secretmag.ru
Опубликовано 28 сентября 2021, 19:05
8 мин.

Как Boeing стала первой монополией в авиации и почему перестала ею быть

Сейчас компания Boeing известна всем — это один из самых крупных производителей самолётов в мире. Но мало кто знает, что Boeing ещё при руководстве основателя компании, Уильяма Боинга, стала первой монополией на рынке авиации. «Секрет фирмы» проследил историю компании от основания до драматичного ухода из корпорации основателя и узнал, почему власти Штатов специально начали ограничивать бизнес-амбиции Boeing.

Как Boeing стала первой монополией в авиации и почему перестала ею быть

История основания Boeing не похожа на многие: продукт компании сразу оказался нужен и прибыль шла с первого дня, а главное — основатель, Уильям Боинг, не был беден.

Отец Уильяма, эмигрант из Германии Вильгельм Бёинг, занимался собственным бизнесом. Начал он с разработки лесных угодий и железных рудников. Успех в этом деле позволил Бёингу расширить свои интересы в банковском деле и страховании. Бизнес приносил прибыль, и в 1881 году Бёинг построил огромный [дом] (https://www.immigrantentrepreneurship.org/images/home-of-wilhelm-boing-sr-on-woodward-avenue-in-detroit-1881/) в одном из самых благородных районов Детройта. В 1890 году Вильгельм умер от гриппа, оставив всё нажитое жене, сыну Уильяму и двум дочерям.

Будущий предприниматель отучился в элитных школах США и поступил в Йельскую научную школу. Правда, он ушёл из нее раньше положенного — чтобы открыть своё дело.

Благодаря наследству Уильям (фамилия которого теперь писалась как Боинг) заработал состояние, отправляя пиломатериалы на Восточное побережье, которое нуждалось в древесине. Затем Уильям начал скупать и открывать побочные компании — чтобы увеличить заработок. Самым крупным подобным предприятием стала Greenwood Timber Company — верфь, специализирующаяся на постройке яхт высокого класса.

В 1909-м Боинг посетил выставку Аляска — Юкон — Тихоокеанский регион, где впервые поднялся в воздух на пилотируемом самолёте. Следующие несколько лет он не обращал внимания на авиацию, но в 1915 году купил гидросамолёт Martin TA и записался в лётную школу.

Сев в свой первый самолёт, Боинг понял, что тот устарел. Желая модернизировать его, он поручил команде техобслуживания провести несколько серьёзных модернизаций, в первую очередь добавив новый, лучший понтон. Правда, модификации не помогли избежать крушения — гидросамолёт упал в озеро Вашингтон.

Не впечатлённый самолётом, за который он заплатил много денег, Уильям Боинг связался со своим близким другом лейтенантом Джорджем Вестервельтом, инженером ВМС США. Вместе они принялись за разработку гидросамолёта Boeing Model 1.

Прототип завершили в июне 1916 года, а первый успешный полёт состоялся 15 июня 1916 года. Через месяц после этого Боинг основал The Pacific Aero Products Company. В начале 1917 года в компании было всего 28 сотрудников, они просто разрабатывали новые модели самолётов. В мае того же года авиапредприятие переименовали — в Boeing Airplane Company.

После того как Соединённые Штаты объявили войну Германии в апреле 1917 года, Уильям надеялся, что ВМС США заинтересуются его моделью C в качестве тренировочного гидросамолёта. Так и вышло. Военно-морской флот испытал две модели C и заказал ещё 50 на общую сумму $575 000.

Как Boeing стала первой монополией в авиации и почему перестала ею быть

От военных самолётов до монополии коммерческих полётов

В ходе Первой мировой войны Boeing стремительно росла. К 1918 году в компании было более 300 сотрудников. Они не только выпускали собственные разработки, но и модели других производителей — по лицензии для военных нужд. Но после войны, в 1918 году, американские военные расторгли большинство своих контрактов, в том числе с компанией Уильяма — и выбросили свои самолёты на открытый рынок. По сути, убивая производителей воздушных судов, с которыми работали.

