В Москве и Подмосковье отменили QR-коды. Как бизнес пережил ограничения
Система QR-кодов, которая действовала в столице чуть больше двух недель, вкупе с обязательной вакцинацией сотрудников серьёзно подкосила положение бизнеса. Выручка одних упала на 50%, другим пришлось отстранить 10% сотрудников, которые не успели или не смогли привиться. 16 июля QR-коды отменили. «Секрет» поговорил с предпринимателями и узнал, с чем они встретили эту новость.
Днём 16 июля власти Москвы и Подмосковья неожиданно отменили системы QR-кодов для кафе и ресторанов Москвы. Режим ограничений для непривитых вызвал волну возмущения — как среди обычных россиян, так и представителей бизнеса.
Отказаться непопулярных ограничений удалось благодаря успехам вакцинации, пояснили власти. Впрочем есть и иные мнения. Уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса в Москве Сергей Миронов рассказал, что решение об отмене системы QR-кодов — это не неожиданность для представителей общепита. Ведь ранее они обратились с таким предложением к мэру столицы. По мнению Миронова, период восстановления ресторанов займёт несколько месяцев, потому что потери очень серьёзные.
Рестораны Москвы без веранд за время действия QR-кодов потеряли 60–85% выручки.
«Последние ограничения, в отличие от полного локдауна прошлого года, затронули немногих — это в первую очередь представители ресторанного бизнеса и организаторы культурно-массовых мероприятий. По ним ударило больнее всего. Так, из-за введения QR-кодов первые отчитывались о снижении оборотов на 50%, а где-то (в заведениях, ориентированных на ночной трафик) вплоть до 95%», — пояснил «Секрету» Дмитрий Дригайло, директор по стратегическим коммуникациям платформы «Рокет Ворк».
Если бы ограничения держались дольше, последствия для индустрии оказались бы весьма серьёзными, считает эксперт. Например, после локдауна весной 2020 года обороты в кафе и ресторанах вернулись к докризисному уровню лишь к весне 2021 года и показали незначительный рост на 2,2% в мае этого года, по данным «Сбер Аналитики».
На восстановление event-индустрии может потребоваться три, а то и пять лет, прогнозирует Дмитрий Дригайло. Примерно столько же потребуется на восстановление туроператорам, так как многие направления закрыты второй год подряд.
Как же сам бизнес организовал систему вакцинации, что потерял из-за QR-кодов и чего ждёт от снятия ограничений?
С первого дня введения системы QR-кодов трафик в залах ресторанов снизился до 80—90% в зависимости от локации. Пропорционально упала общая выручка заведений, особенно без веранды. И даже на самих верандах количество гостей в первую неделю снизилось минимум наполовину, т. к. многие не до конца понимали нюансы ограничений и совсем отказывались от посещения ресторанов.
Ресторанный бизнес относится к индустрии гостеприимства, и необходимость проверять на входе в заведения паспорт или вовсе отказывать гостю в посещении ресторана, безусловно, противоречит идеологии отрасли. Из-за этого мы сами столкнулись с волной негатива со стороны гостей.
Все вышеперечисленные факторы подкосили наш трафик и выручку. Одновременно объём заказов на доставку в компании за время действия ограничений вырос в среднем на 15%, т. е. доставка не смогла компенсировать потерю трафика. По нашим прогнозам, достигнуть докризисных показателей по выручке рестораторы смогут не ранее 1 квартала 2022 года — отрасль и так не успела полностью восстановиться после прошлогоднего локдауна. И всё же мы смотрим в будущее с оптимизмом: отмена ограничений в Москве оживит отрасль.
Наши фитнес-клубы находятся в разных регионах: и в Иркутске, где посещения возможно только по паспорту и прививке, и в Башкирии, и во Владимире. Вся эта ситуация привела к тому, что с момента указа выручка упала на 50%.
Что мы делали, чтобы вакцинировать 60% сотрудников в Подмосковье? Мы занимались в основном просветительской работой: разговаривали с людьми, приглашали врачей, кому-то давали лишний выходной. Система просветительства и мотивации оказалось ключевой, потому что никаких других инструментов государство нам не дало.
Каждый день я читаю проклятия, какой я подлец и негодяй, увольняю людей. От сотрудников я слышу множество причин, почему они не могут привиться: от «чипирования Биллом Гейтсом» до страха «перед непонятной жижей». Это я дословно цитирую.
А я тоже ничего не могу поделать — по факту я не могу допустить ряд сотрудников, не прошедших вакцинацию, до работы. Цифра 60% не распространяется на продавцов, сотрудников общепита, там просто обязательное требование. Да и по общему списочному составу тоже: торговлей занимаетесь, вот реализуйте, чтобы все были привиты. Многие рынки и ярмарки Москвы уже не пускают на работу продавцов без QR-кода или прививки. (Источник)
Введение QR-кодов стало серьёзным ударом по общепиту. Наша выручка упала на 10%. Важно понимать, что кризис сейчас никто не отменял, экономику никто пока не повышал. Мы надеемся, что сможем вернуться к прежним показателям и увеличить прибыль за счет эйфории, что сейчас лето, отмена QR-кодов увеличит число посетителей.
Сейчас 90% наших сотрудников вакцинированы. Люди очень ответственно подошли к этому вопросу, самостоятельно прошли все этапы вакцинации, благодаря чему мы подали все списки на госуслуги вовремя.
После введения ограничений на посещение кафе и ресторанов многие ожидали рост спроса на доставку продуктов по аналогии с весной 2020 года, когда цифры выросли в 5–7 раз. Однако наши данные за прошедшие две недели показали, что значительного увеличения логистической нагрузки в продуктовом ретейле не произошло: локдаун введён не был, магазины и сервисы доставки еды работали как обычно, веранды принимали гостей.
Бизнес-модель позволяет нам работать в онлайне — поэтому введение QR-кодов не сказалось на нас критичным образом. В июне мы поддержали решение перевода сотрудников на удалёнку и вновь перешли на этот формат работы, чтобы снизить риск заболеваемости сотрудников. Что касается вакцинации, то как раз сегодня мы провели её второй этап для наших сотрудников. Мы поддерживаем вакцинацию: это единственный способ сформировать коллективный иммунитет и остановить эпидемию.
Первые дня три-четыре среди сотрудников был небольшой протест против обязательной вакцинации. Все мы понимаем, что если людей что-то заставляешь делать, всегда будет нежелание это выполнять. Но как-то это всё быстро уладилось: мы с пониманием подошли к ситуации, и люди поняли, что лучше позаботиться самим о своём здоровье.
Мне было печально видеть, как рестораны стоят пустые, а на верандах не протолкнуться. Мы прекрасно понимаем, что веранды не приносят той прибыли и не позволяют использовать весь объём ресторана. Поэтому отмена QR-кодов для ресторанного бизнеса — это большое спасение.
Если взять нашу сферу, в прошлом году у нас были относительно адекватные сроки восстановления прибыли. Потом были ужасные октябрь — ноябрь — это вторая волна коронавируса. Сейчас у нас третья волна. Надеемся, что мы её пройдём и максимально оперативно постараемся восстановить прежние обороты.
Фото: Агентство «Москва»