secretmag.ru
Опубликовано 22 декабря 2022, 22:36
15 мин.

Хотели как лучше. Почему российские убийцы Instagram* и YouTube никого не убили

В 2022 году в Рунете подняли голову десятки проектов, претендующих заменить популярные западные социальные сети и видеосервисы. Однако до сих пор ни один из них не выстрелил, а россияне не торопятся менять свои профили в запрещённых социальных сетях на российские аналоги, предпочитая использовать VPN. Действительно ли отечественные соцсети хуже? Или люди просто стали заложниками привычки? «Секрет» разобрался.

Овечки Долли из Сети

С весны в России ограничили доступ к ряду зарубежных социальных сетей. Так, в марте Роскомнадзор запретил и заблокировал Facebook и Instagram, а их материнскую компанию Meta признал экстремистской организацией (из-за разрешения пользователям этих соцсетей призывать к расправе над россиянами).

Китайский TikTok, ориентированный, впрочем, на западную аудиторию, также в марте сам объявил об ограничении работы в России. Он сделал недоступными для россиян прямые видеотрансляции и запретил им публиковать новый контент.

Официально сервис пошёл на этот шаг из-за нового закона о фейках, позволяющего судам давать до 15 лет лишения свободы за дискредитацию армии. Вкупе с политикой Роскомнадзора, принявшегося штрафовать соцсети на крупные суммы за неудаление запрещённого контента, это, по словам представителей TikTok, сделало работу в России попросту опасной.

Принадлежащий Google видеосервис YouTube до сих пор доступен. Однако 10 марта для российских блогеров приостановили монетизацию на платформе. Без объяснения причины. Это заметно снизило мотивацию российских контент-мейкеров что-либо вообще заливать на эту платформу.

Всё это привело к тому, что в Сети, как грибы после дождя, начали появляться десятки российских сервисов-клонов.

Россия для грустных

Один из таких стартапов — «Грустнограм» — запустился 29 марта. Его основали Александр Токарев, Иван Семкин и скрывающийся под псевдонимом ещё один разработчик. Токарев не скрывал — прототип будущего «убийцы американской соцсети» создали за неделю. При этом над проектом работали всего четыре человека.

Главное отличие от Instagram — на любые выложенные фотографии автоматически накладывается чёрно-белый фильтр. Девиз проекта: «Выкладывайте грустных себя, показывайте грустных других, грустите вместе».

Казалось бы, скорее забавная шутка, но никак не серьёзная социальная сеть. Тем не менее к октябрю там зарегистрировалось 185 000 пользователей. Они опубликовали более 700 000 постов и оставили 350 000 комментариев.

Основатели проекта говорят, развитие «Грустнограма» для них пока скорее хобби. На него они тратят свободное от основной работы время. Но заявить о себе с помощью оригинального (и крайне своевременного) подхода проекту удалось.

Instagram без фотографий

Еще один клон запрещённой соцсети — «Россграм». Проект должен был заработать ещё в конце марта, сразу после блокировки «оригинала».

Один из создателей новой соцсети — интернет-маркетолог Александр Зобов. Как и полагается специалисту по продвижению, он придумал для проекта яркую легенду: объявил себя однокурсником Павла Дурова и заявил, что придумал новую соцсеть буквально за день. Проверить или опровергнуть это заявление пока не удалось. Хотя, очевидно, желаемого эффекта предприниматель добился: о проекте заговорили.

При этом компания собирала деньги с будущих пользователей — заблаговременно можно было купить красивый никнейм. Это очень напоминало продажу автомобильных номеров.

Обманывать пользователей основатели проекта не стали, «Россграм» все-таки запустился — 1 декабря, спустя 8 месяцев после обещанной даты. Правда, пока только в тестовом режиме.

Одна из причин переноса сроков запуска якобы слишком большое число людей, решивших предварительно зарегистрироваться в сети. На сайт «Россграм», по словам создателей, зашло более 3 млн человек, ещё 800 000 подали заявку на регистрацию. Такого большого числа пользователей приложение, по словам его создателей, не выдержало бы. Из-за этого проект фактически разрабатывали во второй раз с нуля.

Зобов намекал, что «Россграм» будет особенным проектом и равнять его с другими аналогами Instagram не стоит. В последних «неприятно находиться», в них процветает реклама и эротика, уверен он.

