«Это разговор по понятиям». Экономисты объяснили запрет на присвоение рейтингов российским компаниям
15 марта Евросоюз озвучил четвёртый пакет санкций против России. Он включает:
- полный запрет на транзакции с некоторыми российскими госпредприятиями;
- запрет на экспорт в Россию предметов роскоши, включая дорогие авто и ювелирные изделия;
- запрет на новые инвестиции в энергетику РФ, за исключением мирного атома и транспортировки энергоресурсов в ЕС;
- запрет на импорт из РФ сталелитейной продукции;
- расширение списка физических и юридических лиц, попавших под санкции;
- запрет на присвоение кредитно-рейтинговыми агентствами ЕС рейтингов России и российским компаниям, а также на предоставление рейтинговых услуг российским клиентам.
По словам профессора кафедры мировой экономики МГИМО МИД РФ и заведующего сектором Института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Рогожина, запрет на присвоение рейтингов российскому бизнесу «ни к чему хорошему не приведёт».
«Советская экономика не имела никаких рейтингов и не участвовала ни в каких оценках экспертов. Но Россия уже стала считать себя частью мировой экономики и частью международной системы экономических отношений. И рейтинги резко стали нужны — в частности, чтобы получать кредиты. А чтобы получить иностранные средства, компания должна получить рейтинг. Если мы нынче выходим из этой структуры, из мировой экономики, из мировых отношений — что на сегодня уже вряд ли возможно, — то и рейтинги нам тоже никакие не нужны — мы здесь сами с усами. Но мы ведь не выходим и даже этого побаиваемся… Хотя де-факто мы выпадаем из этой системы», — заявил Рогожин.
По словам экономиста, в связи с недавними событиями выяснилось, что Россия сильно зависит от мировой экономики, у неё невелики запасы собственных ресурсов и технологий, чтобы самостоятельно себя обеспечивать. В частности, стали очевидны проблемы с производством медикаментов, а также с воздушным транспортом, когда Boeing отказалась обслуживать российские самолёты, а китайские компании заявили, что не будут поставлять запчасти в Россию.
По словам директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, запрет на присвоение российским структурам рейтингов — это политический вопрос, который не имеет под собой экономических причин. В частности, агентства S&P, Fitch и Moody's не будут анализировать баланс предприятий, их эффективность, а просто выведут их из рейтинга или оставят последние показатели. Ранее S&P присвоило российской экономике «мусорный» рейтинг, а Fitch и Moody's заявили о возможности дефолта в стране.
«Я бы не стал делать фундаментальных выводов по поводу этих санкций. Это больше "разговор по понятиям". У нас высококонкурентные, эффективные предприятия, которые хорошо работают, ведут инвестиционную и инновационную деятельность. Но они теперь не будут попадать в рейтинги. Иностранный капитал, когда идёт в какую-либо страну, смотрит рейтинг страны, насколько агентства оценивают инвестиционный климат, риски вложения в страну. Затем он смотрит на рейтинг предприятия. А теперь иностранные капиталы вряд ли пойдут в России, так как он не знает, что происходит в стране. И, скорее всего, будут оценивать Россию по последнему присвоенному рейтингу. А их спустили до «мусорного» и по страховым финансовым рискам, и по большинству наших предприятий. С таким рейтингом ни один нормальный агент не пойдёт вкладываться ни в предприятия, ни в страну, если ему только не предложат какой-то внушительный дисконт», — заявил Остапкович.
По мнению эксперта, лишение России рейтингов автоматически лишает её возможности привлекать иностранных инвесторов. Но это не единственная проблема, ведь капиталы можно найти в России. Отсутствие или наличие отрицательной характеристики от авторитетов на финансовых рынках отрежет РФ от прихода компаний с новыми технологиями и с новым, современным менеджментом, подчеркнул Остапкович. Например, после ухода BMW, Honda и прочих автопроизводителей в России останутся заводы, но не будет деталей, технологий и менеджмента.
«Нас практически отрезают от мировой торговли. А один из главных источников роста, как говорили классики современной экономики Адам Смит, Давид Рикардо, Альфред Маршал, — это международная торговля. Это основной источник роста, где ты можешь продать свой товар, который делается в большом количестве, и на вырученные деньги купить дефицитный товар, и так балансировать экономику. Сейчас высокотехнологичная продукция не создаётся в одной стране. Boeing, Airbus — у них в комплектации участвуют 5–6, а то и 15 стран. Например, адронный коллайдер — в его создании участвовало более 100 стран. Сейчас даже утюг не делает одна страна. Условно Bosch или Bork делают утюг, но чипы и микроэлектронику им поставляет Тайвань. Сейчас создание товаров идёт в основном за счёт глобализации», — добавил Остапкович.
Ранее глава Всемирного банка (ВБ) Дэвид Мэлпас [заявил](https://secretmag.ru/news/na-zapade-ocenili-vliyanie-antirossiiskikh-sankcii-na-mirovuyu-ekonomiku-15-03-2022.htm https://secretmag.ru/news/na-zapade-ocenili-vliyanie-antirossiiskikh-sankcii-na-mirovuyu-ekonomiku-15-03-2022.htm), что санкции против России сильнее повлияют на мировую экономику, чем ситуация на Украине. По мнению Мэлпаса, сама военная операция нанесёт краткосрочное воздействие на глобальный ВВП, а вот ограничения будут ещё долго влиять на благосостояние россиян.
15 марта Япония ввела санкции против 17 россиян. Им заморозят активы на территории страны и запретят проводить с ними финансовые сделки. Последний пакет санкций Япония ввела 8 марта, ограничения наложили на 20 представителей власти и бизнеса. МИД запретил экспортировать в Россию нефтеперерабатывающее оборудование. После этого страну включили в список недружественных государств.
Фото: Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)