У Boeing настали тёмные времена — военных контрактов не было, а гражданским новые самолёты были не нужны — рынок ломился от подержанных боевых судов. Тем не менее Уильям не стал увольнять персонал. Вместо этого он перепрофилировал свою фабрику на производство деревянной мебели.

Но этого всё равно оказалось недостаточно, так как зарплата рабочих [превышала] (https://fraser.stlouisfed.org/title/union-scale-wages-hours-labor-3912/union-scale-wages-hours-labor-may-15-1919-476872?start_page=69) $30 в неделю. Из-за этого в месяц только на оплату труда уходило около $36 000. Боингу часто приходилось доплачивать своим сотрудникам из собственного кармана.

Так компания просуществовала около двух лет, и Уильям уже хотел закрывать бизнес, но спасение пришло в мае 1920 года, когда американские военные заключили с Boeing контракт на модернизацию парка воздушных судов [de Havilland] (https://internationalaviationhq.com/2021/06/30/de-havilland-rise-and-fall/) и [Airco DH.4] (https://www.baesystems.com/en/heritage/airco-dh4-----).

Отношения Боинга с военными снова окупились в 1921 году, когда он выиграл контракт на постройку двадцати бомбардировщиков для армии США. В 1920-х годах интерес к военно-воздушной силе среди военных проектировщиков возрос.

Армия заключила с компанией Boeing более крупный контракт — на производство 200 истребителей MB-3. Шесть других компаний претендовали на этот контракт, но заявка Boeing в $1,4 млн была одной из самых низких. Настолько снизить цену Боинг смог благодаря собственным вложениям и доступу к древесине.

К середине 1920-х годов Boeing по-прежнему производила исключительно военные самолёты, но уже готовился переходить на коммерческие полёты. Толчком для этого стало принятие [закона] (https://postalmuseum.si.edu/exhibition/fad-to-fundamental-airmail-in-america-airmail-creates-an-industry-from-public-to-private) о контрактной авиапочте в 1925 году. До этого почтовое отделение Соединённых Штатов осуществляло все авиапочтовые услуги с помощью собственного парка самолётов.

Закон о контрактной авиапочте открыл сферу для частных компаний. Компания Boeing могла не только строить самолёты для перевозки почты, но и претендовать на право самостоятельно управлять маршрутами. Boeing подала заявку и выиграл контракт на перевозку почты по маршруту Сан-Франциско — Чикаго. Другая заявка поступила от авиакомпании Western Air Express (WAE), и, хотя предложение Boeing было значительно ниже, чем предложение WAE, почтовые чиновники почти отказались от неё, посчитав цену нереально низкой. Boeing заручилась помощью одного из американских сенаторов, чтобы заверить генерального почтмейстера в своей надёжности. Но от компании всё же потребовали залог в размере $800 000 в качестве гарантии обслуживания.

Параллельно Боинг начал разрабатывать Model 40 для почтового отделения США. Первый самолёт сошёл с конвейера в 1925 году, а спустя два года Model 40 поступила в эксплуатацию. Всего построили более 80 самолётов, и именно эта модель стала первым успешным не военным самолётом компании.

Боинг увидел возможность для расширения, когда почтовое отделение США решило приватизировать свои маршруты авиапочты. Так в 1927 году появилась компания Boeing Air Transport. Уже через год на ёё долю приходилось 30% всей авиапочты Штатов. Прибыль была колоссальная. Только на пересылке открыток и штампованных карт компания заработала около $17 млн. Сложно представить, сколько компания получила с доставки писем (с учётом, что за это человек [отдавал] (https://about.usps.com/who-we-are/postal-history/domestic-letter-rates-since-1863.htm) от 2 до 3 центов).

В 1928 году Уильям Боинг лично возглавил поглощение компании Pacific Air Transport — основного конкурента Boeing. В этом же году Боинг выкупил производителей самолётов Chance Vought и пропеллеров Hamilton Aero Manufacturing.

После расширения Boeing представила новую модель 80 — биплан, предназначенный только для перевозки пассажиров. Это было первое судно, которое предусматривало бортпроводника на борту. С этого началась история компании как перевозчика пассажиров.