Насчёт того, насколько приятно находиться в его творении, пока идут споры. Дизайн «Россграма» более чем простой — белый фон, розовые надписи. Пользователи жалуются, что фотографии и видео в новой соцсети не выгружаются. Можно только подписываться друг на друга и ставить «лайки».

В будущем одной из фишек «Россграма» должна стать биржа блогеров. Через неё контент-мейкеры смогут заключать рекламные контракты без посредников в виде рекламных агентств. Насколько эта задумка реализуема, пока неясно.

Безыдейное копирование

Пожалуй, один из самых таинственных клонов запрещёнограма — это проект Rekee, ранее называвшийся Limbiko. Его сделали программисты из Ставропольского края.

Приложение заработало в тестовом режиме ещё весной. Оно — полный клон американской соцсети: такой же простой светлый дизайн, та же лента из фотографий. Из фишек — к одному посту крепятся сразу несколько фотографий и видео. Также Rekee, в отличие от некоторых других аналогов, можно пользоваться в браузере.

Весной проекту удалось отхватить свою долю хайпа, в нём зарегистрировались 180 000 пользователей. Однако к началу декабря там осталось всего около 10 000 активных юзеров. Что-то пошло не так.

После запуска разработчики столкнулись с трудностями. Им не удалось до конца наладить работу приложения. В нём возникали баги. Возможно, именно эти недоработки и вызвали раскол внутри команды. Проект покинул его основатель. В результате всё в свои руки взял один из разработчиков.

Сегодня команда проекта старается, несмотря ни на что, его развивать. Недавно Rekee стал доступен на iPhone. В последнее время интерфейс приложения стал удобнее, регистрация проходит в один клик.

Бизнес-соцсеть с проверкой

Проект TenChat изначально развивался как замена LinkedIn и Facebook. Его запустили ещё в конце декабря 2021 года, но на первых порах о российской бизнес-соцсети говорили мало.

После блокировки Instagram аудитория TenChat начала расти. Как рассказал «Секрету» создатель проекта Семен Теняев, сейчас число пользователей соцсети превысило 2 млн. Для сравнения: в сентябре 2021 года приложением пользовалось лишь 95 000 человек.

Он меньше всего похож на Instagram. Дизайн TenChat выполнен в минималистичных тонах — белый фон, чёрный шрифт. Пользователи вначале заполняют профиль, который напоминает резюме. После того как все поля заполнены и фото профиля загружено, можно начинать публиковать посты.

Проект можно использовать для поиска полезных бизнес-контактов (с помощью собственного ИИ). Фишка — встроенные инструменты, позволяющие проверить компании по официальным реестрам. При этом записи в соцсети могут быть большими — до 7000 знаков. К ним можно добавить до 10 фотографий.

Проект более-менее живёт, но пользователи жалуются, что в соцсети довольно скучный контент. TenChat юзают в основном маркетологи и бизнесмены, стараются продать товар друг другу. Теняев, в свою очередь, жалуется, что аудитория «стала требовательной и привлекать и удерживать внимание пользователей всё сложнее».

Донаты и амбициозные планы

И наконец, последняя новинка — начавшая работать 6 декабря платформа LOOKY.

Проект создавала опытная команда программистов, ранее разрабатывавшая онлайн-кинотеатры. Отличий от Instagram у LOOKY немного — встроенная система донатов и возможность в постах публиковать ссылки на сторонние сайты. По данным компании, в приложении сегодня зарегистрировано 90 000 пользователей.

С дизайном разработчики не стали заморачиваться, почти подчистую скопировав у запрещёнограма. Вверху аватар пользователя, под ним загруженные фотографии. Всё это на простом белом фоне.

В отличие от прототипа, в LOOKY можно сортировать все свои посты по папкам. А для авторов, активно публикующих посты, предусмотрена программа лояльности. За популярные посты пользователи получают looks — виртуальные награды. Их можно обменивать на подарки от компании или на бонусы, помогающие раскрутить свой аккаунт.

Планы у команды амбициозные — довести аудиторию до 6,5 млн пользователей. Но пока это выглядит несколько нереалистично. И пусть проект только запустился, опыт более старших товарищей показывает, что на пути к своей аудитории у российских аналогов запрещённой соцсети с красивыми картинками немало препятствий.

