secretmag.ru
Энциклопедия3 мин.

Что такое монополия. Объясняем простыми словами

Монополия (от греч. monos — «один» и poleo — «продаю») — модель рынка, на котором в производстве или распределении того или иного продукта доминирует одно предприятие, устанавливая полный контроль над ценами.

Монопольный рынок — это концентрация производства и капитала в одних руках. У компании-монополиста либо нет конкурентов вообще, либо они не играют заметной роли, и производитель может диктовать конкурентам и покупателям свои условия.

Характерные черты монополии:

  • Вся отрасль представлена одной компанией-производителем или небольшой группой компаний.
  • Компания-монополист может уменьшать или увеличивать количество своего товара на рынке, влияя таким образом на его стоимость.
  • Производители аналогичных товаров не могут войти на монополизированный рынок из-за искусственных барьеров — экономических, технических или юридических.
  • Покупатель вынужден приобретать товар у монополиста по установленной цене либо вовсе обходиться без него.

Различают несколько видов монополий: естественные, искусственные, открытые и закрытые (государственные).

Естественные монополии возникают там, где бизнес приносит прибыль, только если обслуживает весь рынок. При этом требуются большие капиталовложения на начальном этапе, а на окупаемость проекту нужно продолжительное время. Это железнодорожные перевозки, система водоснабжения, добыча полезных ископаемых и т. д.

Наличие естественной монополии может быть выгодно с точки зрения общественных интересов, поскольку позволяет за счёт масштаба производства удовлетворять спрос на жизненно важные товары и услуги с минимальными затратами.

Искусственные монополии создаются при объединении нескольких предприятий для вытеснения конкурентов. Они могут быть в форме:

  • Картелей. В этом случае компании заключают формальное или неформальное соглашение о том, чтобы держать цены на одном уровне или выпускать в продажу определённое количество товара. Часто в пример картеля приводят ОПЕК.
  • Синдикатов. Предприятия лишаются коммерческой самостоятельности, закупка сырья и сбыт продукции осуществляются централизованно. Пример синдиката в XX веке — группа компаний De Beers.
  • Концернов и конгломератов. Несколько предприятий из разных отраслей промышленности интегрируются в одну финансово-промышленную группу, хотя и не утрачивают до конца юридической и хозяйственной самостоятельности. Например, в концерн Volkswagen входят предприятия автомобильной, электронной и других отраслей промышленности.

Открытые монополии образуются, когда компания выходит на рынок с новой технологией или продуктом, а конкуренты ещё не освоили это производство. Примером может служить ситуация с Apple, когда компания выпустила на рынок первый iPhone. Это положило начало массовому производству смартфонов.

Государственные (закрытые) монополии создаются с помощью законодательных барьеров. Это исключительное право государства или организации на производство, торговлю, оказание услуг. Монополии могут касаться налогообложения, прав на пользование недрами, авторских прав и патентов и т. д. Например, монополия Банка России на выпуск и обращение денег или маркировка изделий из драгоценных металлов государственным пробирным клеймом.

Пример употребления на «Секрете»

«К 1933 году половину всей авиапочты и пассажиров в США перевозил холдинг "Боинга" на самолётах корпорации. <...> Одним из последствий этой монополии стали нерегулируемые цены на авиаперевозки. В 1932 году пассажир в среднем платил 6,2 цента за милю. А билет на рейс Нью-Йорк — Лос-Анджелес стоил $160. Это сравнимо с нынешними ценами на авиаперелёты».

(О том, как Boeing стала первой монополией в авиации и почему перестала ею быть.)

Нюансы

Из-за отсутствия конкуренции монополии завышают цены на свои товары и услуги. Кроме того, качество самих товаров, как правило, хуже, чем в условиях свободной конкуренции.

Для борьбы с этим государства вводят антимонопольное регулирование. Принимаются законы о том, чтобы, например, добычей газа, его транспортировкой и продажей конечным потребителям занимались разные компании. Такая ситуация сложилась в США и Канаде.

Также вводятся:

Факт

Одна из самых продаваемых настольных игр в мире носит название «Монополия». Одновременно это и одна из самых нелюбимых настолок. В рейтинге сайта boardgamegeek.com, который собирает отзывы о настольных играх, «Монополия» занимает 21 614-е место. Всего в списке 21 621 игра. Средний рейтинг «Монополи», составленный на основе более 30 500 отзывов, — 4,3 из 10. Чтобы закончить игру побыстрее, игроки советуют не тратиться на коммунальные услуги, быстрее строить дома и устраивать аукционы по продаже ненужной недвижимости.

Статью проверила:

Екатерина Безсмертная, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