secretmag.ru
Инвестиции9 мин.

3 спорные идеи для инвестиций, которые постоянно втюхивают россиянам

Банки и другие финансовые организации постоянно предлагают клиентам варианты, как можно выгодно вложить деньги. И иногда они советуют в самом деле достойные продукты. Но часто впаривают сомнительные и даже откровенно мутные продукты под видом «отличной альтернативы депозиту». «Секрет» разбирался, к каким предложениям стоит отнестись настороженно.

Индивидуальный пенсионный план (ИПП)

В чём суть.

Многие негосударственные пенсионные фонды (НПФ) не только управляют пенсионными накоплениями граждан (те, что собирали до 2014 года, а потом заморозили), но и предлагают людям добровольно накопить себе на вторую пенсию — негосударственную.

Условия у разных НПФ отличаются, но в целом выглядят так. Человек заключает договор и до пенсии периодически (обычно раз в месяц) делает взносы. Например, по 500 рублей. Или 5000 рублей — сумму, как правило, можно выбрать. Все полученные деньги НПФ инвестирует в ценные бумаги. Эти вложения приносят доход. Полученные деньги тоже инвестируют — и так несколько лет (или даже десятков лет).

Как только этот человек выходит на пенсию от государства, ему больше не надо делать взносы. Теперь его время воспользоваться плодами своих сбережений: все вложенные им деньги и доход от их инвестирования сложат и будут постепенно выплачивать в течение какого-то времени (обычно 5–10 лет) как вторую пенсию.

Если человек умрёт до того, как компания вернёт ему все накопления, то оставшаяся сумма перейдёт наследникам.

До смерти же эти деньги не смогут забрать даже приставы за долги или супруг/а при разводе — они защищены от любого взыскания. А ещё можно получать социальный налоговый вычет за взносы (если работать официально) — до 15 600 рублей в год.

Что с этим не так.

Казалось бы, отличная схема. Но это не всё так гладко.

  • НПФ — в массе такие себе инвесторы. По итогам 2021 года они не смогли хотя бы обогнать инфляцию. Их средняя доходность составила 4,7% (топ-10 самых крупных фондов показали от 1,8% до 7% годовых). А цены в тот год выросли, по официальным данным, на 8,4%.

Это при том, что индекс Мосбиржи за тот год вырос на 15%! Конечно, всё вкладывать в акции было бы неправильно — слишком рискованно. Но и надёжные облигации должны были принести больше. Да даже депозит в банке получается выгоднее.

И подобное происходит годами: даже если НПФ удаётся обогнать инфляцию, результаты их управления, как правило, не впечатляют.

  • При этом НПФ не стесняются брать комиссии. Показал ли фонд хорошую доходность или ушёл в минус — неважно, плату за управление он возьмёт. Информацию о комиссиях на сайтах НПФ найти непросто, потому что афишировать, что она составляет 2–3% от капитала, компаниям не хочется. То есть и без того скромный доход съедает вознаграждение управляющих.

Так, в 2020 году НПФ заработали на капитале своих клиентов почти 200 млрд рублей. Но на их счета упало лишь 143 млрд рублей: более 55 млрд НПФ оставили себе за свой нелёгкий труд. Неплохо, правда?

  • Система негибкая: за просрочку взносов чаще всего предусмотрен штраф, а частично забрать деньги не получится (даже на этапе выплат). Можно досрочно расторгнуть договор, но с потерями: скорее всего, НПФ оставит себе весь доход от инвестиций и даже часть взносов.

  • Накопления в НПФ не застрахованы. Вернее, застрахованы лишь те, «замороженные» накопления. Если у фонда отзывают лицензию или он банкротится, то те деньги можно будет вернуть через . А вот добровольные накопления — увы. Получается, есть риск годами откладывать в расчёте на вторую пенсию — и в итоге её не получить.

Накопительное/инвестиционное страхование жизни

В чём суть.

Это тоже механизм, который должен помочь накопить денег на будущее. Не обязательно на пенсию, на что угодно: на высшее образование для детей, на крупную покупку или просто так. Те же постоянные взносы в течение многих лет и тоже инвестиции в ценные бумаги, только теперь за них отвечает страховая компания.