Беспощадный русский видеоблогинг

TikTok от медиагигантов

Российские разработчики пробуют заменить и другую популярную соцсеть. Один из главных российских «TikTok-киллеров» — это проект от «Газпром-медиа» под названием Yappy.

Приложение доступно с 29 ноября 2021 года. В Yappy так же, как и в TikTok, можно снимать видео и делиться им, комментировать и ставить лайки. Как и в оригинале, в приложении есть две ленты — одна с рекомендациями, вторая — с роликами авторов, на которых вы подписаны.

Дизайн приложения, в отличие от TikTok с его белым фоном, выполнен в чёрных тонах. Почти весь экран так же, как и у «старшего брата», занимают видеоролики. Заставки-картинки к ним выполнены в высоком разрешении — и это, безусловно, плюс.

Yappy развивается довольно неплохо. Летом в приложении было зарегистрировано 5 млн пользователей. А в ноябре их число выросло уже до 8 млн. Активных пользователей, публикующих контент, 1,4 млн. Всего в приложении загружено более 6 млн видеороликов.

Тем не менее у приложения есть и свои недостатки. Например, пользователи жалуются, что у Yappy нет внутренней библиотеки с музыкой. Сами ролики загружаются не очень быстро, особенно в сравнении с тем же TikTok.

Кроме того, осенью Yappy попал в достаточно громкий скандал. В Сеть утекли данные пользователей. Правда, представители сервиса сразу же постарались оправдаться, заявив, что эти данные обезличены — среди них нет настоящих фамилий, только никнеймы.

Другой клон TikTok — приложение «VK Клипы» для просмотра коротких вертикальных видео. Они появились в соцсети «ВКонтакте» ещё несколько лет назад, но только в мае для них выделили отдельную площадку. И у неё есть свои фишки.

В приложение «VK Клипы» в редакторе роликов добавились новые фильтры. Кроме того, стандартные ролики в соцсети длились одну минуту, а в приложении разрешили снимать видео на три минуты.

Дизайн приложения лаконичный — белые буквы на чёрном фоне. При входе в приложение сразу же начинает играть какой-то видеоролик. Их можно проматывать один за другим, а можно воспользоваться строкой поиска и подбирать видео по ключевым словам. Всё выглядит качественно, портит впечатление только ощущение дежавю. Сходство с TikTok видно невооружённым взглядом.

Вполне логично, что после приостановки работы сервисов китайского конкурента «ВКонтакте» решил попробовать отобрать часть его аудитории. С учётом масштабов российской компании ей это вполне по силам.

В пресс-службе российской соцсети отметили, что с начала года на платформе в два раза выросло среднесуточное число просмотров, приблизившись к отметке в 750 млн.

«Число опубликованных клипов увеличилось более чем в 4 раза, а число создателей контента — в 2,2 раза. Всего в 2022 году было опубликовано более 20 млн клипов, а общее количество размещённых на платформе клипов за всё время работы сервиса (с июня 2020 года) перешагнуло отметку в 30 млн», — рассказали в пресс-службе.

Незаменимый (?) YouTube

Ещё сложнее, чем TikTok, оказалось заменить видеосервис YouTube.

Такие попытки предпринимали в России уже давно. Стоит вспомнить историю того же Rutube. Последний оказался вполне успешным самостоятельным проектом, но вытеснить YouTube с российского рынка за годы своего существования он так и не смог. Платформа уступала видеохостингу от Google и в аудитории, и в удобстве пользования, и в качестве контента.

Месячная аудитория Rutube сейчас составляет, по разным оценкам, от 16 до 21 млн человек. (у YouTube — около 48 млн россиян).

Из этих миллионов тысячи регулярно обвиняют Rutube в недоработках. Например, во время стримов видео начинает лагать, происходит рассинхрон звука и видеоряда. Кроме того, на сервисе неудобный поиск. А одно время ролики на платформе можно было посмотреть только после рекламы и теста (!) по ней, чтобы убедиться, что человек не отвлёкся от столь важного зрелища и всё правильно понял.

Раньше на Rutube было значительно меньше роликов. Туда выкладывали в основном телепередачи с российских телеканалов. Блогеры сторонились непопулярного сервиса. Более того, контент на ютьюбозаменителе только русскоязычный, что не оставляло российскому видеосервису никаких шансов.

В 2021 году Rutube, принадлежащий сегодня «Газпром-медиа холдингу», решил совершить попытку номер два и выйти на решающий бой. Платформа объявила о перезапуске.

