Что такое ФАС и с какими жалобами можно в неё обратиться. Объясняем простыми словами
Простыми словами, ФАС следит, чтобы кто-нибудь ушлый необоснованно не завысил или не занизил цены и тарифы, игроки рынков не вступали между собой в преступный сговор, власть не «зажимала» бизнес, а потребители получали полную и достоверную информацию о товарах и услугах.
Чем занимается ФАС
Основная функция антимонопольный службы — выявлять и пресекать недобросовестную конкуренцию во всех сферах бизнеса и наказывать нарушителей.
Полномочия ФАС
У ФАС есть полномочия:
- исследовать рынки и выявлять монополистов;
- возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдавать предписания и предупреждения;
- выявлять и пресекать сговоры на торгах;
- следить за достоверностью и добросовестностью рекламы;
- участвовать в регулировании тарифов, в том числе на связь, тепло и свет;
- обжаловать в суде нормативные акты, противоречащие антимонопольному законодательству;
- контролировать реорганизацию юридических лиц;
- вести реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
- и другое.
Какие проверки проводит ФАС
Антимонопольный орган проводит плановые и внеплановые проверки. Прийти могут в любые органы власти, коммерческие и некоммерческие организации, к индивидуальным предпринимателям.
Плановые проверки проводят не чаще чем раз в три года. ФАС смотрит, как организация или орган власти соблюдают требования антимонопольного законодательства.
Внеплановую проверку могут назначить, если:
- поступили сообщения или заявления от граждан или юрлиц о возможном нарушении;
- такая информация появилась в СМИ;
- ФАС сама обнаружила признаки нарушения.
Также внеплановые проверки проводятся на основании материалов, полученных от других органов власти или по поручению президента и правительства.
Ещё один повод для внеплановой проверки — когда ранее уже было выдано предписание об устранении нарушения, срок его исполнения истёк и требуется проверить, всё ли исправлено.
О плановых проверках уведомляют не позднее чем за три рабочих дня, о внеплановых — минимум за 24 часа.
Во время проверки сотрудники ФАС могут осматривать территорию и помещения проверяемого (кроме жилья, если речь идет об ИП), предметы и документы, фотографировать, снимать видео, а также делать копии бумажных документов и информации с электронных носителей.
Кроме этого, проверяющие вправе потребовать дополнительные документы, информацию и объяснения от предпринимателя, должностных лиц и работников.
Впрочем, проверка необязательно должна быть выездной — антимонопольщики могут просто запросить документы, например, по электронной или обычной почте. Это называется камеральная проверка.
По результатам процедуры составляется протокол, а затем акт, где указывается, выявлены нарушения или нет.
Жалобы в ФАС
В ФАС можно пожаловаться:
- На нарушения антимонопольного законодательства
Например, на завышенные цены или тарифы. В марте 2022 года жители Воронежа писали в ведомство обращения, в которых уличали «Пятёрочку» и «Магнит» в попытках навариться на ажиотаже вокруг сахара. Антимонопольщики установили, что на складах сахара было достаточно, но компании синхронно не поставляли товар в магазины, поддерживая ажиотажный спрос. Против ретейлеров возбудили антимонопольное дело.
- На компанию или предпринимателя-конкурента
Если вы подозреваете его в недобросовестной конкуренции. Однажды ФАС пришлось разбираться в «войне пельменей», которая разразилась между производителями с Урала и из Владимирской области.
Компания из Владимира производила мороженые полуфабрикаты под торговой маркой «Бульмени» и слоганом «Бульон внутри». Челябинская «Фабрика "Уральские пельмени"» разместила на упаковке своей продукции фразы «То чувство, когда съел мясо вместо бульона» и «Мясо вместо бульона внутри». Владимирцы в этой связи почувствовали себя ущемлёнными и пожаловались в ФАС с указанием, что слоган конкурентов не только дискредитирует их продукцию, но и вводит в заблуждение потребителей, намекая на то, что в полуфабрикатах содержится только бульон. И якобы из-за этого снизились продажи.
Антимонопольщики с доводами недовольных согласились и потребовали от «Уральских пельменей» убрать дискредитирующие конкурентов слоганы. Правда, добиться этого удалось только через суд.
- На рекламный спам и другие нарушения закона о рекламе
Например, если вы считаете рекламу нелегальной, недостоверной, навязчивой или оскорбительной. Так, жители Волгограда пожаловались антимонопольщикам на рекламу ресторана сети «ЁбиДоёби», которая появилась рядом с остановкой общественного транспорта — неподалёку от школы и детского сада. Реклама гласила: «Не материмся и вкусно готовим. Набор "КуниЛи" 2 кг. ЁбиДоёби Sushi &Rolls».
Заявители посчитали, что «город и его жители достойны более уважительного отношения» и «детей надо приучать к культуре, а не мату». Один из возмущённых волгоградцев подчеркнул, что «никакие переводы слов, звучащих вульгарно на русском языке, не должны стать оправданием предпринимателям». Областное управление ФАС в итоге сочло рекламу непристойной. А теперь компанию и вовсе пытаются заставить сменить название.
