Опубликовано 19 июля 2023, 15:12
8 мин.

Что такое временная регистрация и почему без неё бывает туго. Объясняем простыми словами

Временная регистрация — регистрация гражданина по месту его фактического пребывания (например, съёмной квартиры и общежития). За отсутствие временной регистрации человека могут оштрафовать. Подробнее в статье, которую проверил юрист Василий Сосновский.

Что такое временная регистрация и почему без неё бывает туго. Объясняем простыми словами

© Секрет фирмы

Проще говоря, временная регистрация — это документ для тех, кто живёт не по прописке, то есть не по адресу постоянной регистрации.

Временная регистрация нужна, если гражданин остановился в каком-то месте на длительный срок (более 90 дней). Например, временно переехал в другой город, отправился в длительную командировку или учиться.

Временно регистрироваться можно в доме, квартире, комнате, гостинице, общежитии, санатории, больнице и даже в учреждениях уголовно-исполнительной системы, то есть на зоне.

Никаких отметок в паспорте о временной регистрации не ставят.

Для подтверждения регистрации выдают отдельную бумагу — свидетельство, которое необходимо носить с собой.

Временную регистрацию можно оформить сроком от 3 месяцев до 5 лет. По истечении этого срока её придется оформлять снова.

Зачем нужна временная прописка

  1. Во-первых, потому что этого требует закон. Властям важно знать, кто приехал или покинул регион — то есть вести миграционный учет. Это нужно для организации комфортной жизни горожан. Например, власти могу рассчитать нагрузку на общественный транспорт, потребность в школах, детских садах, больницах.

  2. Во-вторых, временная регистрация нужна, чтобы пользоваться льготами и социальными благами и услугами.

Например, без временной прописки нельзя (или как минимум, непросто):

  • оформить пособие на ребёнка;
  • встать в очередь в детский сад;
  • оформить ребенка в школу;
  • устроиться на работу (далеко не все работодатели берут на работу сотрудников, у которых нет хотя бы временной регистрации, хотя это и незаконно).

Хотя временная регистрация носит уведомительный характер, ее отсутствие может сильно усложнить жизнь. Кроме вышеперечисленного, могут возникнуть трудности с получением кредита и оформлением загранпаспорта.

Как оформить временную регистрацию

Для начала нужно найти жильё, где бы вас могли прописать. Например, вы переехали в другой город, нашли квартиру для съёма и договорились с собственником о том, что он временно пропишет вас.

Кстати, у собственника жилья тоже есть мотивация прописать вас: если в его квартире более 90 дней живет гражданин без регистрации, то собственнику полагается штраф в размере 5000–7000 рублей для Москвы и Питера, и 2000–5000 рублей для других регионов России.

Итак, для получения временной регистрации подготовьте следующие документы:

  1. паспорт;
  2. документ на право распоряжаться жильем (договор на аренду или договор найма и т. д.);
  3. заявление собственника жилья, предоставляющего жилое помещение, составленное по форме № 6;
  4. заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1. Это заявление должны подписать заявитель и собственник жилья;
  5. паспорта и согласие от всех, кто ещё прописан в квартире.

Оформляется временная регистрация через:

  1. «Госуслуги»,
  2. МФЦ,
  3. отделении МВД по вопросам миграции,
  4. Чтобы сделать регистрацию, потребуется 5–7 дней.

Вместе с собственником необходимо посетить МВД, МФЦ или отправить онлайн-заявление через «Госуслуги» (если у обоих есть подтверждённый аккаунт).

Объясним подробнее алгоритм действий.

Оформление временной регистрации через «Госуслуги»

Через «Госуслуги» временная регистрация делается так.

Для начала необходимо заполнить электронное заявление. Для этого заявитель должен зайти в свою учётную запись на сайте госуслуг или через мобильное приложение и выбрать раздел «Паспорта. Регистрация», далее — «Регистрация по месту пребывания».

В заявлении нужно указать:

  • Ф. И. О.;
  • данные паспорта заявителя и собственника жилья;
  • кадастровый номер и дату выписки из ЕГРН.

Далее заполненное заявление необходимо отправить для проверки в МВД. После отправки заявления в учётную запись собственника на портале госуслуг придет уведомление о необходимости подтвердить временную регистрацию, там же будут указаны данные жильца.

Когда заявление будет проверено, заявитель получит свидетельство о временной регистрации в электронной форме, который равносилен бумажному экземпляру. Его необходимо распечатать и носить с собой.

Оформление временной регистрации через МФЦ

Необходимо обратиться в районное отделение МФЦ. Записаться на приём можно по телефону, на сайте госуслуг или через терминал непосредственно в МФЦ. В назначенный день с собственником жилья и готовым пакетом документов необходимо прийти в отделение.

Плюс этого способа в том, что многофункциональный центр работает ежедневно с 8 до 20 часов и, если документы нужно подать очень срочно, можно попробовать попросить талон у специалистов центра на этот же день.

После того как заявление и документы будут переданы специалисту центра, заявителю на руки выдадут расписку, где будет указана дата, когда необходимо забрать документ о временной регистрации.

Оформление временной регистрации через МВД

Алгоритм действия почти такой же, как в предыдущем пункте. Вместе с собственником жилья необходимо обратиться в управление по вопросам миграции МВД, подготовить и отдать на рассмотрение стандартный пакет документов. Сотрудники отдела миграции проверят документы и пригласят к себе за готовым листом о регистрации.

Ещё временную регистрацию можно оформить через паспортиста УК или ТСЖ. Паспортисту необходимо передать заявление и документы, а он, в свою очередь, передает их в подразделение МВД. По сути, он выполнит роль посредника. Готовый документ паспортист отдаст лично в руки заявителю. Правда, в этом случае сроки регистрации могут увеличиться до нескольких недель.

