secretmag.ru
Опубликовано 08 января 2021, 14:50

Boeing выплатит $2,5 млрд за прекращение уголовного дела о крушении лайнеров 737 MAX

Американская авиастроительная корпорация Boeing согласилась выплатить Минюсту США свыше $2,5 млрд по делу о крушении самолётов Boeing 737 MAX в 2019-2020 годах. Претензии регулятора связаны с фактом обмана и сокрытия информации о безопасности лайнеров. Теперь уголовное дело против компании могут закрыть, но от гражданских претензий это не спасёт.

Boeing выплатит $2,5 млрд за прекращение уголовного дела о крушении лайнеров 737 MAX

О достигнутом соглашении об отсрочке судебного преследования сообщили федеральные прокуроры США. Оно позволит снять с компании все обвинения через три года, если со стороны Boeing не будет дополнительных нарушений.

Всего за урегулирование уголовного дела корпорации придётся выложить $2,51 млрд. Названная сумма включает:

  • штраф в размере $243,6 млн;
  • компенсационные выплаты клиентам авиакомпании Boeing 737 MAX в размере $1,77 млрд;
  • учреждение фонда в $500 млн для выплат компенсаций наследникам, родственникам и представителям жертв авиакатастроф.

Поясняя суть иска Минюста, прокуроры пояснили, что руководство Boeing «сознательно и умышленно» сговорилось обмануть правительство США, чтобы Федеральное управление гражданской авиации (FAA) не могло оценить безопасность самолёта 737 MAX. По словам и.о. помощника генпрокурора США Дэвида Бернса, «трагические крушения» самолётов Boeing разоблачили «мошенническое и обманчивое» поведение сотрудников одного из ведущих авиастроителей мира, которые пренебрегли жизнями пассажиров ради прибыли.

Компания признала свою вину, рассказав, что два её пилота-испытателя «обманули» FAA, описывая возможности системы управления полётом на новых «боингах». Именно неполадки в программном обеспечении лайнеров стали причиной авиакатастроф 737 MAX.

Исполнительный директор Boeing Дэвид Калхун прокомментировал достигнутое соглашение, указав, что это «существенное урегулирование очень серьёзного вопроса». Он назвал выплату компенсации «правильным шагом», указав, что внушительная сумма «должным образом демонстрирует, как мы не оправдали наши собственные ценности и ожидания». Большую часть расходов, которые понесёт корпорация в связи с иском, уже учтена в предыдущих отчётных кварталах, заявил глава Boeing. Оставшуюся часть выплат компания выплатит из прибыли за четвёртый квартал 2020 года.

Соглашение снимает с Boeing только часть претензий. Параллельно продолжается рассмотрение гражданского иска от членов семей погибших. Представляющие потерпевших адвокаты заявили, что планируют добиться для родственников жертв «справедливости, которую они заслуживают». Между тем в конгрессе представители Комитета транспорта, расследовавшие катастрофы, назвали урегулирование «ударом по руке и оскорблением 346 жертв, погибших в результате корпоративной жадности».

Катастрофы 737 MAX

Самолеты Boeing 737 Max начали эксплуатироваться в октябре 2017 года. Год спустя, в октябре 2018 произошла первая катастрофа с участием лайнера индонезийской компании Lion Air, тогда при падении в море погибли 189 человек. Пять месяцев спустя в Эфиопии разбился 737 MAX, принадлежащий Ethiopian Airlines, погибло 157 человек. После этого полёты самолётов этой серии приостановили по всему миру, а Boeing пришлось заморозить их производство с января по май 2020 года из-за отсутствия спроса.

Расследование показало, что из-за «колоссального финансового давления» и конкурентной гонки с французским Airbus инженеры Boeing допустили ряд ошибок. Причиной катастрофы назвали сбой в работе новой системы MCAS, которая была призвана облегчить работу пилотов за счёт автоматического выравнивания самолёта. По факту же она получала неверные данные о положении и скорости самолёта от неисправных датчиков, что привело к заваливанию и пикированию борта. Бракованные детали, по оценкам Федерального авиационного управления США, компания установила на 133 машины.

Европейское агентство по авиабезопасности разрешило полёты Boeing 737 MAX в октябре 2020 года. В ноябре запрет отменило и Федеральное управление гражданской авиацией США (FAA). Оба ведомства заявили, что тщательно проверили безопасность лайнера. Первый рейс после полутора лет простоя Boeing 737 MAX совершил в декабре.

Фото: Flickr, CC BY-SA 2.0

Откроем важный секрет: всё самое интересное — в нашем телеграме.