secretmag.ru
Новости9 мин.

Самый богатый человек у орбиты Земли. Всё о полёте Джеффа Безоса на корабле Blue Origin

Спустя 52 года после первого выхода человека на Луну, 20 июля 2021 года, в космос стартовал корабль New Shepard от американской компании Blue Origin. Уже вторая за июль суборбитальная экскурсия состоялась спустя всего несколько дней после знакового полёта Ричарда Брэнсона. Полёт New Shepard запомнится надолго, ведь на его борту был сам основатель Blue Origin и онлайн-гиганта Amazon, самый богатый человек на планете Джефф Безос. Что изменит запуск New Shepard и почему он стал рекордным — в материале «Секрета».

Корабль New Shepard, названный в честь первого американского астронавта Алана Шепарда, стартовал с собственного космодрома Blue Origin в Техасе в 16:12 по московскому времени. Полёт, который транслировали в прямом эфире, продлился 10 с половиной минут, при этом ракета с пассажирами поднялась на высоту более 100 км над уровнем моря, перейдя так называемую линию Кармана, за которой международное космическое сообщество уже начинает отсчёт открытого космоса.

Достигнув орбитальной высоты, отделившаяся капсула с туристами несколько минут провела в невесомости, а после начала опускаться. На Землю аппарат спустился на специальном парашюте, приземлившись в пустынной местности западного Техаса. Поднявшая капсулу многоразовая ракета тем временем приземлилась на специальную площадку примерно в трёх километрах от места старта.

«Это было невероятно!» — так охарактеризовал полёт Безос сразу после приземления.

Таким образом, компания Blue Origin превзошла своих конкурентов из Virgin Galactic, 11 июля запустивших основателя компании Ричарда Брэнсона на ракетоплане VSS Unity на высоту 86 км над Землёй. Несмотря на то что в Blue Origin поздравили Брэнсона с успешным полётом, всё же Безос отказался считать его космическим. Хотя американское космическое агентство NASA признаёт высоту 80 км границей атмосферы Земли, а экипаж Брэнсона уже получил звание «коммерческих астронавтов», по международной классификации первым миллиардером в космосе всё же будет считаться Джефф Безос.

Вместе с основателем Amazon в космос отправились его брат, 53-летний пожарный Марк Безос, 82-летняя лётчица Уолли Фанк и 18-летний выпускник школы из Нидерландов, сын миллиардера Оливер Деймен. Оливер стал первым коммерческим клиентом Blue Origin почти случайно. Он заменил собой победителя аукциона, выкупившего место в первом суборбитальном полёте New Shepard за $28 млн, но решившего полететь позже. Таким образом, за один полёт удалось побить сразу несколько рекордов: самого старого, самого молодого и самого богатого астронавта.

Перед запуском все они прошли 14-часовую подготовку, включающую обучение в классе, практику в тестовой капсуле и ряд других задач, которые должны уметь решать покорители космоса. Тем не менее общие требования к пассажирам New Shepard довольно лояльны. Они должны:

  • весить от 50 до 109 кг;
  • быть ростом от 152 до 193 см;
  • выдерживать перегрузки до 5,5 g;
  • быть способными провести полтора часа в замкнутом пространстве;
  • понимать команды на английском языке при высоком уровне окружающего шума;
  • иметь физическую подготовку, позволяющую им подняться на семь лестничных пролётов за полторы минуты.

История одного полёта

Джефф Безос основал компанию Blue Origin в 2000 году. Испытания прототипа ракеты и капсулы New Shepard шли десять лет, и сейчас компания уже стала одним из лидеров коммерческой космической гонки. В этом направлении ей противостоят конкуренты в лице компании Илона Маска SpaceX, в основном обслуживающей заказы американского космического агентства, и Virgin Galactic, недавно так же, как и Blue Origin, получившей лицензию на «космический туризм».

Как говорится на сайте Blue Origin, миссия компании — «создание будущего, в котором миллионы людей будут жить и работать в космосе на благо Земли». Ради этой миссии Джефф Безос даже покинул должность главы Amazon, которую он занимал со дня основания компании. В последние годы миллиардер всё больше сосредотачивался на развитии Blue Origin, пообещав стабильно продавать для финансирования своего космического детища акции Amazon на сумму около $1 млрд в год.

