Отмоем и обставим. 16 российских брендов бытовой химии и товаров для дома
Импортозамещение шагает по России — все (и мы в том числе) уже обсудили, какие бренды могут заменить западные бренды модной одежды, качественной уходовой и декоративной косметики, а также ювелирных украшений. Но уход зарубежных компаний затрагивает и другие, не менее важные сферы жизни. В частности, российский рынок могут покинуть крупнейшие концерны товаров повседневного спроса — не останутся ли соотечественники без предметов быта и моющих средств? Скорее всего не останутся. Пока ещё в России есть немало производителей бытовой химии и товаров для дома — «Секрет» подобрал 16 таких брендов.
Немалая часть популярных брендов бытовой химии принадлежит зарубежным компаниям. Согласно обзору рынка от 2019 года, крупнейшим игроком в сегменте была американская компания Procter & Gamble, которой принадлежат в том числе марки Fairy, Tide, Ariel, «Миф», Lenor, Comet и Mr. Proper. Её доля на рынке на тот момент составляла почти 27%.
В начале марта 2022 года Procter & Gamble объявила о приостановке инвестиционной и рекламной деятельности в РФ. Также компания решила сократить своё портфолио, оставив в нём только те продукты, которые нужны семьям в повседневной жизни. Спустя неделю в P&G заявили о повышении цен на продукцию на 40% из-за сложностей с логистикой, волатильностью рубля и подорожанием сырья. Не исключено, что на этом компания не остановится — и вовсе уйдёт с российского рынка из-за санкций.
Следом за Procter & Gamble в рейтинге шла Henkel Group с долей рынка 16,7%. В портфель компании входят такие бренды, как Persil, Pril, Bref, Vernel, «Пемолюкс», «Пемос», «Ласка», «Дени» и Losk. В отличие от P&G, этот концерн уже твёрдо решил прекратить бизнес в РФ. Пока активы не продадут, два завода группы в Ленинградской и Саратовских областях продолжат работу в штатном режиме.
В топ-5 рейтинга также входила британская группа Reckitt Benckiser (доля рынка — 5,8%) с брендами Calgon, Cillit Bang, Dosia, Finish, Harpic, Lysol, Tiret и Vanish (принадлежат компании и другие марки). Компания уже начала процесс отчуждения бизнеса в России. Организация хочет или продать его третьей стороне, или договориться с сотрудниками компании. Ранее концерн приостановил инвестиционную, рекламную и спонсорскую деятельность в стране.
А лидером по выручке в РФ на рынке бытовой химии считалась британская компания Unilever. Ей, в частности, принадлежат бренды Cif, Domestos и Glorix. В начале марта 2022 года группа приостановила экспорт и импорт своей продукции в России, в то же время сохранив производство на территории страны. Помимо того, Unilever взяла паузу в инвестиционной и рекламной деятельности.
В сегменте товаров для дома тоже немало крупных зарубежных игроков, решивших приостановить работу российских подразделений. В марте 2022 года все свои гипермаркеты и студии в РФ закрыла IKEA (а к концу апреля заговорила о желании возобновить работу), а её датский конкурент Jysk и вовсе ушёл с отечественного рынка в конце того же месяца. Не работают в РФ и магазины немецкой сети OBI — по последним данным, на российское подразделение группы уже нашли потенциальных покупателей.
Так к какой бытовой химии отечественного происхождения стоит присмотреться россиянам, чтобы в будущем не растеряться перед наполовину опустевшими полками? И где покупать посуду, светильники и подушки?
Хозтовары
- Место производства: Казань.
- Бренды: AOS, BiMAX, Sorti, «Биолан», «Я родился» и другие.
- Что есть в ассортименте: стиральные порошки, гели для стирки, кондиционеры для белья, мыло, средства для мытья посуды, чистящие средства (для ванной и кухни, полов, окон и зеркал).
Nefis Cosmetics входит в группу компаний «Нэфис» из Казани, которая объединяет несколько производств бытовой химии и масложировой продукции. Её историю отсчитывают с 1855 года — тогда московские фабриканты братья Валентин и Иосиф Крестовниковы открыли здесь стеариново-свечной завод, на котором позже стали ещё и варить мыло, а уже в советские годы — делать стиральные порошки.