- На нарушения при проведении госзакупок и имущественных торгов
Пожаловаться можно на действия заказчика, конкурентов или торговой площадки.
Одна из ключевых электронных площадок для проведения закупок и торгов РТС-тендер постоянно попадает в поле зрения антимонопольщиков из-за различных случаев дискриминации участников. Так, фирма «Мослифт» пожаловалась в ФАС, что её заблокировали к участию в аукционе по капремонту. В личном кабинете компании отсутствовала вкладка «подать заявку» — якобы из-за непредоставленных данных, хотя на самом деле необходимые данные были. Антимонопольщики обязали организатора торгов и площадку обеспечить компании участие в аукционе.
- На нарушения правил технологического присоединения или порядка подключения к инженерным сетям
Например, когда ресурсоснабжающая организация необоснованно отказывает в выдаче техусловий на подключение, навязывает невыгодные условия договора, нарушает сроки выдачи технических условий на подключение, затягивает сроки подключения и т. п.
Пример: «Петербургтеплоэнерго» уклонялось от заключения договора на техприсоединение к системам теплоснабжения зданий Центра онкологии им. Н. Н. Петрова. При этом только эта компания могла подключить отопление в медучреждении, и сделать это было необходимо до начала отопительного сезона. Но «Петербургтеплоэнерго» отказывалось направлять в комитет по тарифам предложение для установления платы за техприсоединение. После жалобы в ФАС нарушение устранили.
Жалобу в ФАС можно направить в письменной форме (лично, курьером или заказным письмом с уведомлением о вручении), а также прислать на электронную почту ведомства или через портал госуслуг. Свои претензии необходимо подтвердить, предоставив соответствующие документы и другую фиксацию нарушений.
Последние громкие дела и успехи ФАС
Борьба с цифровыми монополистами
С 1 сентября 2023 года заработал пятый антимонопольный пакет. Это разработанные ФАС изменения в действующее законодательство, которые коснулись цифровых платформ: маркетплейсов, агрегаторов, магазинов мобильных приложений.
Если такая платформа признается доминирующей на своем рынке, ей запрещено навязывать невыгодные условия как покупателям, так и партнёрам, необоснованно завышать цены на услуги, отказывать в доступе и т. п.
Для оценки доминирования введено новое понятие сетевого эффекта: когда доля сделок компании на конкретном рынке превышает 35%, а выручка за последний календарный год составляет больше 2 млрд рублей.
Но и до нового пакета у ФАС были успехи на этом направлении. В 2022 году ведомство уличило Google в навязывании разработчикам мобильных приложений невыгодных условий совместной работы. IT-гиганту дали месяц на исправление ситуации. После ведомство констатировало, что в Google подчинились предписанию.
Отмена платы за раздачу трафика с мобильных телефонов
Операторы «большой четвёрки» начали вынуждать абонентов платить за раздачу трафика ещё с 2019 года. В 2023 году тарифы за эту опцию составили в среднем 100–200 рублей в месяц. На ФАС обрушился шквал жалоб, и антимонопольщики усмотрели в действиях операторов признаки навязывания невыгодных условий договора об оказании услуг связи.
Также ФАС старается не давать операторам постоянно повышать тарифы на мобильную связь.
Критика ФАС
Часто антимонопольщиков обвиняют в том, что они не реагируют на резкий рост цен на разные товары. Например, депутаты Госдумы регулярно ставят ведомству в вину то всплеск цен на топливо, то на продукты, то на металл. Во время ковидного ажиотажа весной 2020 года в похожем ключе высказывался и премьер-министр России Михаил Мишустин.
ФАС ряд проблем решает эффективно, но порой сталкивается и с рядом сложностей, и с критикой. Из того, что, несомненно, заслуживает положительной оценки, можно назвать эффективный контроль цен на металлопрокат, выявление картельных сговоров, ведение реестра недобросовестных поставщиков, контроль законности рекламы. Однако, несмотря на задачу обеспечения честной конкуренции и поддержки малого и среднего бизнеса, ФАС возбуждает очень много дел против субъектов малого и среднего предпринимательства, что, несомненно, не способствует развитию конкуренции.
Кроме того, существуют и объективные трудности в работе ФАС, продолжает Рузина. Так, в условиях цифровой трансформации экономики России службе трудно «идти в ногу со временем», комплексно оценивать деятельность IT-компаний и выявлять угрозы монополизации — сказываются лаги в совершенствовании антимонопольного законодательства, подчеркнула эксперт.
Пример упоминания на «Секрете»
«Операторы попросили увеличить тарифы мобильной связи дополнительно на 5%. Пока повышение цен на услуги ограничено уровнем инфляции — такую рекомендацию дала ФАС. Но изменения должны пойти на благо — связь станет качественнее, считают крупнейшие сотовые операторы России».
(Из новости от 30 июня 2023 года о повышении стоимости мобильной связи.)