Разработанная ракета New Shepard высотой более 18,2 м состоит из многоразового ракетного ускорителя и капсулы для пассажиров. Ещё одним предметом гордости для Blue Origin стали самые большие иллюминаторы, когда-либо бывшие в космическом корабле: размером 1 на 0,7 метров. Их сделали такими для лучшего обзора будущих космических туристов, желающих полюбоваться видами Земли и Луны с орбиты.

Отличием корабля New Shepard от ракетоплана VSS Unity стала не только преодолённая высота и форма, больше напоминающая классическую ракету, но и способность летать без пилотов. Первому коммерческому полёту космического корабля от Blue Origin с пассажирами предшествовали 15 успешно прошедших беспилотных испытательных запусков. Кроме того, конструкция New Shepard признана экспертами более безопасной для экипажа: в случае неполадок у ракеты-носителя капсула просто отстыковалась бы, в то время как у экипажа VSS Unity не было бы шансов на спасение при аварии.

Битва за космос

Несмотря на то что глава SpaceX Илон Маск с утра пожелал Джеффу Безосу и его команде удачи в Twitter, и он, и глава Virgin Galactic Ричард Брэнсон — прямые конкуренты Blue Origin Безоса на рынке частных космических полётов. Все три миллиардера уже вложились в собственные проекты спутникового интернета, а компания Илона Маска преуспела в качестве первого частного перевозчика грузов и экипажей к Международной космической станции. Брэнсон и Безос решили сосредоточиться на развитии космического туризма. Появление и развитие этих компаний стало возможным в том числе благодаря позиции NASA в начале 2000-х: если какая-то задача может решаться усилиями частного бизнеса, то так её и надо решать.

Вплоть до июня 2021 года не было точно известно, кто из них первым совершит полёт к звёздам. Но когда Джефф Безос официально заявил о решении отправиться в космос в годовщину высадки на Луну (20 июля 1969 года), Ричард Брэнсон решил опередить его, поставив свой полёт на 9 дней раньше. Эта новость вызвала резкий рост акций Virgin Galactic, которые так же резко пошли вниз после успешного полёта, когда инвесторы решили зафиксировать прибыль.

Сам Илон Маск пока не бывал в космосе, однако планирует отправиться туда в ближайшие месяцы. Он оказался одним из первых клиентов Ричарда Брэнсона, купив билет на будущий полёт за $250 000 ещё 15 лет назад, когда его собственная компания находилась на грани банкротства. Но цели Маска простираются дальше орбиты Земли: миллиардер не раз признавался, что мечтает колонизировать Луну и Марс и уже ведёт разработки в этом направлении.

Лелеет большие планы и Джефф Безос: миллиардер уже вложился в первый фонд для космических инвестиций, а до этого предложил NASA построить в рамках государственно-частного партнёрства посадочный корабль Blue Moon, который можно было бы использовать для колонизации спутника Земли. По словам основателя Amazon, ради освоения Луны он готов потратить все свои деньги (около $200 млрд), поскольку уверен, что от этого зависит выживание человечества.

Между тем именно Луна оказалась яблоком раздора между Blue Origin и SpaceX. В мае стало известно, что компания Джеффа Безоса оспорила контракт NASA на доставку людей на лунную поверхность, заключённый со SpaceX двумя неделями ранее. В Blue Origin заявили, что решение космического агентства закрепляет монополию SpaceX в космической сфере и что решение отдать контракт компании Маска нарушает законы о конкуренции. Фирма также отметила, что SpaceX дали возможность пересмотреть свою заявку для лучшего соответствия требованиям, а Blue Origin нет. В итоге NASA поручила SpaceX приостановить работы по контракту до 4 августа, пока вопрос не разрешат в Счётной палате.

А вот над постройкой аппаратов для высадки на Луну компании богатейших людей Земли будут работать параллельно. Помимо них для этой задачи NASA выбрало «ветерана» аэрокосмической отрасли, компанию Dynetics. Случившийся конфликт из-за госконтракта показал, что на земном космическом рынке постепенно становится тесновато.

Чем же обернётся для рынка новая «космическая гонка»?

Бизнес суборбитального космического туризма только набирает обороты: Virgin Galactic планирует начать коммерческую эксплуатацию VSS Unity в начале 2022 года, Blue Origin собирается взять на борт новых туристов уже в сентябре-октябре. Пока космические компании миллиардеров не приносят их владельцам и инвесторам какую-либо прибыль, оставаясь развивающейся и весьма затратной отраслью. Но, по оценкам швейцарского банка UBS, через 10 лет рынок космического туризма увеличится до $3 млрд в год.

