secretmag.ru
Опубликовано 13 августа 2020, 23:07

Резервы истощены. И терпение тоже

Рассылка Арины Корелиной
Резервы истощены. И терпение тоже

Привет, это Арина и немного о том, как нас достал 2020-й.

2020 год сделал всё, чтобы войти в историю. Правда, вспоминать эту историю мы будем, содрогаясь и мелко крестясь. И если кому-то кажется, что главная неудача года — коронавирус — уже позади, то боюсь разочаровать: огребать от него последствия мы будем ещё очень долго. Что говорить, если даже производителей «Арбидола», неплохо нажившихся на панике в марте-апреле, догнал негатив в виде штрафа за некорректную рекламу.

Ещё год назад казалось, что всё наконец налаживается. В июне 2019 года страна впервые за много лет избавилась от чистого госдолга, а впереди маячила ударная пятилетка нацпроектов, которая должна была уже к 2025 году вывести Россию если не вперёд планеты всей, то в топ-5 экономик точно. Но случилась пандемия, кризис, и вот уже к июлю резервы государства оказались истощены, а госдолг превысил их на 1,55 трлн рублей. Денег перестало хватать даже на медицину, внимание к которой в этом году резко возросло. Да и нацпроекты пришлось отложить ещё на шесть лет.

Из-за кризиса, грозящего к концу года лишить Россию около 5% ВВП, россияне расхотели становиться бизнесменами. В то время как индивидуальные предприниматели начали массово переходить в статус самозанятых, чтобы снизить налоговую нагрузку, новых ИП открывается всё меньше.

Впрочем, некоторые, быть может, и хотели бы заниматься бизнесом, но народ, напуганный коронавирусом, не спешит покупать их услуги. Речь о кинотеатрах, открывшихся в России в августе с довольно проходным репертуаром и повторением старых кинолент. Кинокомпании и прокатчики массово переносят крупные премьеры на осень и куда подальше, опасаясь не собрать кассу. Да и зрители пока не торопятся идти в кино, распробовав преимущества стриминговых сервисов и онлайн-кинотеатров. Так что неудивительно, что выручка отечественных киносетей просела на 95%.

Да и откуда деньги на кино, если россиянам перестало хватать даже на продукты в приличных сетях? Ретейлеры уже не ждут обещанного взрывного роста доходов и присматриваются к формату «магазинов для бедных». Никакого пафоса: продукты в нераспакованных коробках, макароны на развес и дизайн а-ля «заходить страшно». Но, говорят, даже не самые бедные граждане уже распробовали этот формат и не хотят переплачивать за бренды.

Это всё прелюдия к неизбежной теме недели «Как там в Беларуси?» В этой стране опасность коронавируса отрицалась на самом высоком уровне, но последствия пандемии и кризиса всё же прочувствовали на себе многие. Не это ли разозлило мирных белорусов, захотевших перемен после 26 лет правления Батьки? Впрочем, действующая власть в стране тоже разозлилась — и на всякий случай на всех: люди с оружием и в масках, представившиеся сотрудниками Главного управления по борьбе с оргпреступностью, на несколько часов заблокировали офисы «Яндекса» и Uber. Провели обыск, позадавали вопросы, получили ответы, ушли, никого не задержав. Что хотели — непонятно.

На этом фоне неудивительно, что представители IT-отрасли, в последние годы исправно наполняющей бюджет страны своими налогами, задумались, а не перенести ли бизнес куда-нибудь за границу. Об этом они предупредили Лукашенко, заявив, что «работать в таких условиях крайне тяжело». Если эта атмосфера страха и насилия сохранится, в ближайшее время может начаться отток специалистов из страны, а инвестиции в белорусские проекты резко сократятся, уверены айтишники.

А между тем стачка в стране нарастает, к забастовке присоединяются всё новые заводы, с белорусских федеральных каналов уходит всё больше телеведущих, не желающих связываться с госпропагандой, а на улицах продолжаются столкновения силовиков с протестующими. Что ж, посмотрим, что принесёт нам остаток високосного года — пока его сценаристы градус замеса не снижают.

Больше новостей и смешных картинок о нашем цирке, что жизнью зовётся, в нашем Telegram-канале и инстаграме. Запасаемся попкорном, в кино всё равно не так интересно.

Фото: depositphotos.com