Что такое контрафакт и чем он отличается от фальсификата. Объясняем простыми словами
Эксперт статьи:
Понятие «контрафакт» носит юридический характер, его определяет ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Контрафактными признают товары, на которых «незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение».
Ключевой фактор — нарушение авторских прав или ущемление других интеллектуальных прав в результате создания такой продукции.
Качество при этом роли не играет: вне зависимости от свойств товара его могут признать контрафактом.
То есть контрафактный товар может быть хорошего качества, и это его главное отличие от фальсификата. Состав и свойства продукта могут не соответствовать «оригинальным» характеристикам.
Допустим, контрафактные футболки могут быть изготовлены не из 100%-ного хлопка, а с добавлением эластана, полиамида или полиэстера. И это не значит автоматически, что вещь вредна для здоровья или плохо сшита.
Нанесение на продукцию чужого товарного знака или наименования обычно практикуется для того, чтобы выгодно продать её, — как правило, нарушители маскируют свои товары под более известные и зарекомендовавшие себя на рынке бренды.
Также контрафактом признаётся отсутствие разрешения от владельца интеллектуальной собственности на продажу (реализацию) товара или объектов нематериального характера (например, аудио и видео).
То есть если переписать с лицензионного диска песни Николая Баскова и продавать полученные копии где-нибудь в переходе (без уведомления представителей певца об этом) — это будут контрафактные товары, хотя на носителях и находятся аналогичные оригинальным аудиодорожки.
Виды контрафакта
Контрафакт делят на несколько типов:
- использование чужого фирменного названия и/или товарного знака с копированием внешних черт товара (подделка);
- использование названия или знака, похожего на обозначение какой-либо из известных марок (к примеру, Abibas вместо Adidas);
- несанкционированное тиражирование товара;
- импорт оригинального продукта без согласия правообладателя;
- пиратство: продажа или безвозмездное распространение (например, в интернете) копий музыкальных, художественных, литературных произведений без разрешения автора или правообладателя; сюда же относится тайное использование чужих изобретений и разработок (в том числе компьютерных программ).
«Закос» под фирменные товары встречается чаще, чем имитирующие оригинал подделки, так как в последнем случае факт нарушения налицо и привлечь к ответственности проще.
Также незаконно наносить чужое фирменное наименование или товарный знак на документацию и предложения о продаже, использовать их при выполнении работ и оказании услуг (например, изображение на форменной одежде), а также публиковать в интернете.
Ответственность за контрафакт
За продажу контрафактной продукции можно поплатиться как административно, так и уголовно.
Ввоз, продажа, сдача в прокат контрафакта [грозит](https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/38ae39c9c4f9501e2c080d13ff20587d2b8f5837/_ административными штрафами от 1500 до 40 000 рублей.
Приобретение, хранение, перевозка контрафакта в целях сбыта в России наказывается уголовно, если это повлекло крупный ущерб (от 100 000 рублей и выше). За это можно получить наказание от штрафа в 200 000 рублей до шести лет колонии.
Незаконное использование чужого товарного знака или наименования, места происхождения товара или сходных обозначений карается либо:
- административно (от 5000 до 200 000 рублей либо в размере стоимости товара, увеличенном в 2–5 раз), либо
- уголовно (100 000 рублей штрафа, максимально могут наказать лишением свободы на срок до шести лет, если ущерб причинили в крупном или особо крупном размере — от 1 млн рублей).
Незаконное использование маркировки, подтверждающей происхождение товара, наказывается штрафом до 120 000 рублей либо обязательными, принудительными работами.
Пример такого нарушения: если товарный знак не зарегистрирован в РФ, но на упаковке проставили букву R в кружочке, вводящую в заблуждение покупателя. Уголовное наказание светит, если нарушить закон неоднократно или причинить крупный ущерб.
Правообладатель вправе требовать изъять из оборота и уничтожить контрафакт либо удалить за счёт нарушителя незаконно используемый товарный знак.
Также правообладатель имеет право на возмещение убытков или выплату компенсации в двукратном размере стоимости товаров.
Потребитель также может потребовать от продавца возмещения убытков и морального вреда, если выяснил, что купил контрафакт.
Контрафакт и фальсификат: в чём разница
Понятие «фальсификации» в России в основном применяют к пищевым продуктам и биологически активным добавкам. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определяет фальсификат как умышленно изменённые изделия и продукты, которые являются поддельными, или имеют скрытые свойства и качество, или информация о которых является заведомо неполной (недостоверной).
Главный признак фальсификата — нарушение процесса изготовления, в том числе использование не указанных в составе компонентов.
Фальсификат могут выпускать не только подпольные злоумышленники, но и сам правообладатель товарного знака.
Фальсифицируют состав товара обычно ради снижения расходов и повышения доходов. Самый безобидный способ фальсификации — продать меньше товара, чем заявлено на упаковке (например, налить 950 мл молока вместе 1 л).
Товар может быть одновременно контрафактным и фальсифицированным, а может быть чем-то одним.
Контрафакт чаще всего предполагает, что продукция копируется либо подделывается, но при этом производитель пытается приблизить её к оригиналу, чтобы покупатель не отличил подделку. Фальсифицированная же продукция предполагает нарушение технологии производства.
Фальсификат опасен тем, что в продукцию могут попадать вредные для здоровья вещества. Так, в 2023 году из-за употребления алкогольного напитка «Мистер Сидр» умерли 46 человек в разных регионах РФ, а всего пострадали около сотни, в том числе дети. В сидре нашли примеси метанола и этилбутирата.
Контрафакт и параллельный импорт
Импортные товары, как правило, ввозят через официальных дистрибьюторов. Обычно производитель даёт право поставлять свои товары какой-то одной организации, которая как бы монополизирует это право.
Но с 2022 года специальным законом в России легализовали параллельный импорт на фоне массового ухода зарубежных брендов с отечественного рынка. Так что теперь, если какая-то марка официально ушла с рынка, её оригинальную продукцию всё равно могут ввезти, просто окольными путями, и контрафактом это считать не будут.
Специалисты отмечают, что с 2022 года контрафакта на рынке стало больше и подделки участились именно по отношению к ушедшим брендам.
Но сам по себе параллельный импорт тут ни при чём.
Чем опасен и вреден контрафакт
Незаконные ввоз, производство и оборот контрафактной продукции формируют недобросовестную конкуренцию и наносят ущерб экономике.
То есть, например, приобретая контрафактный диск с музыкой, покупатель обычно экономит свои деньги, но автор песен не получает отчислений и не платит с этого заработка налоги.
Другой пример: человек покупает «с рук» казахстанский алкоголь, чтобы сэкономить, а российский бюджет не получает ничего, ведь акцизы с напитка никто не заплатит.
Часто контрафактные товары имеют иные потребительские свойства и происхождение, чем оригинальная продукция. Нередко используют более дешевые материалы, страдает качество исполнения, так что торговать такими вещами — значит попросту водить за нос покупателей.
Как борются с контрафактом
В России в целях защиты потребителей от подделок на некоторые группы товаров ввели обязательную маркировку.
Впервые это сделали в 2016 году — тогда идентификации подвергли шубы и другие изделия из меха. Сейчас список существенно расширился: туда вошли многие пищевые продукты, лекарства, табак, духи, обувь, одежда, шины и покрышки и т. д.
Участники оборота маркированной продукции обязаны регистрироваться в системе «Честный знак».
Благодаря цифровой маркировке на треть снизился нелегальный оборот в сегменте обуви, на 25% — в парфюмерной отрасли, практически вдвое — в сфере реализации шин.
В 2019 году каждая вторая пачка сигарет в ЕАЭС была контрафактной, но к 2023 году завершили введение маркировки на табак, так что в этой отрасли тоже должны быть позитивные изменения.
Интернет-магазины Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» хотят создать единую цифровую систему для борьбы с контрафактом. Площадка будет обязана заблокировать предложение нарушителя, внести его в чёрный список и передать его данные проверяющим органам.
Часто производители сами наносят на упаковку своей продукции специальные знаки или коды, по которым покупатель может удостовериться, что приобрёл оригинал. Такое практикуют с компьютерной и бытовой техникой, зубными пастами и щётками, косметикой.
Несмотря на все усилия, проблему контрафакта решить до конца пока не получается.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.