Принципиальная разница — все эти годы жизнь клиента застрахована. И если он заболеет и станет инвалидом, то компания продолжит делать взносы за него, пока не накопится указанная в договоре сумма. А когда это произойдёт, деньги выдадут сразу (в отличие от ИПП) — всё накопленное плюс небольшой доход от инвестиций.

А если человек погибнет, то сумму, которую он рассчитывал накопить, сразу получат его родные. Вернее, те, кто указан в договоре, — это необязательно могут быть наследники. И им для этого не нужно будет ждать полгода, как при процедуре наследования.

Между накопительным страхованием жизни (НСЖ) и инвестиционным (ИСЖ) есть некоторая разница. В первом случае акцент на страховой части: программа защищает от большего числа рисков, деньги вкладываются в более надёжные инструменты, а срок договора длиннее — от пяти лет. Договор ИСЖ может быть короче (от трёх лет), вложения — смелее и потенциально доходнее, но страховая защита слабее.

Как и пенсионные, страховые накопления защищены от взыскания и на них тоже можно получать до 15 600 рублей налогового вычета в год.

Что с этим не так.

Многие пункты здесь схожи с недостатками ИПП. Но есть нюансы.

  • Результат инвестиций также не впечатляет. Средняя доходность по завершившимся в 2021 году пятилетним договорам ИСЖ составила 4,9% (для сравнения: доходность депозитов за то же время — 7,8%), подсчитали в Центробанке.

Если взять данные на год позднее, то цифры будут ещё хуже: 3,1% против 8,1% соответственно.

Данных по НСЖ регулятор не приводит. Но если исходить из сути продукта, доходность должна быть ещё ниже.

  • Держателю полиса полагается только часть дохода. Это называется «коэффициент участия». Он составляет 50–80% — остальное забирает страховая.

  • Накопления снова не застрахованы. Если страховая обанкротится, вернуть деньги можно будет только через суд, но шансы, как всегда в таких делах, невелики.

  • Штрафы за просрочку взносов и досрочное закрытие договора. При том они часто суровее, чем у НПФ. Например, при расторжении договора в первые три года по ИПП отдают 80–100% от внёсенных средств, а страховые компании — всего 30–80%.

  • Страховка может не сработать. В договоре всегда есть немалый перечень различных исключений, условий и прочих нюансов. На их основании компания может отказать в выплате. На сайтах с отзывами достаточно историй, как людям приходится выбивать свои деньги через суд.

Паевые инвестфонды (ПИФы)

В чём суть.

Это набор ценных бумаг или активов, собранных по определённому принципу. Например, стратегия фонда — покупать акции высокотехнологичных компаний. Или склады, чтобы сдавать их в аренду. Все деньги, которые приносят клиенты (их называют пайщиками), управляющая фондом компания направляет на покупку этих активов.

В итоге у фонда складывается набор ценных бумаг на сотни миллионов или даже миллиарды рублей (или десятки складов). Всё это имущество разделено на паи. Стоимость каждого может быть разной, от нескольких тысяч рублей до сотен тысяч или даже миллионов. Вот эти-то паи и можно купить.

Смысл в том, что на условные 5000 или даже 50 000 рублей у человека не получится купить по отдельности акции сотен высокотехнологичных компаний. Но можно купить пай или несколько паёв фонда и стать владельцем части всех его активов. То есть опосредованно купить бумаги сотен или даже тысяч компаний. То же со складами — на 100 000 рублей не купить и одного, но можно приобрести долю в наборе из десятка складов.

Получается, не нужно анализировать конкретные компании или выбирать активы: просто покупаешь готовый, хорошо набор — и получаешь прибыль.

Что с этим не так.

Есть нюансы, про которые продавцы ПИФов стараются не говорить. И даже на сайтах УК прячут информацию об этом в ворохе зубодробительных файлов.