В попытках привлечь пользователей на платформу новое руководство отменило требование об обязательной регистрации и разрешило монетизировать контент блогеров. Внешний вид Rutube претерпел некоторые изменения, но больше косметические, а новый интерфейс оказался почти идентичным американскому конкуренту. Таким образом, компания чётко обозначила свои приоритеты — всё-таки попробовать побороться с YouTube за место под солнцем в России.

Однако даже отмена монетизации на YouTube весной этого года Rutube пока не помогла. Как летом заявлял гендиректор российского сервиса Александр Моисеев, ответить однозначно, увеличился ли благодаря этому трафик, нельзя. А бывший глава Юрий Дегтярёв даже сравнивал попытки реанимировать видеохостинг с плохим ремейком.

Забрать часть пользователей у YouTube пытался и «Яндекс.Дзен», алгоритмы которого ещё 2 года назад начали заставлять пользователей чаще выкладывать видео для успешной монетизации.

К дизайну у проекта претензий нет. Он современный — выполнен, как и у многих российских приложений-аналогов, в тёмных тонах. На чёрном фоне выложены сами ролики — их можно запускать, пролистать.

По данным из официального отчёта «Дзена» за прошлый год (за этот год отчёта ещё не было), пользователи смотрели видео по 300 млн минут ежедневно. Короткие ролики в день просматривают больше 50 млн минут. Количество видеоконтента за прошлый год выросло в пять раз.

Но, несмотря на увеличение доли видеоконтента, стать сколь-либо значимым конкурентом YouTube у сервиса пока не получилось.

Запрещённые, но никуда не ушедшие

Несмотря на то что многие проекты на старте бьют себя пяткой в грудь и планируют стать «убийцами» зарубежных сервисов, обилие русских соцсетей-клонов пока не приводит ни к чему. Ни одному из этих проектов по-настоящему выстрелить пока не удалось.

Возможно, главная причина кроется в том, что зарубежные соцсети, тот же Instagram и TikTok, по-прежнему доступны для россиян. Да, формально они заблокированы, но любой пользователь эти ограничения может легко обойти. А для того, чтобы сменить привычную площадку и наработанную аудиторию на что-то новое, всё-таки требуется что-то большее, чем голый патриотизм и желание поддержать отечественного производителя.

Представитель занимающейся мобильными разработками компании IW Group Ольга Лысенко объяснила, что пользователям, у кого бизнес завязан на коммуникации через социальные сети, куда-то переходить попросту сложно.

Ольга Лысенко
директор по маркетингу IT-компании IW Group

Их аудитории в новых сетях нет, либо она раскидана и не структурирована. Клиента нужно искать заново, начинать всё с нуля. Тратить время, силы и деньги.


В целом опрошенные «Секретом» эксперты сходятся в мысли, что конкурировать с работающими западными соцсетями российские проекты сегодня не могут. И тому есть несколько причин.

Во-первых, россиянам явно не хватает финансирования. Основатель TenChat Семён Теняев приводит цифры — для достижения успеха внутри страны российским соцсетям надо потратить на один маркетинг 3–5 млрд рублей. Взять их особо неоткуда, отважиться на такие инвестиции в России сегодня могут единицы. Без впечатляющих результатов доверие инвесторов не завоюешь, говорит Теняев.

Во-вторых, российским соцсетях надо сегодня в одночасье пройти путь, проделанный западными проектами за десятилетия. Это колоссальная работа, которая опять же требует денег — смотри пункт первый.

Наконец, в-третьих, у российских проектов есть проблема ограниченности контента за счёт того, что большую часть аудитории составляют русскоязычные. Тот же Instagram за 12 лет своего существования стал отдельным социальным и культурным явлением: он задаёт тренды, меняет экономику и становится окном в глобальный мир для любого пользователя. Российские аналоги локальны, а это серьёзно ограничивает креаторов при производстве контента и не даёт им выйти на другие рынки.

Анастасия Ермошина
директор по коммуникациям платформы для блогеров Epicstars

Зарубежные соцсети создаются в формате Go Global и, как правило, мультиязычны. Там обитают многие мировые знаменитости, привлекающие пользователей. Многие же российские проекты создаются для аудитории РФ.