Именно этот завод в конце 1950-х годов выпустил первый популярный в СССР порошок — «Новость» — на основе кашалотового жира. Сейчас Nefis Cosmetics считается одним из лидеров на российском рынке бытовой химии (в том же исследовании от 2019 года утверждалось, что компания занимает долю в 8,6%). В общей сложности группа выпускает свыше 600 наименований продукции. Наиболее известны потребителям средства для мытья посуды Sorti и порошки BiMAX. Купить товары бренда можно практически везде — это применимо и к другим маркам бытовой химии.
- Место производства: Санкт-Петербург.
- Бренды: «Аист», БОС, Nast, «Санокс», «Санэлит» и другие.
- Что есть в ассортименте: мыло, стиральные порошки, жидкие средства для стирки, кондиционеры для белья, отбеливатели и пятновыводители, средства для мытья (полов, посуды, стёкол и зеркал), средства для ухода за сантехникой и кухней, средства для бытовой техники, антисептики.
Ещё одно предприятие с внушительной историей — будущий «Аист» (а тогда ещё Мыловаренный завод № 1) заработал в Санкт-Петербурге в 1865 году. Запустил производство Алексей Жуков из Ярославля. Его визитной карточкой считалось мраморное мыло бело-голубого цвета, на этикетке которого был изображён жук-скарабей. В начале XX века завод поставлял продукцию императорскому двору и армии.
Своё нынешнее название завод получил в 1991 году, когда собственником предприятия стал его трудовой коллектив. Сейчас «Аист» входит в число наиболее крупных производителей бытовой химии в России — одноимённые порошки известны многим соотечественникам.
- Место производства: Ступино (Московская область).
- Бренды: Sanfor, Sanita, Green Love, «Чистин», «Большая стирка» и другие.
- Что есть в ассортименте****: средства для ухода за сантехникой, чистящие средства для кухни, гели, кондиционеры, пятновыводители и отбеливатели для белья, средства для бытовой техники.
Основанное в 1939 году предприятие (на первых порах звавшееся артелью «Красный стекольщик») считалось в СССР крупнейшим производителем фотохимии — различных проявителей и фиксажей. Выпуск товаров бытовой химии здесь организовали только в 1998 году.
Сейчас компания производит продукцию как для домашнего пользования, так и для клининговых фирм, гостиниц и ресторанов. В общей сложности завод выпускает свыше 480 наименований бытовых средств. Особую популярность завоевали чистящие средства Sanfor — найти их можно в любом магазине и большинстве российских квартир.
Новосибирский завод бытовой химии
- Место производства: Новосибирск.
- Бренды: «Бирюса», «Лотос», «Белизна», «Весенняя нежность», Calgolux и другие.
- Что есть в ассортименте: отбеливатели, стиральные порошки и кондиционеры для белья, средства для ковров и мебели, для мытья посуды, для мытья рук, для пола, для стёкол и зеркал, для плиты и сантехники.
Предприятие заработало в 1995 году. Компания не только выпускает бытовую химию под собственными брендами, но создаёт продукцию под частные торговые марки (Private Label), самостоятельно разрабатывая рецептуру для определённого ценового сегмента. В каталоге предприятия свыше 100 видов средств, самым популярным среди которых по праву можно назвать «Белизну».
- Место производства: Адыгея.
- Бренды: «Крот», Santex, Blitz, «Чистолюб» и другие.
- Что есть в ассортименте: жидкие стиральные средства, кондиционеры для белья, отбеливатели и пятновыводители, средства для уборки дома (кухни, пола, сантехники, стёкол и окон), средства от засоров.
Один из крупнейших производителей бытовой химии на российском юге появился в 1999 году. У компании есть не только завод по производству и розливу средств, но и завод пластиковых изделий, где делают флаконы и укупорку. У «ДомБытХима» также можно заказать контрактное производство. В каталоге производства десятки различных товаров — точное количество в компании не называют. Самые узнаваемые продукты предприятия — «Крот» и Santex, найти которые можно в любом магазине.
- Место производства: Москва.
- Бренд: Faberlic Home, Home Gnome, Biosea.
