на 5 ноября, когда число новых заболевших впервые с начала пандемии перевалило за 41 000. На тот момент в Москве уже действовал режим нерабочих дней (его назначили с 28 октября по 7 ноября). Закрылись кинотеатры, спортзалы, торговые центры и стоматологии, рестораны работали навынос. А после снятия ограничений бизнес вновь подсчитывал потери, которые на этот раз по ряду отраслей составили до 80%.
Чем год обернулся для российского бизнеса? Рассказывает предприниматель
Год был сложный. Незапланированные издержки, незапланированные расходы. Мы — сектор торговли. Первое обязательство, которое для нас ввели, — это 70% вакцинированного штата. Естественно, всё за наш счёт.
Приходилось выдавать людям 2–3 выходных после вакцинации. Это порядка 6000–7000 рублей на человека. Компании это обошлось в несколько миллионов. Многие люди после вакцинации заболели и не смогли выйти на работу.
Потом ввели QR-коды в ресторанах. Это сразу сказалось на продаже свежесрезанных цветов и растений. Выручки упали от 30 до 50%. Это был минусовый месяц, многие бизнесмены залезли в долговые обязательства.
Нерабочие дни в ноябре прошли лучше, чем ожидалось. Изначально мы оценивали потери цветочного рынка Москвы в 1 млрд рублей. В итоге они оказались ниже — где-то 400–500 млн рублей.
С чем это связано? Власти Москвы были достаточно лояльны, разрешив работать навынос: магазины были открыты, но войти внутрь покупатель не мог — обслуживали в дверях через систему выдачи. В среднем падение составило 60%–70%. Но, по крайней мере, мы не попали колоссально на списание товара.
Читайте также
QR-коды подкосили бизнес, но помогли ли они обычным россиянам? Отвечает врач
Опрошенные «Секретом» эксперты полагают, что пик новой, четвёртой волны придётся на февраль — март 2022 года, и предприниматели встревожены статистикой роста заболеваемости. Компании, которые пережили самую разрушительную первую волну, успели подсжечь «жирок» и могут не вынести новых коронавирусных ограничений.
Впрочем, врачи ожидают, что третий год коронавирусной инфекции будет мягче предыдущих — как по числу умерших и заболевших, так и по режиму ограничений.
«Четвёртая волна коронавирусной инфекции должна случиться в феврале — марте 2022 года. По количеству заболевших она будет самой слабой. Мы переходим в новую реальность: постоянно вакцинироваться и жить с этой инфекцией», — сказала «Секрету» врач-терапевт сети клиник «Поликлиника.ру» Елена Ткач.
Систему QR-кодов, которая стала губительной для бизнеса, врач оценивает положительно. «Уровень коллективного иммунитета в РФ достиг 59%. Не совсем те цифры, которые хотелось бы видеть. Идеал — это 75–80%. QR-коды оказались очень эффективным инструментом для повышения роли вакцинации. Часть моих знакомых пошли прививаться исключительно для получения кода», — сказала Ткач.
По мнению врача, QR-коды должны действовать по всей РФ в течение 2022 года. «Население за этот период адаптируется — и ревакцинация пройдёт дружно и спокойно. Думаю, уже можно будет обойтись без "нерабочих дней", эффективнее переводить часть работников на дистанционную работу. Общественный транспорт будет свободнее — и люди будут чувствовать себя более защищенными», — сказала Ткач.
С ней солидарен и Иван Утенков, который ожидает, что власти не будут делать резких движений. «Мы ожидаем, что нам дадут нормально отработать 8 Марта, без всяких закрытий. Мы готовы к новым недельным каникулам. В любом случае мы понимаем, что экономика поменялась, бизнес-модель поменялась, надо это учитывать и подстраиваться под происходящее. Мы не ожидаем, естественно, что пандемия закончится в 2022-м. Я думаю, что это произойдёт ближе к 2024 году. И какие-то отголоски могут с нами остаться навсегда», — сказал он.
Читайте также
Как эти вопросы регулируют за рубежом? Отвечает бизнесмен из Израиля
Ограничения вводят по всему миру — и бьют они, соответственно, и по заграничным предприятиям. Как они справляются?
Мы уже со счета сбились, какая сейчас волна коронавируса. Минздрав и политики не дают нам расслабиться. Например, сейчас началась кампания по вакцинации уже четвёртой дозой. Детей 5–12 лет продолжают прививать.
Внутри страны действуют так называемый зелёный паспорт, который позволят посещать концерты, музеи, а теперь и торговые центры. Кафе, которые находятся внутри торговых центров, могут продавать еду только навынос. Безусловно, это не могло не сказаться и на ресторанном бизнесе.
Вообще, ковид серьёзно повлиял на некоторые сферы бизнеса. Особенно, что связано с туризмом. Израиль за время пандемии принимал туристов только 14 дней — и это при достаточно непростых правилах въезда.
Наша клиника лечит иностранцев в Израиле, поэтому мы тоже пострадали от закрытия страны для туристов. При том, что многие наши пациенты с серьёзными заболеваниями долгие годы лечились в Израиле и закрытие границ было чревато проблемами для их здоровья. Однако возможность приехать на лечение в Израиль всё же есть. Необходимо получить специальные разрешения для въезда и пройти небольшой карантин.
Опрошенные «Секретом» эксперты резюмируют: всем очевидно, что новые штаммы будут появляться и в 2022 году, сказать, когда закончиться ковид, пока нельзя. Важно научиться жить в новых условиях и соблюдать рекомендации врачей. Вот единственное средство от того, чтобы каждые несколько месяцев нас не накрывали стремительные волны роста заболеваний, а бизнес — новые ограничения, которые негативно сказываются на его развитии.
Коллаж: «Секрет фирмы», Зыков Кирилл, Авилов Александр, Сандурская Софья/Агентство «Москва»