secretmag.ru
Технологии8 мин.

Космические миллиарды. Эксперты рассказали о перспективах частного космоса в России и мире

11 июля основатель Virgin Galactic Ричард Брэнсон стал первым человеком на Земле, который отправился в полёт на собственном космическом корабле. 20 июля похожий трюк должен исполнить богатейший человек Земли, основатель Amazon Джефф Безос. Ещё один миллиардер, Илон Маск, уже успешно доставляет грузы и людей на МКС, попутно испытывая ракеты для полётов на Луну и Марс. В США частный бизнес изменил отрасль, создав новые рынки — от раздачи высокоскоростного интернета до космического туризма. Какие перспективы у коммерческих проектов в космосе и может ли что-то подобное появиться в России, «Секрету» рассказали эксперты.

Космоплан компании Virgin Galactic Ричарда Брэнсона доставил его и других пассажиров к нижней границе космоса. Аппарат Unity 22 стартовал с самолета-носителя White Knight Two. В полёте он отделился от лайнера и на собственной тяге достиг высоты в 86 км, после чего пилоты спланировали на аэродром.

Брэнсон, которому 18 июля исполнится 71 год, давно мечтал о полёте. Чтобы стать первым в мире туристом, покорившем космос на собственном корабле, он назначил дату старта на несколько дней раньше Джеффа Безоса. В компании Безоса Blue Origin отказались считать полёт конкурента космическим. За день до старта там заявили, что «высотный самолёт» Брэнсона пролетит ниже линии Кармана, которая проходит на высоте 100 км и считается границей атмосферы. Корабль от Blue Origin, отмечали в этой компании, заберётся выше. Кроме того, окна в нём больше, чем у космоплана Virgin Galactic, есть система эвакуации, а сам аппарат оказывает минимальное влияние на озоновый слой.

Ещё один миллиардер, основатель Tesla и Spacex Илон Маск, минимум с 2016 года говорит о планах полететь на орбиту. Он поддержал Брэнсона, заглянув к другу перед стартом.

История успеха

Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, главный аналитик некоммерческого партнёрства ГЛОНАСС Андрей Ионин связывает успех частной космонавтики в США с государственным заказом.

Ионин сообщил «Секрету», что в основе частных проектов лежит стратегия, принятая NASA в начале 2000-х: если какая-то задача может решаться усилиями частного бизнеса, то так её и нужно решать. Не случайно примерно в это же время появились Blue Origin Джефа Безоса, SpaceX Илона Маска и Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, указал собеседник.

Все три миллиардера вложились в проекты спутникового интернета. Брэнсон и Безос также решили осваивать космический туризм. А Маск стал создавать полноценную замену советским «Союзам» для полётов к МКС.

Американские власти, по словам Ионина, ставили три цели:

  • привлечь деньги в космическую отрасль;
  • создать конкуренцию Boeing и Lockheed Martin — монополистам на рынке ракетостроения, которые делили между собой заказы на $40 млрд в год и начали повышать цены;
  • а также сформировать образ инженера, к которому молодёжь могла бы стремиться.

Все три задачи были блестяще решены, считает эксперт. При этом Маск не просто составил конкуренцию монополиям — его компания SpaceX превратилась в лидера отрасли, а сам он стал «супергероем, железным человеком, тем, к кому стремится американская молодёжь».

Глава Института космической политики Иван Моисеев заявил «Секрету», что сотрудничество Маска с NASA «послужило некоторым ускорителем» для остального бизнеса. В США появилось «ещё очень много фирм поменьше», например, Rocket Lab, которая специализируется на разработке легких ракет-носителей для доставки на орбиту небольших спутников.

Российский «Морской старт»

В России с частными или хотя бы частично коммерческими космическими программами всё грустно. Единственным заметным проектом был плавучий космодром «Морской старт», сходятся опрошенные «Секретом» эксперты. Он появился в середине 1990-х, на фоне бума коммерческих спутников. Тогда в постройку плавучей платформы вложилась корпорация Boeing.

Спутники решили доставлять с помощью производимой на Украине ракеты «Зенит», под неё и создавали сам плавучий космодром. Однако надёжность «Зенита» оказалась низкой, проект застопорился, и в 2009 году Boeing из него вышел, описал ситуацию Ионин.

В июне 2009 года компания — оператор космодрома Sea Launch объявила о банкротстве. Изначально предполагалось, что с «Морского старта» будут проводить не менее пяти запусков в год, но фактически запускали по три ракеты.

На место Boeing, которому в Sea Launch принадлежали 40%, в 2010 году пришла российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» (получила контроль над 95% акций). После этого запуски стали совсем редкими. Всего начиная с 1999 года с «Морского старта» запустили 36 ракет «Зенит-3SL». 32 запуска были успешными, три окончились неудачно, один раз ракета вывела спутник на неправильную, но корректируемую орбиту. «А потом случилась ситуация с Украиной», и последние полёты прекратились, пояснил эксперт.

В 2016 году РКК «Энергия» продала космодром российскому авиахолдингу S7. По словам владельца S7 Group Владислава Филёва, сумма сделки составила около $160 млн. Компания планировала заработать на коммерческих запусках, однако ни одного старта не последовало. В марте 2020 года пусковая платформа и сборочно-командное судно «Морского старта» прибыли в приморский порт Славянка. В августе того же года в правительстве заявили о планах восстановить плавучий космодром. Вице-премьер Юрий Борисов оценил инвестиции в 35 млрд рублей. Запуски планировали осуществлять с помощью перспективных ракет-носителей «Союз-5».

Ионин и Моисеев заявили «Секрету», что не видят перспектив у «Морского старта». По словам Моисеева, ракеты «Зенит» сейчас не выпускаются, а чтобы создать новую, нужны вложения. Они возможны только при наличии иностранных заказов, которых «нет и не предвидится».

Кроме того, указал Моисеев, для внутреннего рынка «Морской старт» избыточен. Чем тратить деньги на его восстановление и транспортировку платформы для каждого запуска к экватору и назад, выгоднее использовать «Союзы», а в будущем — ракеты «Ангара», пояснил он.

Харламов, напротив, считает, что «Морской старт» — это шанс для «Роскосмоса» быть конкурентоспособным на мировом рынке. Космодром, по мнению эксперта, «безусловно, будет восстановлен». Поскольку у S7 денег на это нет, фактическим владельцем стартовой площадки будет «Роскосмос», считает эксперт.

Насколько отстала Россия

По мнению Ионина, отставание по факту единственной в России компании, развивающей проекты в космосе, — «Роскосмоса» — от конкурентов критично. При этом новых проектов не появляется, согласен с ним Моисеев. Например, ещё в июне 2018 года президент России Владимир Путин говорил о развёртывании группировки спутников связи «Сфера» для раздачи быстрого интернета. Стоимость проекта оценивали в 1,5 трлн рублей. С 2022 по 2028 год предполагалось запустить 640 аппаратов. Однако спустя три года «проекта нет даже на бумаге», отметил Ионин.

По словам Моисеева, в России «с 2000 года не было ничего принципиально нового кроме пары научных станций, которые были готовы ещё при Брежневе». «И не видно причин, чтобы эта тенденция изменилась», — добавил он.

По числу космических запусков последние несколько лет РФ занимает 3-е место после США и Китая, уточнил бывший инженер Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева Илья Харламов. В 2020 году в США прошло 44 старта (27 годом ранее), в Китае — 39 (34), в России — 17 (25).

В ближайшие 10 лет положение не изменится, прогнозирует собеседник. При этом количество запусков не главное — основные деньги делаются не на производстве ракет, а на телекоммуникации, навигации, картографии и других услугах, отметил Харламов. «Мировая космическая экономика — около $360 млрд в год. Бюджет «Роскосмоса» и всех космических программ — около $4 млрд в год», — уточнил эксперт.

Среди причин снижения запусков Моисеев назвал аварийность «Протонов», которая «распугала заказчиков», введение санкций, а также появление SpaceX. «Одна эта фирма делает больше, чем вся Российская Федерация», — уверен собеседник. В мае 2020 года SpaceX доставила на МКС первых астронавтов. С 2022 года NASA откажется от покупки мест на российских кораблях «Союз».

Перспективы частного космоса

Перспектив частных космических проектов в России собеседники «Секрета» не видят. «Есть маленькие группки, но они погоду никак не делают, и самое крупное — это был "Морской старт"», — заявил Моисеев.

«Роскосмосу», по его словам, «конкуренты совершенно ни к чему». Кроме того, космическое производство требует больших капиталовложений и кадров, а у некосмических фирм из России такого потенциала нет.

Харламов считает, что в стране отсутствует «правовая база на частный космос». Для космического стартапа необходимо получить лицензию от «Роскосмоса», разрешение от военных и ФСБ. Эти требования он назвал запредельными.

Также эксперт вспомнил историю с частным российским производителем спутников Dauria Aerospace. Основатель стартапа Михаил Кокорич уехал в США, когда на Dauria завели уголовное дело. В Штатах он создал новый космический стартап Momentus, который в октябре 2020 года планировал выйти на биржу NASDAQ.

Что касается космического туризма, то здесь положение ещё хуже, сообщил Харламов. В случае катастрофы ответственными окажутся региональные власти и руководство страны, в то время как прибыль останется в частных руках. Поэтому, продолжил эксперт, стартапы с участием туристов «фактически запрещены». Компания «Космокурс» из-за бюрократии не смогла получить разрешение на строительство частного космодрома в Нижегородской области и закрылась, указал Харламов.

В США, отмечают эксперты, SpaceX, Virgin Galactic и Blue Origin переживают подъём. Для Virgin и Blue Origin туристический бизнес — это стартовая точка, чтобы зацепиться за космос и получить новый опыт, полагает Моисеев.

«А перспективы у них весьма большие и не связанные с туризмом. Например, Безос делает ракету New Glenn с очень мощной сверхсовременной метановой двигательной установкой BE-4. И участвует в лунных и других программах NASA, то есть готов конкурировать с Маском. У Брэнсона планы поскромнее, но он планирует сделать воздушный старт и с помощью своего самолёта запускать малые спутники. Потребность в малых спутниках активно растёт, и здесь можно зарабатывать больше, чем на туристах», — рассказал эксперт.

Ионин подчеркнул, что основной бизнес в околоземном пространстве развернётся не в области туризма, а в сфере космического интернета. «На Земле создается цифровая экономика, необходимое условие для существования которой — гарантированный доступ в интернет для пользователей», — сообщил членкор Российской академии космонавтики.

Речь идёт о беспилотных автомобилях, автоматизированных заводах и других потребителях. Обеспечить их бесперебойной связью можно только через космос, считает Ионин. Главная ценность компании SpaceX, по его мнению, это не ракеты Falcon, а спутниковая система Starlink. Маск обещал развернуть её во всём мире уже к сентябрю 2021 года.

Харламов, наоборот, видит огромные ресурсы в космическом туризме. Потенциальный спрос на туристические полёты значительно превышает спрос на услуги по выводу спутников, считает он.

Фото: NASA/Bill Ingalls