Что такое хайп и на что ради него идут люди. Объясняем простыми словами
Хайп — шумиха, ажиотаж в медиа вокруг какого-то события, ситуации, явления или человека. Хайп как вирус распространяется среди людей и вызывает бурное обсуждение. Часто хайп становится самоцелью блогеров, музыкантов и других публичных деятелей — и они готовы платить за него немалую цену.
Проще говоря, хайп — это когда все вокруг что-то обсуждают. Вот, например, рэпер VACIO пришел на «голую вечеринку» Насти Ивлеевой почти в чём мать родила — из одежды на нём был только носок. В Сети вокруг поступка этого парня — да и в целом вокруг вечеринки — поднялась огромная шумиха, о ней узнал чуть ли не весь мир.
Уместно сказать: VACIO и Ивлеева устроили вокруг себя хайп, хайпанули.
Происхождение слова «хайп»
«Хайп» с английского переводится как «обман», «назойливая реклама», «возбуждение».
Существует несколько версий происхождения слова hype. Самая популярная из них говорит о том, что оно появилось в 1930-е в американском английском и восходит к слову hyperbole, которое в русском звучит так же — «гипербола», — и означает художественное преувеличение.
Другая версия говорит о том, что, «хайп» произошёл от словосочетания «hypodermic needle», что переводится как «игла для подкожного впрыскивания». Также известно, что в 1920-х годах на вечеринках американской молодежи «хайпом» называли чувство после приёма дозы наркотика.
В этом есть своя логика, особенно если рассматривать хайп как инструмент маркетинга. Хайпануть — это впрыснуть потребителю нужных эмоций, чтобы тот «подсел», побежал узнавать о товаре или услуге и покупать.
Ещё одной версией происхождение «хайпа» называют слово «hypocrite», что переводится как «лицемер» и подразумевает под собой безнравственный и аморальный поступок.
В современном значении слово «хайп» в медиа впервые использовал канадско-американский учёный Стивен Пинкер в книге The language instinct («Язык как инстинкт»), которая вышла в 1994 году. В его работе «hype» встречается несколько раз, а один раз употребляется в словосочетании «hype-bound world», что можно перевести как «мир саморекламы».
Примерно с конца 2000-х годов слово «хайп» начала говорить американская молодёжь. Постепенно слово укрепилось в подростковом сленге.
В русский язык термин перекочевал примерно в начале 2010-х, когда его начали использовать некоторые блогеры и рэперы.
Всплеск популярности термина в России пришёлся на 2016–2017 год. Некоторые исследователи связывают это с появлением такого персонажа, как Диана Шурыгина, — девушки, которая заявила на всю страну, что стала жертвой сексуального насилия на вечеринке. Первый канал снял многосерийный выпуск «Пусть говорят» про ту историю. Просмотры шоу было многомиллионными, а девушка, по мнению публики, хайпила на ситуации (например, фразочками-мемами, типа «На донышке»).
По другой версии, слово «хайп» стали постоянно использовать после рэп-баттла Гнойного и Оксимирона (признан иностранным агентом в РФ) в августе 2017 года. На баттле Гнойный представился как «Слава КПСС антихайп».
В последние пару лет слово «хайп» используют значительно реже. А некоторые это слово и вовсе считают «зашкваром».
«Да, можно сказать, что сам по себе хайп уже становится зашкваром. Любопытно, что одно событие (конкретный рэп-баттл) оказалось своего рода лексическим "Большим взрывом", благодаря которому появились новые слова, быстро ставшие популярными, но столь же быстро начавшие терять свой модный потенциал. Такие вещи случаются в языке, хотя и не слишком часто», — рассказывал лингвист Алексей Михеев.
На что идут люди ради хайпа
Кажется, что на всё. Ну, или почти.
Если ещё несколько десятков лет назад ползающим на четвереньках подросткам в торговых центрах вызвали бы санитаров, то сегодня можно только пожать плечами и пройти мимо — снимают новый ролик для TikTok или других платформ с короткими видео.
Королевой хайпа среди селебрити называют Инстасамку. В 2019 году рэп-исполнительница инсценировала ограбление своей квартиры, но девушку быстро раскусили. Позже хайпанула на ДТП, в которое якобы попал её бойфренд. Артистка выложила в социальных сетях ролик, на котором запечатлено, как карета скорой помощи увозит окровавленного парня — позже выяснилось, что видео постановочное
Инстасамка издевалась над курьерами, которые могли опоздать к ней с заказом. Однажды девушка выгнала своего визажиста и вышвырнула её рабочие инструменты: кисти и косметику. Инстасамку якобы разозлило, что у визажиста был запах изо рта. Все эти случаи рэп-певица снимала на камеру и делилась с подписчиками — и все они тоже в итоге оказались постановой ради хайпа.