Большинство российских копий западных соцсетей появились на волне эмоций после первых санкций. Это выглядело как протест и желание продемонстрировать, что мы и сами с усами. Но одного протеста оказалось мало — без цели создать продукт у большинства таких проектов попросту не было бизнес-будущего, считают эксперты. А их потенциальные пользователи предпочли идти лёгким путём вместо того, чтобы осваивать новые горизонты.

Мария Вылегжанина
управляющий директор PR-агентства MDK Creative

Авторы этих площадок предполагали, что, если популярных иностранных соцсетей совсем не останется, пользователям некуда будет пойти и они вынуждены будут прийти в новое. Но вместо этого люди пошли в уже имеющиеся и довольно популярные в России проекты «ВКонтакте» и Telegram.


Затерянные в России

Большинство российских проектов-клонов пока показывают скромные успехи. Однако в условиях блокировок западных сервисов потенциал у них всё же есть. «Секрет» попросил экспертов назвать наиболее перспективные российские приложения.

Теняев считает, что на первом месте будет Rutube, «сделавший качественный скачок», который позволит постепенно нарастить аудиторию. Интересным проектом, по его словам, также является «Грустнограм». Но он рассчитан на узкую нишу и недофинансирован. Хорошая реализация есть и у проекта Yappy, но его название выбрано неудачно — оно непонятно российской аудитории, считает эксперт.

Ермошина также выделила «Грустнограм» и проект «Россграм». По её мнению, их создатели — неплохие маркетологи. В то время, когда ещё ничего не было понятно, они быстро сориентировались и представили свой продукт. Правда, сайты этих проектов делались на коленке, а логотипы брались из фотостоков. Но внимание проекты к себе привлекли.

Правда, скепсиса в их отношении всё-таки пока больше.

Анастасия Ермошина
директор по коммуникациям платформы для блогеров Epicstars

У Rutube, на мой взгляд, проблема в том, что он выглядит как аналог телевизора. На YouTube люди приходят за тематическими роликами, которых точно не встретишь на телевидении. Rutube же скорее что-то среднее между интернет-ТВ и стриминговым сервисом.


А вот представитель агентства PR Partner Дамир Фейзуллов считает, что серьёзных перспектив у российских клонов в ближайшем будущем нет.

Дамир Фейзуллов
директор по digital & social media коммуникационного агентства PR Partner

У того же Rutube не очень большие шансы догнать YouTube. Слабая админка, долгая модерация, неудобная умная лента. Видео во «ВКонтакте» тоже не может быть аналогом, т. к. это в первую очередь соцсеть для общения с друзьями и просмотра ленты, а не источник разнообразного видеоконтента. «Грустнограм» — история временная, после всплеска на волне закрытия Instagram интерес пошёл на спад.


Никакого смысла создавать клоны западных соцсетей сегодня нет, считает создатель паблика мемов МДК Роберто Панчвидзе. Всё равно любая копия будет хуже оригинала.

Роберто Панчвидзе
создатель паблика МДК, президент агентства INVITE

Сегодня нужно формировать иную модель потребления и делать свои уникальные продукты для российского рынка. В разных странах популярны разные платформы, и в России нужно опираться на потребности пользователей. Была потребность вертикальных видео «быстрого потребления» — появился TikTok, была потребность собираться в группы по игровым интересам — появился Discord, была потребность в реализации определённых паттернов для знакомств — появился Bumble. Всё это новые и оригинальные сервисы.


«Единственный случай, при котором российские клоны могли бы взлететь, — это закрытый интернет по типу китайской модели. В Китае действительно есть успешные аналоги популярных сетей», — заключил Панчвидзе.

Но пока, хотя ещё весной 2022 года перспектива «великого российского файерволла» и закрытия Рунета маячила в полный рост, лазеек и окон в «большой мир» в России предостаточно. В запрещённых соцсетях продолжается жизнь, бурлят дискуссии на русском языке и появляется новый контент, пусть монетизировать его стало почти невозможно.

Что тому причина — ностальгия ли россиян по старой жизни и открытым границам и страницам, или же тупо более удобный интерфейс, сказать сложно. Ясно одно — пока отечественные соцсети не раскроют истинную причину любви россиян к западным сервисам и не станут не просто сравнимы, а лучше и удобнее их, все разговоры об «убийстве» конкурентов до боли напоминают басню о Моське и слоне. И слоны пока не на нашей стороне.

Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Vicky T, unsplash.com/David Toman, unsplash.com/lucas wesney