Мумии вместо Фаберже
Половина российских предпринимателей считает своё положение катастрофическим и не верит мерам господдержки, обещанным малому и среднему бизнесу. Тем не менее парадоксальное дело: в некоторых регионах за время карантина количество малых предприятий только увеличилось. Регистрируются как малый бизнес и те, кто раньше был крупным, и те, кто решил выйти из тени. Видимо, на господдержку ругайся, а сам тянуть руку за помощью не забывай.
Впрочем, кто-то и рад отдавать деньги на помощь нуждающимся. Основатель социальной сети Twitter Джек Дорси, ранее пожертвовавший треть своего состояния на борьбу с коронавирусом, объявил о желании до конца жизни раздать все свои миллиарды на благие цели. И правильно, деньги в могилу не унесёшь…
…но вот заработать на тех, кто уже отправился в мир иной, всё-таки можно. Пока одни лелеют планы растворять россиян за их же деньги, Владимир Жириновский решил подойти к вопросу более практично. Политик предложил продать мумию Ленина, предположив, что она может быть столь же ценной, как «Мона Лиза» да Винчи. Правда, не настолько ценной, как коллекция Фаберже, которую вроде как по-тихому сплавил за границу Виктор Вексельберг, но бюджет наполнить поможет.
Действительно, что Ильичу в Мавзолее пылиться? Он ещё молодой (по меркам мумий), всего 96 лет лежит, «в хорошем состоянии», как выразился лидер ЛДПР. Коммунистов, правда, такое отношение возмутило. Ждём завтра на Avito объявления «продам мумию демократа, свежая, состояние хорошее».
А вы не знали? На Avito и подобных ему интернет-барахолках нынче можно купить что угодно. Вот, например, ФБК нашёл там многомиллионную яхту, якобы принадлежащую Дмитрию Медведеву, но объявление столь быстро удалили, что и не разобраться, что это было. А вот российские торговые центры на полном серьёзе выставляют «со всем фаршем». Большинство таких объявлений появилось в мае, при этом купить таким образом предлагают как заштатные ТЦ в регионах, так и здания в самом центре Москвы. Всего 1,7 млрд рублей — и пустующее здание на Арбате ваше. Вместе с ворохом проблем и капризными арендаторами, норовящими сбежать, не заплатив.
Впрочем, такая проблема не только в России. Торговые центры по всему миру не ждут быстрого восстановления посещаемости до предкарантинного уровня. Поэтому крупные сети начали жёсткую оптимизацию. Знаменитый бренд женского белья Victoria’s Secret, например, был вынужден закрыть до четверти своих магазинов в США, и это, по словам их финансового директора, может стать только началом масштабного сокращения точек. Погодите, а что нам, кружевные трусы теперь обратно из масок перешивать?..
Ну а в целом всё по-прежнему: хорошо сидим. Работодатели даже начали робко предлагать вернуться в офисы, но, мне кажется, за полтора месяца люди уже как-то втянулись в изоляцию и рисковать здоровьем в тесном кругу коллег не спешат. Такое домоседство может привести к краху автопроизводителей, как уже обрушило нефтяные рынки. Но зато природа очистится. У вас, кстати, форточка открыта? Прислушайтесь: в России нынче необычайно громко поют птицы.
На этой хорошей ноте желаю вам прекрасных выходных. Устройте себе цифровой детокс, что ли, но не забудьте перед этим подписаться на наш Telegram-канал и инстаграм, чтобы не пропустить самое интересное в мире бизнеса (и не только).