  • Высокие комиссии. Притом они бывают разные. Например, свой процент возьмут и за услуги управляющей компании, и за услуги депозитария (место, где хранят и учитывают ценные бумаги), и на «прочие расходы» — вместе получается 2–3% годовых.

Помимо этого, у некоторых ПИФов бывают комиссии «за вход» и «за выход» — то есть при покупке и продаже паёв. Это ещё несколько дополнительных процентов. В общей сумме может набежать до 4–5% годовых! И это при том, что инвестиционный доход не гарантирован — фонд вполне может уйти в минус, но комиссии никуда не денутся.

  • ПИФы достаточно закрытые. Участникам не раскрывают около 50% информации, необходимой для принятия разумного инвестиционного решения, — о рисках портфелей, , издержках по управлению и их динамике, долгосрочной доходности портфелей и многом другом, говорил в интервью «Секрету» руководитель лаборатории анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов.

  • Часто паи не так просто продать — приходится идти для этого в офис компании или отделение банка. Иногда деньги и вовсе нельзя вернуть какое-то время: например, есть интервальные ПИФы, которые предполагают запрет на сделки с паями в определённые периоды.

Чем заменить

Проблема всех трёх инструментов не только в том, что у них есть объективные недостатки. Но и в том, что часто их впаривают как альтернативу депозиту, не раскрывая всех нюансов (а иногда и вовсе обманывают, делая вид, что оформляют человеку вклад). Всё это называется мисселинг.

ЦБ в начале 2021 года подсчитал, что в инвестиционные продукты с непонятными структурой и ценообразованием несколько сотен тысяч россиян вложили около 600 млрд рублей. С этой практикой регулятор борется, но искоренить проблему пока не удалось. Соблазн продать продукт с хорошей комиссией у финансистов остаётся — и неважно, что он не подходит задачам человека.

При этом нетрудно найти альтернативные варианты.

Например, в случае с ПИФом даже идти далеко не нужно — есть биржевые фонды (БПИФы или ETF), которые торгуются на Московской бирже. Их комиссия более гуманная — в среднем около 1% в год. При этом их можно купить и продать удалённо через приложение в смартфоне в любой будний день — нужно только завести брокерский счёт.

К классическим ПИФам есть смысл обращаться в поисках нестандартной стратегии. Тогда повышенные комиссии и некоторые неудобства выглядят оправданными. Но и число БПИФов постоянно растёт — сейчас на Мосбирже их уже больше сотни, хотя ещё в 2019 году было не больше десятка.

БПИФы — удобный инструмент для того, чтобы сформировать собственные пенсионные накопления. Также для этого можно использовать покупку российских акций и облигаций, а также депозиты. Как это сделать, мы показали на примере трёх портфелей по уровню риска, собранных на 100 000 рублей.

Да, потребуется дисциплина и немного времени, чтобы разобраться с фондовым рынком. Но велика вероятность, что в итоге удастся накопить больше (хотя бы за счёт экономии на комиссиях) и не ограничивать себя жёсткими рамками — инвестировать не по графику и иметь возможность вывести часть накоплений при необходимости.

Если использовать индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС), то можно увеличить налоговый вычет до 52 000 рублей. При этом он будет отдельный, инвестиционный. Это значит, что социальный вычет не будет «занят» взносами в НПФ, их можно будет использовать на возврат за лечение или образование. А долгий срок инвестиций и умелая оптимизация налогов поможет увеличить доходность ещё на несколько процентов.

Всё это позволит наскрести деньги на то, чтобы купить обычную страховку, если идея защитить себя таким образом греет душу. И получится то же ИСЖ/НСЖ, только выгоднее и удобнее.

Главное — чётко понимать, куда именно вы вкладываете деньги, каковы риски и подводные камни. Если вам настойчиво предлагают какой-то продукт — будьте занудами и узнайте про него всё досконально. Возможно, он в самом деле вам подходит. Но, скорее всего, он выгоден лишь банку/брокеру и зачастую конкретно его менеджеру, который просто хочет получить процент от продажи.

Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Volodymyr Hryshchenko, Steve Johnson, David Maier