Но если с квартирой и собственником все понятно, то можно ли по временной регистрации жить, например, в гостинице? Можно.

Для этого нужно обратиться в администрацию отеля. Там есть уполномоченное лицо, которое занимается временной регистрацией гостей. Потребуются документы:

  1. паспорт;
  2. заявление (образец должен быть у администрации отеля);
  3. адресный листок прибытия;
  4. основание для вселения (например, направление в командировку и т. д.).

Копии документов администрация сама предоставляет в отделение МВД. Гражданину на руки будет выдано свидетельство о временной регистрации.

Сколько стоит временная регистрация в Москве

Отдел миграции при МВД регистрирует граждан абсолютно бесплатно. Главное — это найти жильё, где можно временно зарегистрироваться, как мы и писали выше.

Но часто граждане интересуются, можно ли временную регистрацию купить? В интернете много вариантов «покупки» временной регистрации. Сумма за такую услугу различается и зависит от гражданства и от района.

По разным данным, временная регистрация в Москве может стоить:

  • 9000 рублей за 3 месяца;
  • 12 000 рублей за 6 месяцев;
  • 15 000 за 1 год.

По словам члена Ассоциации юристов России Натальи Грешновой, за услугами фирм, которые продают фиктивные прописки, часто обращаются мигранты и россияне, которым регистрация кровь из носу нужна — для устройства ребёнка в садик или школу или для получения столичных социальных льгот. Фиктивная регистрация преследуется законом и может нести за собой серьезные последствия.

«Правонарушение подобного рода влечет за собой штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или уголовное наказание вплоть до лишения свободы на срок до трех лет», — добавила член АЮР.

Можно ли жить в другом городе без временной регистрации

Можно, но только в одном случае: если этот город находится в том же регионе, где гражданин имеет постоянную регистрацию.

Например, вы жили в городе Балтийске Калининградской области, а потом решили переехать в Калининград. Нужна ли временная регистрация в таком случае? Нет, не нужна. То есть если человек живёт в том же регионе, где у него оформлена постоянная регистрация, то получать временную не нужно.

Но если вы решили переехать из своего региона в другой, например в Московскую область, то тогда временная регистрация нужна обязательно. Жить без временной регистрации можно только 90 дней, а далее её отсутствие влечет за собой штраф. В регионах это от 2000 до 3000 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — от 3000 до 5000 рублей.

Проблемы с временной регистрацией

Хотя по закону временная регистрация ничем не грозит собственнику жилья, идти на это собственники откровенно не любят, и вот почему.

  1. Если произошло административное правонарушение, то квартиранта будут искать именно по последнему месту регистрации. Бывает и того хуже. Например, если в квартире произошло уголовное преступление или его совершил квартиросъёмщик — это станет большой проблемой для собственника, вплоть до обвинения в соучастии или в пособничестве преступлению.
  2. Арендаторы получат право прописать по месту своей временной регистрации детей до 14 лет, причём сообщать об этом владельцу квартиры не нужно. По закону ребёнок должен жить вместе с родителем. Кстати, лимита на детей нет — сколько есть, столько и поселятся.
  3. Не любят временно регистрировать ещё и потому, что увеличиваются расходы на налоги и коммунальные платежи.

С чем не поможет временная регистрация в Москве

Большие сложности испытывают родители с временной регистрацией, чьи дети готовятся идти в детский сад. По закону отказать родителям могут лишь в том случае, если в детсаду нет мест, ведь общедоступность и бесплатность образования гарантируется Конституцией. В первую очередь в сад идут дети с постоянной регистрацией, а остальным родителям и детям с временной регистрацией остаётся надеяться, что для ребенка найдётся место, или соглашаться на другой сад.

Адвокат Мария Красова говорила: «Департамент образования совершенно уверенно говорит о том, что в детские сады идут только дети, имеющие московскую регистрацию. С временной регистрацией, хоть бы она была на пять лет или на сколько угодно, в садик в Москве не идут. Огромное количество судов сейчас на эту тему, в том числе у нас. Некоторые из них мы выигрываем, но пока что нам не удалось зачислить ни одного ребенка, не имеющего постоянной регистрации, в детский сад в Москве».

Такая же ситуация наблюдается и с местами в школу. Приоритет отдаётся детям, зарегистрированным по месту жительства. Детей с временной регистрацией принимают, только если остаются места.

Ещё не каждый ребенок ребенок с временной регистрацией имеет право на получение бесплатного питания до трех лет, которое назначил доктор. Например, в Москве бесплатное питание не выдают детям с временной регистрацией, а только с постоянной пропиской.

С временной регистрацией нельзя рассчитывать на региональные пособия, выплаты на покупку лекарств, компенсацию коммунальных услуг и проезда обучающихся. Обычно для этого требуют прописку, а в некоторых случаях нужно ещё прожить в регионе минимальный срок, например три года.

Факты

  • При оформлении временной регистрации гpaждaнин нe cнимaeтcя c peгиcтpaциoннoгo yчётa пo мecтy житeльcтвa. Это значит, что можно быть зарегистрированным в одном населенном пункте, а по месту пребывания иметь временную регистрацию.

  • Нельзя сделать временную регистрацию в жилье, которое которое определено под снос.

  • Временную регистрацию можно сделать в апартаментах, хотя они и не относятся к жилому фонду. А вот прописаться постоянно (то есть оформить постоянную регистрацию) в апартаментах нельзя.

  • Проверить подлинность свидетельства о регистрации можно на сайте МВД России.

Статью проверил

Василий Сосновский, партнёр юридической компании «Генезис».

Что такое временная регистрация и почему без неё бывает туго. Объясняем простыми словами

© Фото предоставлено спикером