В 1929 году Уильям Боинг купил Pratt & Whitney — компанию, производившую двигатели для Boeing. Теперь, имея различные предприятия в авиационной отрасли, Boeing [создала] (https://americanbusinesshistory.org/united-the-little-known-history-behind-another-giant-merger/) холдинговую компанию United Aircraft & Transport Corporation (UATC), чтобы держать акции всех его авиационных предприятий.

На этом расширение не закончилось. В 1929 году Боинг купил ещё двух производителей самолётов и компанию по производству пропеллеров. Следом холдинг выложил крупную сумму за National Air Transport, крупнейшего оператора авиапочты на северо-востоке, и одного из крупнейших в США операторов [Ford Trimotor] (https://internationalaviationhq.com/2019/08/28/ford-trimotor-henry-ford/).

К 1933 году половину всей авиапочты и пассажиров в США перевозил холдинг Боинга на самолётах корпорации.

Прибыль компании Уильяма выросла в десятки раз, и по факту Boeing стала монополистом в авиационной промышленности и первой национальной американской компанией.

Одним из последствий этой монополии стали нерегулируемые цены на авиаперевозки. В 1932 году пассажир в среднем [платил] (https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=uc1.b3427245&view=1up&seq=805&skin=2021) 6,2 цента за милю. А билет на рейс Нью-Йорк — Лос-Анджелес [стоил] (https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=uc1.b3427245&view=1up&seq=806&skin=2021) $160. Это сравнимо с нынешними ценами на авиаперелёты.

Как Boeing стала первой монополией в авиации и почему перестала ею быть

Падение империи и уход Уильяма Боинга

В начале 1930-х годов компания Boeing начала проектировать революционный 10-местный авиалайнер-моноплан с тремя членами экипажа и автопилотом, который назвали [Boeing 247] (https://internationalaviationhq.com/2019/09/11/boeing-247-first-of-firsts/).

Модель 247 совершила первый полёт в феврале 1933 года и оказалась быстрее, чем P-12, главный истребитель армии США (который также построила компания Boeing). Понимая, что 247-й сделает его богатыми, Боинг зарезервировал первые 60 самолётов для авиакомпаний, которыми он владел. Это казалось отличным бизнес-ходом, но на самом деле стало катастрофой. Сделка привлекла внимание федерального правительства.

После быстрого разбирательства конгресс принял закон о воздушной почте 1934 года, в котором говорилось, что производители самолётов не могут владеть авиакомпаниями и наоборот. Фактически документ разработали исключительно для холдинга Уильяма.

В результате Boeing Airplane & Transport Corporation разделилась на три отдельные компании: Boeing Airplane (производственные интересы Boeing), United Air Lines (воздушные перевозки пассажиров и грузов) и United Aircraft (производственные компании Boeing, расположенные на востоке от реки Миссисипи).

Расстроенный и озлобленный Боинг продал все акции и в 1934 году покинул компанию и перебрался в свой особняк в под Сиэтлом. В планах Уильяма было выйти на пенсию к 50 годам. Задуманное почти сбылось — к 53 годам Боинг отошёл от дел.

Имея миллионы долларов благодаря продаже акций, Уильям в 1937 году начал скупать земли к северу от городской черты Сиэтла и вкладываться в коневодство. В конечном итоге он стал одним из лучших коневодов на Западном побережье. В 1930–1950 годах население Сиэтла пережило демографический бум из-за урбанизации и иммиграции. Людям требовалось огромное количество земли. И эту землю им дал Боинг. Фактически несколько современных районов города построены его усилиями.

28 сентября 1956 года Уильям Боинг отправился в плавание на своей яхте Taconite. Во время плавания в Пьюджет-Саунд Уильям перенёс сердечный приступ и умер после прибытия в яхт-клуб Сиэтла. На момент смерти его состояние оценивалось в $22 млн, или примерно $220 млн на текущий момент с учётом инфляции.

Коллаж: «Секрет фирмы», www.flickr.com, [www.historylink.org] (https://www.historylink.org/file/8023), [Wikimedia] (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Boeing_Stearman_Parked_2.jpg), [CC BY-SA 4.0] (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/)