Лучшие истории «Секрета фирмы» — 2018

Спасибо, что читаете
21 декабря 2018 в 17:05

Год заканчивается. Итоги подведём позднее (мало ли что ещё случится), а сейчас мы представляем десять больших текстов, над которыми нам в этом году было особенно интересно работать. Фичеры о предпринимателях, сделавших бизнес в России с нуля, Сталин как Че Гевара, бизнес-секреты миллионерши-трансгендера из Таиланда, тайна чебупелей, возвращение чайного гриба и другие истории. Хорошего вам 2019-го!

Лучшие интервью года мы собрали для вас здесь, лучшие колонки — здесь.

В мире падают продажи туфель на шпильках. Кто за этим стоит?

У производителей шпилек подкашиваются ноги. Продажи обуви на каблуках за прошлый год упали на 12%. Никогда ещё лодочки, ботфорты и танкетки не были так непопулярны. И это притом, что каждая третья пара каблуков в США продаётся с почти 50-процентной уценкой. Зато продажи кроссовок всего за год подскочили на 37%. Отказываются от каблуков не только работающие женщины, но и те, для кого шпильки были неотъемлемой частью имиджа. Рассказываем, что происходит с самой сексуальной обувью в мире.

Сталин продаёт

Хотя 90% россиян, по данным ВЦИОМ, слышали о сталинских репрессиях, а четверть из них рассказывают, что репрессированы были их родственники, немногие представляют себе истинный масштаб террора. И вот в 2018 году барбершопы рекламируют модные стрижки с помощью портретов молодого Сталина, профили вождей можно встретить на винных и водочных этикетках, популярностью пользуются квесты, в которых участникам предлагается сбежать из лагеря, пивовары посвящают ГУЛАГу оригинальные рецепты. Почему предприниматели выбирают для своего бизнеса, продуктов, услуг, рекламы такие названия? Мы задали им этот вопрос в рамках совместного проекта с международным обществом «Мемориал».

Тайна чебупелей: Как «Горячая штучка» связала депутата Думы, тюрьму и русский рэп

Юрий Дудь: Что происходило после того, как ты пришёл с главного баттла года, где ты вынес оппонента?

Рэпер Гнойный: Пошли в «Дикси», купили чебупелей, сварили, посидели ещё пару часиков, и я лёг спать.

Всего за несколько лет чебупель — странный продукт, родившийся при скрещивании пельменя с чебуреком, — стал любимой закуской студентов и рэперов, вторым «Дошираком» и именем нарицательным. Мы нашли человека, который это придумал.

Наряды для медиков приносят Елизавете Кутис до $1,5 млн в год. Во-первых, это красиво

Фото: Владислав Шатило / «Секрет фирмы»

Бегая по институту Склифосовского на шестом месяце, Елизавета Кутис постоянно одёргивала халат — ширинка на медицинских брюках не сходилась, а в безразмерной мужской форме было неудобно. Медформа, которую Минздрав обязывал закупать по тендеру, бесила и других ординаторов. В 2011 году Кутис открыла собственный онлайн-магазин 4Doctors, спустя семь лет это крупнейший продавец стильной медицинской формы в России с выручкой около 100 млн рублей в год. Рассказываем, как он устроен.

Господи, нет: Новый виток популярности чайного гриба

Фото: Condant

Слоистая скользкая субстанция из бактерий и дрожжей в мутной трёхлитровой банке пугала не одно поколение россиян. Чайным грибом бабушки поили внуков на советских кухнях — считалось, что он полезен для здоровья, а в жаркую погоду заменяет покупной квас и лимонад. К концу 90-х банки почти полностью исчезли с подоконников — в магазинах появилась газировка, питьевые йогурты и другие продукты, которые заменили гриб. Сейчас напиток меняет имидж. В США он получил известность под названием «комбуча» и стал полезным заменителем сладких напитков. За 2017 год рынок комбучи в США вырос на 37,4%, до $556 млн. Мы изучили путь чайного гриба и узнали, зачем он сменил имя и возвращается в Россию на пике популярности.

Лохматые 90-е: Что случилось с парикмахерскими Dessange в России

Фото: Арсений Несходимов / «Секрет фирмы»

Если ехать по Садовому кольцу и смотреть по сторонам, вывеска Dessange появляется перед глазами каждые пару километров. Салоны красоты французского бренда появились в России в конце 90-х, незадолго до того, как страна начала пухнуть от денег и возможностей. Мраморные поверхности, цветы в глубоких вазах и метраж до 1000 кв. м в центре Москвы как бы намекают: стрижка и окрашивание со средним чеком 12 000 рублей — это почти бесплатно. Хозяин восьми салонов французской франшизы, 59-летний Алексей Волчков безупречно одет, разражается монологами о красоте русских женщин, но не знает точно, сколько стоит постричься в его салоне. Но в Москве есть один Dessange, который не принадлежит Волчкову: самая первая и некогда самая известная точка, которую благословил сам Жак Дессанж. Её открыли в 1994 году на Тверской, ремонт 380 кв. м тогда обошёлся в $1 млн. Волчков говорит, что заплатил за всё сам. А потом просто подарил салон одной из сотрудниц, фамилии которой даже не помнит. Мы решили найти эту сотрудницу и рассказать историю Dessange в России с самого начала.

Как Риз Уизерспун стала самой влиятельной продюсеркой Голливуда

Фото: Kevin Winter / Getty Images

Звезда фильма «Блондинка в законе» Риз Уизерспун занимается бизнесом с 2000 года. 17 лет назад она основала собственную продюсерскую компанию Type A Film, актрисе было тогда 24 года. В Голливуде многие актёры создают собственные компании, чтобы продюсировать фильмы для себя, но обычно так поступают уже состоявшиеся звёзды, и немногие при этом снимают успешные картины. Компания Уизерспун сняла все фильмы «Блондинка в законе», которые собрали в сумме более $267 млн. А пять лет назад актриса создала новую компанию — Pacific Standard — и ещё раз покорила Голливуд психологическим кино о женщинах. За последние пару лет Уизерспун также запустила бренд одежды и декора, начала писать книгу и возглавила PR крупной косметической компании.

Напитки покрепче: Как торговец с Лужников построил чайную сеть «Кантата»

В начале нулевых в кофейне Coffee Bean на Чистых прудах всегда было не протолкнуться. 30-летний Тигран Буниатян вместе с другом Артуром приходил сюда каждый день утром и вечером — они брали чай с пирожным и ровно час молча сидели в углу, наблюдая за посетителями. Иногда принимались что-то усердно записывать. Друзья работали над абсолютно провальным бизнес-планом собственной кофейни, но в результате основали «Кантату» — небольшой магазинчик с чаем и кофе. Спустя 17 лет «Кантата» стала самой большой в России сетью, которая торгует чаем и кофе на развес: сегодня у неё 300 магазинов (50% — по франшизе), выручка головной компании — 75 млн рублей в год. Но началось всё на рынке в Лужниках.

Femtech: Как айтишницы зарабатывают на менструациях

Фото: Alessandro Garofalo / Reuters

Технологические компании долго игнорировали, что почти 90% пользователей приложений сегмента «Здоровье и фитнес» — женщины. К началу 2013 года количество сервисов в этом сегменте в App Store и Google Play превысило 40 000. Среди них было много трекеров для бега, пауэрлифтинга, других видов спорта, счётчиков калорий, которые подходили и мужчинам, и женщинам, и не было ни одного удобного приложения для отслеживания менструальных циклов или беременности. Рынок femtech начал расти только в 2014 году, с того момента объём вложенных в него средств превысил $1 млрд. Консалтинговая компания Frost & Sullivan предсказывает этому сегменту рост до $50 млрд к 2025 году. Приложения — только вершина айсберга femtech. Это все технологии, связанные с женским здоровьем, к которым относятся гаджеты, предметы гигиены и приложения. Мы изучили эту индустрию и предсказываем ей бурный рост.

Мистер СЕО в платье. История единственной в Азии миллионерши-трансгендера

Фото: Bloomberg / Getty Images

38-летняя миллионерша Джаккафонг Джакраджутатип — глава JKN Global Media, самой большой дистрибьюторской медиакомпании Таиланда, которая сотрудничает с Walt Disney, Sony, CBS и другими гигантами и производит свой контент. А ещё она — единственный трансгендерный CEO не только в Таиланде, но и, вероятно, во всём Азиатском регионе и по совместительству одна из самых популярных медийных личностей страны. До 2015 года её знали под именем Эндрю, это был обычный таец средних лет. Три года назад Эндрю исчез на месяц и вернулся женщиной с красивым разрезом глаз, наращёнными густыми волосами и изменившейся фигурой. С тех пор её компания пережила стремительный взлёт и увеличила выручку в три раза. Рассказываем, как это вышло.

У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Ещё по теме
Загрузка...
Загрузка...