- Что есть в ассортименте: средства для мытья посуды, чистящие и моющие средства, освежители воздуха, различные средства для стирки, пятновыводители, ароматизаторы, кондиционеры-ополаскиватели, различные аксессуары для уборки и стирки и многое другое.
Предшественницу Faberlic, косметическую компанию «Русская линия», основал в 1997 году предприниматель Алексей Нечаев — ныне глава партии «Новые люди» и депутат Госдумы. В первую очередь фирма занимается продажами косметических средств, но на товары для дома (в том числе для его уборки) приходится немалая часть ассортимента.
У бренда есть «косметика для дома», которая поможет в уходе за посудой, кухней, ванной и поверхностями, средства ухода за одеждой, товары для стирки, декор и посуда, вещи для хранения и порядка и даже мелочи для ароматерапии. Как и раньше, заказать продукцию Faberlic можно по каталогу, также заказы оформляются через интернет-магазин.
- Место производства: Новгородская область.
- Бренд: BioMio.
- Что есть в ассортименте: мыло, средства для мытья посуды, стиральные порошки, кондиционеры для белья и пятновыводители, антибактериальные средства, таблетки, ополаскиватели и соль для посудомоечный машины, средства для ухода за сантехникой, средства для чистки стёкол и мытья пола.
Компанию основал в 2000 году предприниматель Евгений Демин — первым товаром Splat стала зубная паста. Организация и сейчас делает упор на средствах для ухода за полостью рта, но в то же время работает и в сегменте бытовой химии. В 2014 году компания выпустила серию экологичных средств для ухода за домом под названием BioMio. Они абсолютно безопасны, гипоаллергенны и выпускаются в многоразовой упаковке — вновь наполнить её можно на специальных рефил-станциях самообслуживания.
- Место производства: Нижегородская область.
- Бренд: Synergetic.
- Что есть в ассортименте: гели для стирки, стиральные порошки, кондиционеры для белья, отбеливатели и пятновыводители, средства для мытья посуды, для посудомоечных машин, для сантехники и труб, для поверхностей и пола, для кухонных плит, для стёкол и зеркал.
Торговую марку основали в 2011 году предприниматели Алексей Зюзин и Дмитрий Шейдин. Производство запустили спустя два года — первой продукцией стало средство для мытья посуды. Компания называет себя первым отечественным экобрендом моющих средств. Сейчас в каталоге Synergetic свыше 20 наименований в разных категориях. Также у бренда есть уходовая косметика и товары для детей (в том числе подгузники, влажные салфетки и зубная паста).
Товары для дома
- Город: Москва и ещё свыше 30 российских городов.
- Что есть в ассортименте: текстиль для спальни, столовой и ванной, посуда, элементы декора (вазы, зеркала, корзины, лампы, свечи и подсвечники, фоторамки, статуэтки, горшки, часы и шкатулки).
Сеть магазинов товаров для дома работает на российском рынке с 2015 года. Упор бренд делает на текстиль собственного производства из натуральных тканей. В магазинах Cozy Home можно найти комплекты постельного белья, пледы, покрывала и полотенца. А ещё у бренда есть одежда для дома (как женская, так и мужская), купальники и нижнее бельё, а также несколько позиций уходовой косметики. Купить продукцию можно более чем в 100 торговых точках и интернет-магазине.
- Город: Санкт-Петербург, Москва и ещё почти 20 российских городов.
- Что есть в ассортименте: всё, о чём можно только подумать.
Нынешний владелец сети супермаркетов с товарами для дома — УК «Старт» — выкупил её у холдинга «Адамант» в 2011 году. Самих гипермаркетов «Старт» в России всего три — в Уфе, Челябинске и Самаре. А вот «Домовых» в стране куда больше — почти 20 торговых точек в разных регионах. «Старт» позиционирует себя как магазин формата «сделай сам» — в нём покупатели могут найти всё необходимое для ремонта, строительства и оформления интерьера. В «Домовых» тоже представлены товары для обустройства интерьера, а также предметы для ведения домашнего хозяйства и мелкого ремонта. В продаже есть постельное бельё и другой текстиль, одеяла и подушки, посуда, предметы декора, всё для дачи и ремонта, хозяйственные товары, сантехника, лампы, даже бытовая техника.
