Что такое прописка и можно ли обойтись без неё. Объясняем простыми словами
Проще говоря, прописка — это ваш домашний адрес, указанный в паспорте. Но на самом деле «прописка» — это советский термин, который юридически сейчас уже не существует. Вместо него сейчас в ходу термин «регистрация». Но по старой памяти многие используют слово «прописка» в качестве синонима «постоянной регистрации».
Главное отличие регистрации от советской прописки состоит в том, что она, регистрация, носит уведомительный характер. Это значит, что гражданин не обязан спрашивать разрешения властей на проживание в том или ином месте, он самостоятельно может выбирать место жительства. Но при этом обязан уведомить государство о том, где живёт.
Временная и постоянная регистрация
Постоянная прописка — это регистрация по месту жительства, когда человек постоянно проживает по одному адресу. Например, в собственной квартире или в родительском доме. При постоянной регистрации в паспорт ставится штамп, который определяет место жительства гражданина.
Постоянная регистрация не имеет срока годности, её не нужно подтверждать или продлевать. Она действует до того момента, пока человека не снимут с регистрационного учёта. Например, он меняет место жительства и переезжает, либо в случае его смерти. Кстати, если гражданин меняет место постоянного проживания, то через 7 дней он должен сообщить об этом в отделение УФМС и зарегистрироваться по новому месту жительства.
Временная прописка — это регистрация по месту пребывания, в котором человек планирует прожить более 90 дней. Например, он переехал в другой город, арендовал квартиру и теперь планирует здесь жить несколько лет. В этом случае нужна временная регистрация. При временной регистрации отметка в паспорте не ставится, а выдаётся специальная справка, заверенная печатью УФМС. Подробнее о том, что такое временная регистрация, как её получить, для чего она нужна, читайте в отдельной статье.
Зачем нужна прописка
Несмотря на то что россияне имеют право на свободу передвижения и могут самостоятельно выбирать места пребывания и жительства, государство всё равно интересуется, где человек живёт. Поэтому прописка в первую очередь нужна государству, чтобы вести административный учёт, — банально понимать, сколько людей где живёт.
Самому гражданину регистрация не даёт право на жилплощадь. Более того, по закону без регистрации человек имеет право пользоваться бесплатной медицинской помощью, устраиваться на работу и получать социальные услуги. Однако отсутствие прописки может сильно усложнить получение некоторых документов. Например, без прописки непросто получить загранпаспорт, водительское удостоверение, пенсионное удостоверение. Взять кредит в банке или оформить детей в школу, прикрепиться к конкретной поликлинике без постоянной прописки тоже проблематично.
Кроме этого, на адрес по месту регистрации приходят письма из государственных органов, квитанции на оплату штрафов, повестки в суд, военкомат и другие учреждения. А ещё без печати в паспорте нельзя проголосовать на выборах.
Наличие штампа даёт право на льготы. Например, обладателям московской постоянной регистрации положена социальная карта москвича. Она даёт право на скидки на проезд в общественном транспорте, в аптеках и т. д.
Как оформить прописку
Чтобы сделать прописку, подготовьте следующие документы:
- паспорт (если нет 14 лет, то родители должны предоставить свидетельство о рождении);
- документ, который служит основанием для вселения в жилое помещение. Например, договор аренды, выписка из ЕГРН о праве собственности на жилье, договор социального найма, договор о наследстве, вступившее в законную силу решение суда о вселении в жилое помещение, договор о приватизации.
Если человек прописывается не в собственную жилплощадь, то ещё потребуется согласие каждого собственника (если их несколько). Для этого составляется заявление, все собственники подписывают его лично.
Чтобы оформить постоянную регистрацию, необходимо обратиться в одно из уполномоченных учреждений с заявлением о регистрации, а именно:
- в МФЦ;
- к председателю ТСЖ или паспортисту;
- в местные органы власти (актуально для тех, кто живёт в квартире или доме по договору социального найма).
Какой бы из этих вариантов вы ни выбрали, процедура оформления постоянной регистрации почти везде одинакова. Готовый пакет документов необходимо предоставить сотруднику. Он проверит их. Если с документами всё в порядке, то он заберёт паспорт и назначит дату, когда паспорт можно будет получить уже со штампом о регистрации. Обычно процедура занимает 3–7 дней.
Лайфхак: если совсем нет времени ждать и оставаться без паспорта, обращайтесь в МВД (отделение по вопросам миграции). Тогда паспорт не придётся сдавать на несколько дней, печать ставят сразу же в отделении в день обращения. Заявление в ведомство можно подать через Госуслуги.
Можно ли выписаться в никуда
Можно, но с определёнными нюансами.
Согласно действующему законодательству, если человек выписывается из квартиры (дома, комнаты), то он должен предоставить сотрудникам главного управления по вопросам миграции при МВД адрес нового места проживания и встать на регистрационный учёт по новому адресу в течение 10 дней.
Но есть исключения, когда выписаться «в никуда» всё-таки можно (но тоже ненадолго). Например:
- Человек продаёт квартиру и на полученные деньги покупает квартиру в ещё строящемся доме по договору ДДУ (долевой договор участия). В таком случае человек выписывается из прошлой квартиры, но прописаться в новой он сможет только после её сдачи застройщиком;
- Если человек собирается в самом скором времени переехать в другую страну;
- Если человек прописан в квартире родственников или у друзей и эту квартиру решили продать, то можно выписаться «в никуда».
- Если жильё конфисковали в счёт долга по кредиту.
- Если человека принудительно выписывают собственники жилья.
Жить без прописки всегда — нельзя. Граждане могут проживать по месту фактического нахождения без регистрации до 90 дней — то есть оформить новую прописку нужно через 3 месяца. Если новой регистрации не будет, можно получить штраф от 3 до 5 тысяч.
Выписать в никуда могут не всех.
Во-первых, нельзя выписать несовершеннолетних детей, это запрещено. Кроме того, ребёнка можно прописать только по тому адресу, где зарегистрирован один из родителей. Например, если родители решили продать квартиру, то на ребёнка нужно оформить временную регистрацию, но опять с учётом нового места регистрации одного из родителей или опекунов.
Во-вторых, это касается граждан, сохранивших свои права на проживание при приватизации- . Например, в квартире жила большая семья. Все родственники отказались от приватизации в пользу одного человека, он в данном случае не может выписать их, если у тех нет нового жилья, где можно прописаться.
В каких домах не зарегистрироваться
-
Во-первых, в аварийных домах, которые в скором времени определены под снос.
-
Во-вторых, есть нюансы с регистрацией в помещениях, которые называются апартаментами. Дело в том, что под термином «апартаменты» подразумеваются дорогие гостиничные номера, но очень часто как апартаменты сдают и продают вполне жилые квартиры. С точки зрения государства, апартаменты — вид коммерческой недвижимости, не квартира. Апарт-комплекс не считается многоквартирным домом, даже если у него есть управляющая компания, подъезды с колясочными и детская площадка во дворе.
Кроме этого, возникнуть сложности могут и при регистрации на даче. Получить прописку в садовом доме можно, только если ему присвоен адрес. Если дом построен в населённых пунктах или коттеджных посёлках на земельных участках с видом использования «для индивидуального жилищного строительства» (ИЖС), то проблем никаких с регистрацией не будет.
История прописки в СССР и России
В СССР институт прописки появился в 1925 году. Сначала он действовал только на городских жителей. Согласно документу, если граждане приезжали в город более чем на 3 дня, то должны были прописаться, а когда уезжали из города — тоже сделать отметку.
Спустя 7 лет, в 1932 году, порядок прописок изменился. Это связано с тем, что людям стали выдавать внутренние паспорта. По закону жить без прописки было нельзя.
В 1953 году правила регистрации стали ещё серьёзнее и жёстче. Появились режимные города, где наличие паспорта и регистрации в нём контролировалось очень серьёзно. Например, в Москве, Питере и в крупных городах в радиусе 100 км от столиц.
Проблема заключалась в том, что паспорта тогда выдавали не всем. Например, крестьянам паспорта не полагались. Получается, прописку они тоже не могли получить, а это сильно ограничивало их свободу передвижения и выбор места жительства.
К 1967 году сельчан без документов было почти 58 млн человек — это 37% всех граждан страны. Но даже без документа многие пытались бежать в город и пробовали закрепиться там, а решать вопросы с пропиской по разному: кому-то удавалось по блату, кто-то давал взятки, кто-то заключал фиктивные браки.
Если в небольших городах паспорта и прописки контролировались не особенно тщательно, то в крупных городах, а особенно в Москве, полиция очень жёстко следила за наличием паспорта и прописки. В столицу стремились многие, но единственный легальный способ в неё попасть провинциалу — найти работу «по лимиту».
Дело в том, что в 1960-х годах в Москве была острая нехватка людей, которые бы работали на заводах и стройках. Москвичи на такую трудовую деятельность уже тогда не слишком охотно соглашались. Поэтому в 1967 году предприятиям выделили лимиты на приглашение сотрудников из регионов. Люди приезжали из деревень, сёл, маленьких провинциальных городов. Если работаешь по лимиту — выдавали общежитие и оформляли временную прописку. После 5 лет работы полагалась постоянная московская прописка и право на получение отдельной квартиры в столице.
В какой-то момент лимитчиков в Москве стало слишком много. Перестала выдерживать даже инфраструктура: не хватало больниц, продуктов в магазинах, места в транспорте. Экономика тоже начала страдать и провисать. Если изначально приезжие были замотивированы работать в полную силу, чтобы «зацепиться» в городе, то теперь стали работать вполсилы и без особого энтузиазма, главное для них было — кое-как отработать свой пятилетний срок. Прописка в Москве — вот главная цель для них.
Создание института прописки породило среди граждан СССР представление о привилегированности жителей Москвы. Это привело к тому, что в столицу хлынули тысячи ветеринаров, зоотехников, агрономов, землеустроителей, мелиораторов. По профессии устраивались работать не все, мест для всех не хватало, но люди ради московской прописки готовы были работать не по специальности. Зато регионы испытывали дефицит дипломированных специалистов. Проблема в том, что ленинградские и московские выпускники вузов совсем не желали ехать в провинцию. По правилам, через полгода отсутствия в своём городе их прописка аннулировалась.
В 1991 году, когда проходил съезд депутатов СССР, была принята Декларация прав и свобод человека. В документе говорилось, что любой человек имеет право свободно перемещаться внутри своей страны и выбирать, где он будет жить самостоятельно. Поэтому в скором времени, в 1993 году, появился закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Этот закон отменил прописку в её изначальном понимании. Хотя в Москве институт прописки действовал вплоть до 1996 года. Когда прописки полностью отменили, в России ввели регистрацию по месту жительства и по месту пребывания.
Пример употребления на «Секрете»
«Первыми в очередь встают дети, которые идут в сад по месту прописки (постоянной регистрации). Если вы прописаны там, где живёте, и выбрали учреждение через дорогу от дома, скорее всего, вашего ребёнка возьмут в сад быстрее».
(Из материала о том, что делать, если вашему ребёнку не дают место в детском саду.)
Статью проверил:
Артём Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис».