Что такое агрегатор. Объясняем простыми словами
Агрегатор — сервис, который собирает данные из разных источников (чаще всего — информацию о товарах и услугах разных компаний) или же соединяет заказчиков и исполнителей услуг.
Агрегатор представляет собой каталог, где можно найти нужные позиции по определённым характеристикам и сравнить их между собой. Если человек покупает товар или услугу на этом сайте, то агрегатор получает от продавца комиссию. Примеры таких агрегаторов — Banki.ru, Booking, Aviasales и т. д.
Агрегаторы могут собирать не только товары и услуги, но и, например, новости («Рамблер/Новости») или информацию о скидках («Едадил»).
Также агрегатором называют сервис, который соединяет заказчиков и исполнителей услуг. Примеры таких сервисов — «Яндекс.Такси», YouDo, Airbnb.
Пример употребления на «Секрете»
«Текущая бизнес-модель Delivery Club не нацелена на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество между агрегатором и пиццериями по принципу win-win. С моей точки зрения, в текущей форме для нас это бизнес-паразит, который не приносит сетям в долгосрочной перспективе никакой ценности, а только убытки и зависимость. Эта бизнес-модель построена не на "любви", а на "выкручивании рук" и манипуляции».
(Основатель Dodo Pizza Фёдор Овчинников — об отказе от работы с агрегаторами (2017 год).)
Ошибки в употреблении
Термины «агрегатор» и «маркетплейс» часто используются как синонимы. Но, строго говоря, между ними есть разница: агрегаторы чаще всего лишь собирают информацию о товарах и услугах разных компаний. И даже если там можно что-то купить, они просто передают заявку продавцу. Маркетплейсы же (например, Wildberries, Ozon, Amazon) не просто заточены на продажи, но и выстраивают для этого собственную логистическую инфраструктуру — склады, пункты выдачи товаров, курьерские служба и т. д.
Критика
Эксперты выделяют ряд проблем, связанных с развитием агрегаторов (шире — уберизации):
- Сложности законодательного регулирования деятельности убер-платформ.
Юридически цифровые площадки не являются поставщиками товаров и услуг, поэтому не несут никакой ответственности за них. Из-за этого тот же Uber запретили в ряде стран.
- Качество товаров/услуг.
Сами площадки влиять на качество тоже не могут. Всё, что они могут предложить, — рейтинговая система для товаров и продавцов. Однако оценки можно и накрутить.
- Негативное влияние на рынок труда.
Исполнители на таких платформах не являются их работниками — это значит, что они не защищены трудовым законодательством (не могут брать больничные и не получают отпускных) и не смогут рассчитывать на пенсию.
Статью проверил:
Иван Ястребков, руководитель проектов «Сберсервиса»