Суд обязал компанию «Ёбидоёби» сменить название. Его автор против
Суд признал название сети суши «Ёбидоёби» противоречащим принципам гуманности и морали. Арбитражный суд Красноярского края дал сети доставки блюд японской кухни 3 месяца на то, чтобы убрать из названия всё — «Ёбидоёби». Там признали его противоречащим «общественным интересам, принципам гуманности и морали». На решение уже отреагировал один из основателей компании — он его исполнять не собирается. Потому что с японского это не нецензурщина какая-то, а «День недели суббота».
Мнение суда
Решение по делу «Ёбидоёби» появилось в картотеке Арбитражного суда Красноярского края 7 апреля. Согласно ему, компания должна поменять название не позднее трёх месяцев с этого дня.
Кроме того, что оно противоречит «общественным интересам, принципам гуманности и морали», суд решил: в этом случае не требуется проведение лингвистической экспертизы, так как для того, чтобы «вызвать ассоциации со словами ненормативной лексики, специальные познания не требуются».
«Проведение же экспертного исследования в сфере соответствия фирменного наименования ответчика нормам японского языка не влияет на предмет рассматриваемого спора, так как японский язык не является ни государственным языком России, ни языком межнационального общения народов РФ», — отмечено в документе.
Позиция сооснователя
Основатель и гендиректор франшизы Константин Зимен уже заявил, что менять название никто не собирается. В разговоре с «Газетой.ру» он пояснил, что обращения в прокуратуру и ФАС по поводу этого поступали больше 20 раз. Это притом, что компания появилась в 2016 году.
«Мы существуем 8 лет и постоянно сталкиваемся с какими-то принципиальными позициями разных инстанций, которые без конца хотят что-то от нас. То название сменить, то какие-то наборы им не нравятся, то ещё что-нибудь. Для нас это просто маркетинг, и мы к этому относимся достаточно спокойно. Мы будем оспаривать решение арбитражного суда. Если нужно будет делать снова какие-то экспертизы — будем делать. Если нужно будет снова опрашивать жителей города, устраивает их это название или нет — будем делать. Никто менять название по первому требованию не собирается и не будет. Будем бороться до конца», — сказал он.
Прошлые суды
Также Зимен рассказал, что уже были суды с обратными решениями, и отметил, что у людей нет претензий к названию.
«У нас уже были решения различных судов, в том числе в Красноярском крае, о том, что мы не нарушаем никакие принципы гуманности и морали. Соответственно, будем в том числе разбираться с тем, как же так получается, что разные инстанции читают какие-либо экспертизы как им вздумается. Я уверяю, что в Красноярске, откуда мы начинали всё это дело, ни у кого нет никаких претензий. Мы достаточно известный бренд, и люди нас любят, у нас покупают, выбирают на праздники, на выходные. Это можно посмотреть в отзывах на различных сервисах», — заключил Зимен.
История названия
«Ёбидоёби» — российская компания по доставке блюд японской кухни с главным офисом в Красноярске. Её основатели — Константин Зимен и Дмитрий Прадед. Назвать своё детище они сначала хотели «Имбирный день», но полистали русско-японский словарь 1975 года и придумали «ЁбиДоёби».
«Там нашли смешной перевод для "дня недели" — "ёби". Потом на глаза попалась "суббота" — "оёби". Мы сразу сложили два слова — и получилось "Ёбидоёби"», — писал Константин Зимен в своём блоге.
По его словам, идею рассматривали ещё несколько дней, думали о рисках и «выстрелит ли оно». Но всё-таки решили рискнуть.
А в ноябре 2021-го у франшизы сменился владелец. Её купил миллиардер Алекс Яновский — совладелец сети «Суши Мастер».