Российский блогер-миллионник Михаил Литвин ради хайпа взорвал автомобиль BMW М5 стоимостью 10 млн рублей. Литвин облил машину бензином, а затем выпустил в неё горящую стрелу из лука.
Сам блогер не стал объяснять своего поступка, а посоветовал послушать слова трека, под который он взрывает машину. Одни решили, что этот поступок блогер посвятил погибшему в ДТП в центре Москвы другу Саиду Губденскому, другие же подписчики просто обвинили Литвина в хайпе.
Кстати, это не первый случай, когда Михаил сжигает свои машины. Та же участь постигла и Mercedes AMG GT63s стоимостью 13 млн рублей.
Иногда в погоне за лайками люди идут на совсем безумные и жестокие поступки.
Так, в Челябинске неадекватный мужчина избил пенсионерку ради лайков. Всё произошло днём 24 апреля. 71-летняя женщина шла по улице, когда со спины её толкнул на асфальт неизвестный, а потом начал бить её по голове. Когда женщина упала, незнакомец просто ушёл. Инцидент попал на видео, поэтому мужчину достаточно быстро задержали. На допросе он сначала заявил, что его удары были самообороной, а позже признался, что он тиктокер и хотел заработать лайки и хайпануть.
Ещё несколько примеров, на что люди идут ради хайпа:
- блогер Сергей Косенко бросил двухмесячного сына в сугроб;
- начинающий рэпер и блогер из Нижегородской области снялся голышом возле памятника;
- россиянин изнасиловал маленькую девочку в прямом эфире.
Как бизнес использует хайп для маркетинга
В мире маркетинга хайпом пользуются, чтобы привлечь внимания к бренду, продукту или услуге.
Хайп в маркетинге может быть трёх видов: управляемый, встраиваемый и неконтролируемый, рассказывала эксперт компании Ingate Александра Гурова.
Встраиваемый, или ситуативный, — это когда бренд запрыгивает в хайптрейн («поезд хайпа»), пока он ещё не ушёл. Например, на волне хайпа вокруг сериала «Слово пацана. Кровь пацана» быстро подсуетились поставщики маркетплейсов. Предприимчивые интернет-дельцы выпустили серию интимных смазок по мотивам культового сериала, один из лубрикантов называется «Смазка пацана. Малина на асфальте».
Управляемый — это когда бренд не ждёт хайповой темы, а сам пытается её создать. Например, кофейня в Перми анонсировала у себя в соцсетях, что теперь у них можно выпить кофе, приготовленный на грудном молоке. «Впервые в России! Запускаем уникальный продукт. Не упустите шанс успеть насладиться вкусом и пользой самого питательного молока в мире — грудного», — сообщили там.
Это тот случай, когда управляемый хайп стал неконтролируемым. Подписчики идею явно не оценили: кто-то в комментариях к публикации даже пригрозил Роспотребнадзором. «Хайп того не стоит», — написали подписчики. Директору заведения пришлось извиниться и назвать это всё просто шуткой.
Подобные промахи случаются и у крупных брендов.
Например, Burger King хотел донести до общественности, что женщин-поваров всего 20% в индустрии, и запустить масштабный спецпроект по изменению ситуации. Только вот начал он свою рекламную кампанию со слов: «Место женщины на кухне». После этого никакие объяснения делу не помогли — разразился скандал.
Чтобы использовать хайп как метод продвижения, эксперты советуют:
- Не использовать противоречивые образы. Например, с сексуальным подтекстом. Хайпануть на такой теме может быть легко, а репутацию восстановить не так просто. У людей может закрепиться специфическая ассоциация с брендом.
- Привлекать инфлюенсеров. Например, блогеров. Участие такого лица в рекламной кампании уже само по себе может быть хайпом.
- Использовать хайп для конкретной целевой аудитории. Например, молодежь более восприимчива к хайпу, а вот старшее поколение может не понять и не оценить такую шумиху вокруг бренда или конкретного продукта.
Примеры употребления термина на «Секрете»
«Иногда хайп создаётся ради хайпа. Другими словами, он может не ставить своей целью продвижение бренда, может быть некоммерческим, непредсказуемым и подняться абсолютно на ровном месте».
(Основатель PR-агентства «Media Loves You» Ксения Котвиц — о вирусном пиаре.)
«Маск использует хайп как экономический инструмент, повышающий его капитализацию, но хайп в этом смысле неустойчив, потому что мнение публики может легко измениться».
(Трансгуманист Алексей Турчин — о том, почему Илону Маску важен хайп.)
«Волна тикток-домов в России поднялась, когда в одной точке сошлись несколько факторов: хайп вокруг самой платформы, карантин из-за коронавируса и быстрый успех первого подобного проекта».
(Из статьи про тикток-хаусы.)