-Город: Москва и магазин-партнёр в Краснодаре.
- Что есть в ассортименте: ткани на отрез, шторы, постельное бельё, покрывала и пледы, скатерти и раннеры, салфетки, ковры ручной работы.
Созданный художницей Александрой Фалиштынской бренд занимается производством текстиля для дома и интерьерных тканей на восстановленных фабриках во Владимирской (Вязниковский льнокомибнат) и Ивановской (Мануфактура Балина) областях. При создании товаров преимущественно используют лён, который специалисты марки выращивают самостоятельно.
Также бренд сотрудничает с художниками и ремесленниками, с которыми разрабатывает небольшие капсульные коллекции и предметы в единственном экземпляре. Помимо текстиля у бренда можно найти одежду и изделия из керамики.
-Город: Москва.
- Что есть в ассортименте: пододеяльники, простыни, наволочки — и всё.
Команда бренда утверждает, что придумала и запатентовала два способа заправлять одеяло — на сайте они фигурируют под кодовыми названиями Pizza-box и Pocket и сопровождаются видеоинструкциями. Собственно комплекты производят на фабрике в Переславле-Залесском в Ярославской области. В производстве используют сатин и варёный хлопок, а молнии закупают в Японии. Модели постельного белья можно заказать отдельно, составить комплект из отдельных деталей или заказать индивидуальный пошив.
- Город: Омск.
- Что есть в ассортименте: интерьерные часы, наборы для сервировки, подсвечники, декоративные панно и вешалки.
Эту марку предметов интерьера из дерева основала семейная пара из Сибири. Своим источником вдохновения они называют скандинавский минимализм, а слово «Древо» в названии ассоциируют с традициями дома и крепкой семьи. Все интерьерные элементы и аксессуары бренд создаёт вручную. Заказать товары можно в интернет-магазине Drevo Decor.
- Город: Москва.
- Что есть в ассортименте: тарелки, кружки, стаканы, пиалы, соусники и салатники.
Расположенная в столице мастерская по изготовлению посуды и керамической плитки предлагает клиентам не только готовые изделия (их делают вручную, поэтому все они уникальны), но и посуду по индивидуальным заказам. Также бренд регулярно проводит мастер-классы — гончарные и ручной лепки, где можно создать изделие для себя. В каталоге Chamotte шесть коллекций, непохожих друг на друга. Найти у марки можно как минималистичную посуду, так и предметы с интересными узорами или рисунками.
- Город: Москва.
- Что есть в ассортименте: всевозможная посуда для дома, изделия из дерева, фарфора, стекла и хрусталя, вазы, кувшины, подсвечники, украшения для дома, кухонный и столовый текстиль, одежда и аксессуары (носки, шапки и варежки), кованые изделия, плитка и изразцы, антикварный декор.
Компанию в 2003 году основал владелец колбасного производства «Дымов» и сети книжных магазинов «Республика» Вадим Дымов. Производство разместили в Суздале — там создают классическую русскую керамику, обращаясь к традиционным формам XV века. Сейчас компания выпускает как отдельные изделия, так и специальные коллекции. Бренд активно сотрудничает с архитекторами, дизайнерами и художниками, продаёт посуду ресторанам, а также развивает «Школу керамики» на ВДНХ. Там же можно купить изделия «Дымов керамики» (а ещё в Суздале и интернет-магазине).
- Город: Москва.
- Что есть в ассортименте: всевозможные светильники (встроенные, накладные, настенные, подвесные и так далее), световые системы, элементы уличного освещения (потолочные, прожекторные, ландшафтные и так далее), светодиодные ленты, профильные светильники, архитектурная подсветка.
Эту компанию в 2005 году основали российские предприниматели Евгений и Наталья Щеголевы. В главном офисе бренда в Москве трудятся свыше 200 человек. Разрабатывают и производят светильники и системы освещения в России, а контрактная сборка идёт в Китае. Компания активно работает с ретейлом — в частности, Centrsvet отвечал за освещение в московском ЦУМе. Также бренд занимается интерьерным и уличным освещением (например, у дома предпринимателя и ресторатора Бориса Зарькова). Оформить заказ можно в том числе на официальном сайте компании.
Коллажи: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash