19 апреля 2018 года в 16:18

Femtech: Как айтишницы зарабатывают на менструациях

Инвесторы в восторге!

Femtech: Как айтишницы зарабатывают на менструациях

Технологические компании долго игнорировали, что почти 90% пользователей приложений сегмента «Здоровье и фитнес» — женщины. К началу 2013 года количество сервисов в этом сегменте в App Store и Google Play превысило 40 000. Среди них было много трекеров для бега, пауэрлифтинга, других видов спорта, счётчиков калорий, которые подходили и мужчинам, и женщинам, и не было ни одного удобного приложения для отслеживания менструальных циклов или беременности. Рынок femtech начал расти только в 2014 году, с того момента объём вложенных в него средств превысил $1 млрд. Консалтинговая компания Frost & Sullivan предсказывает этому сегменту рост до $50 млрд к 2025 году.

Приложения — только вершина айсберга femtech. Это все технологии, связанные с женским здоровьем, к которым относятся гаджеты, предметы гигиены и приложения. Почему femtech появился всего несколько лет назад и кто на нём зарабатывает, рассказывает «Секрет».

Пионеры femtech

Одним из пионеров femtech стал кофаундер PayPal Макс Левчин. Он создал приложение для женщин Glow, в котором можно отслеживать наступление овуляции. Через год, в августе 2014 года, Fortune написал об этом фичер под заголовком «25 000 женщин забеременели благодаря приложению Левчина» — к этому времени стало очевидно, что на рынке есть огромная и полупустая ниша.

В том же 2013 году датская предпринимательница Ида Тин создала и возглавила своё приложение для отслеживания цикла — Clue. Она же придумала термин femtech.

Ида Тин
© Clue

Компания Тин не просто поддерживает приложение, она занимается исследованиями в области женского здоровья и просвещением. На сайте и в самом сервисе можно найти материалы о женском здоровье, информацию о том, как предохраняться, и материалы о том, как женские проблемы отражались в культуре на протяжении веков.

После Clue и Glow появились сервисы Eve, Cycles, My Calendar, Life, FertilityIQ, Extend Fertility, Forte Medical и многие другие. Большинство из них были созданы женщинами. При этом Clue остаётся самым популярным и быстрорастущим, у него 10 млн пользователей в 190 странах мира. Тин подняла около $30 млн инвестиций от фондов и частных инвесторов, а во втором полугодии 2017 года приложение начало зарабатывать на рекламе и платных дополнительных опциях.

Clue
© Alexa Suter / Unsplash

В 2015 году Ида Тин стала предпринимательницей года по версии экспертов Slush — крупнейшей европейской стартап-конференции. «Присвоение ей такого статуса — важный этап для современной цифровой культуры. Разговоры о нормах обеспечения собственного здоровья, не говоря уже о более сложных категориях (вроде социального признания "женского" в патриархальном дискурсе), способствуют не только гендерному равенству, но и банальному росту экономики», — объясняет СЕО и соавтор независимого исследовательского проекта CultLook, лектор «Шанинки» Екатерина Арье.

Не только приложения

Приложения — самый известный и общедоступный формат femtech, но за ними скрывается огромная индустрия. К ней относятся технологические стартапы, занимающиеся экстракорпоральным оплодотворением (ЭКО), заморозкой яйцеклеток и другими вопросами женского репродуктивного здоровья (Univfy, Progyny, Prelude Fertility), а также личной гигиены.

© Cora

В ноябре 2017 года femtech-стартап Cora по доставке органических тампонов привлёк $6 млн инвестиций на расширение линейки. Заявляется, что средства гигиены не пропитаны вредными химикатами, при их производстве используется натуральный хлопок, они разлагаются быстрее, чем аналоги массовых марок. Компанию основала Молли Хэйворд, которая вошла в список Forbes «30 самых успешных бизнесменов до 30 лет в области ритейла».

Cora — это ежемесячная кастомизированная подписка на тампоны от $12 (пачка Tampax стоит примерно в три раза дешевле) с серьёзной социальной миссией. По словам Хэйворд, часть денег с каждой проданной упаковки тампонов идёт на закупку гигиенических прокладок индийским женщинам из незащищённых групп населения.

Что будет дальше

В начале 2010-х появился термин sheconomy: сектор экономики, в котором основные потребители — женщины. В Европе и США количество работающих женщин сравнялось с количеством мужчин-работников примерно 10 лет назад. В развивающихся странах женщины получили возможность влиять на экономику сравнительно недавно, но количество предпринимательниц, руководительниц и просто трудящихся женщин по всему миру с каждым годом растёт, их уже больше 1 млрд, и они тратят всё больше денег на себя и семьи. Покупки, связанные со здоровьем членов семьи, в 80% случаев делают женщины — так было всегда, но теперь они сами на это зарабатывают.

При этом женщины в два раза более активно, чем мужчины, пользуются гаджетами для мониторинга основных показателей здоровья и самочувствия — вот основные предпосылки появления femtech. Эти тренды будут только усиливаться, а приложения, гаджеты и технологии станут более кастомизированными. Подросткам, женщинам в менопаузе и тем, кто собирается стать матерью, нужна разная информация о здоровье и состоянии организма, а также разные приспособления для того, чтобы чувствовать себя комфортно.

© westport 1946 / Flickr

«В приложениях вроде Clue женщины узнают о своём теле больше, чем на уроках биологии, особенно, в России», — говорит Арье. Кроме того, функционал большинства приложений по отслеживанию цикла содержит возможность коллективного использования. Это значит, что партнёр или члены семьи будут знать о том, как женщина себя чувствует и что с ней происходит. Это разрушает табу о менструации, которая до сих пор в патриархальной культуре считается чем-то грязным и постыдным.

Femtech влияет на общий уровень доверия пользователей к цифровым устройствам и приложениям. По словам Иды Тин, сейчас уже 60% пользователей фиксируют показатели здоровья с помощью смартфонов. Одновременно с Femtech растет количество цифровых дневников вроде Reflectly и One Day Note. «Цифровая среда ещё больше вплетается в повседневность. Формирование культуры пользования цифровыми устройствами – лишь вопрос времени, как и настройка качественного диалога между пользователями и разработчиками, которые стремятся удовлетворить их потребности», — считает Арье.

Самые важные новости и лучшие тексты — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Фотография на обложке: Alessandro Garofalo / Reuters

Обсудить ()