Кто останется на этом рынке и кто выбьется в лидеры по итогам этого десятилетия — большой вопрос. Однако инвесторы, предпочитающие играть «в долгую» и верящие в яркое будущее освоения космоса, могут попытаться стать у истоков этого процесса уже сейчас.

Пока из большой тройки «покорителей космоса» на бирже торгуются лишь акции Virgin Galactic, а Blue Origin и SpaceX остаются частными компаниями. Поэтому диверсифицировать риски и инвестировать сразу в несколько компаний сектора пока не получится. Однако рано или поздно и они выйдут на рынок. Глава SpaceX Илон Маск уже объявил о том, что может сделать один из проектов компании — Starlink — публичной компанией после того, как рост доходов станет «достаточно предсказуемым».

Правда, как можно наблюдать на примере Virgin Galactic, пока космические акции слишком зависимы от новостного фона и действий конкурентов. После того, как первый полёт Джеффа Безоса завершился успехом, курс акций Virgin Galactic упал почти на 8,2%.

Стоит ли инвестировать в космических игроков?

По мнению президента инвестиционной группы «Московские партнёры» Евгения Когана, инвестировать можно не только непосредственно в космический туризм, но и в другие связанные с космосом компании — все они в ближайшие годы будут бурно развиваться по мере роста запросов на запуски. По оценкам экспертов инвестиционного банка Morgan Stanley, к 2040 году глобальная космическая отрасль будет приносить доход в размере $1,4 трлн в год против $350 млрд в 2020-м.

Евгений Линчик, руководитель отдела управления акциями «Сбер Управление Активами», указал, что к инвестированию в подобные проекты стоит подходить с осторожностью:

«В целом отрасль только начинает развиваться. Это пока ещё венчур, а не полноценная отрасль туризма. Тем не менее на фоне "дешёвых" денег и поиска идей для инвестирования многие инвесторы стараются пораньше войти, так как пока компании достаточно маленькие, что приводит к росту котировок. Что касается оценки этого бизнеса, то пока сложно об этом говорить. Отрасль космического туризма оценивается в миллиарды долларов через 10 лет и потенциально, если сейчас поставить на правильных игроков, то можно получить хорошую прибыль. Потенциал отрасли уже никто не оспаривает, остаётся понять его размер и время реализации.

Если есть готовность инвестировать на 10 лет и более лет, то можно уже сейчас присматриваться к такого рода компаниям и пытаться внимательно изучать рынки. Это направление чем-то похоже на развитие отрасли электромобилей, где те, кто поставил на Tesla, хорошо заработали. Но необходимо понимать и риски, так как сейчас все игроки достаточно маленькие, а ресурсы для освоения должны быть значительными. Кто останется на этом рынке через 10 лет? У кого больший потенциал для захвата рынка? Вот на эти вопросы и должен ответить инвестор для себя перед инвестированием».

Похожего мнения придерживается Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие». «Первое и самое важное, что нужно понимать про акции космических компаний: поскольку их денежные потоки, если они когда-нибудь будут, находятся в далёком будущем, попытка присвоить фундаментально оправданную «справедливую» стоимость подвержена огромной мере неопределённости. По этой причине в портфели наших фондов такие бумаги на текущий момент не включаются. Теперь есть только два случая, когда мы бы посоветовали в них вкладываться:

  • вы являетесь талантливым спекулянтом и способны, применяя жёсткий риск-менеджмент, зарабатывать на движении их котировок без привязки к финансовым результатам бизнеса;
  • вы искренне верите в долгосрочные перспективы бизнеса (десятки лет) и не переживаете, если в промежутке цена акций будет падать на 50%, 70% или 90%.

В обоих случаях совет консультанта таким инвесторам не нужен. Если же вам нужен совет, вкладываться ли в акции космических компаний, то совет таков: не надо», — уверен Исаков.

Евгений Линчик также отметил, что случившееся с акциями Virgin Galactic после полёта Ричарда Брэнсона — довольно типичная реакция на неординарное событие, которое активно пиарилось в прессе. По его словам, курс акций разогрело большое количество позитивных сигналов рынку накануне запуска, а сразу после него началось классическое «продавай на новостях».

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Фото: blueorigin.com