Магазины захотели заставить указывать цену за килограмм и литр. Как продавцы хитрят с продуктами?
Как новый закон поможет?
Нововведения повысят информированность потребителей, считает заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Каплан Панеш. Покупатели смогут более объективно оценивать продукты по принципу «цена — качество».
Он привёл в пример два пакета молока одинаковой стоимости, только в одном содержится литр продукта, а во втором — 950 мл. В таком случае, уверен Панеш, вторая марка логично дороже.
«Но с первого взгляда это неочевидно. Так что указывать кроме стоимости товара и цену за конкретный объём логично», — отметил зампред.
В профильном комитете по промышленности и торговле газете подтвердили, что проект закона рассмотрят осенью, и его могут принять в первом чтении уже в октябре.
Что такое шринкфляция и зачем она продавцам
Вышеописанная ситуация даже имеет своё название — «шринкфляция». Это сокращение веса или объёма товара в упаковке при сохранении цены либо очень небольшом её снижении.
При этом упаковка может на вид оставаться такой же, как была. И у покупателя появляется иллюзия, что ситуация на рынке стабильна и цены не растут, а то и вовсе снижаются.
Законодательство подобная практика не нарушает, но, как мы видим, депутаты всё же решились за неё взяться. Это, конечно, небольшая хитрость со стороны производителей, но права потребителей не нарушаются, потому что на упаковках, как правило, чётко указывают сведения об объёме.
Ранее в России состоялись специальные рейды. Оказалось, что 87% молочных продуктов представлены в упаковках 925–950 мл вместо «честного» литра. В то же время крупы, включая гречку и пшено, в 97% случаев находятся в пачках по 450 и 900 г вместо полкило и килограмма соответственно.
Чернышов отметил, что снижение количества товаров в упаковках зафиксировали в 122 московских магазинах.
Что делать, если товар продают не по заявленной цене?
Бывает так, что в супермаркете (или любом другом магазине) вы на прилавке видите одну цену, а на кассе вам пробивают товар по абсолютно другой цене. И на ваше недовольство продавцы пожимают плечами, мол, «забыли поменять» или «там неправильная цена».
Однако мало кто задумывается, что продавец не имеет право менять на кассе цену товара. То же касается и интернет-покупок, рассказывал ранее «Секрет».
И если не получается решить вопрос мирно, то вам стоит подготовиться, чтобы доказать свою правду. Для этого:
- всегда фиксируйте стоимость товара через скриншот или фотографию;
- просите поменять цену в итоговом чеке;
- если второй пункт не сработал, пишите жалобу в Роспотребнадзор со всеми доказательствами;
- затем отправьте в магазин досудебную претензию (если это маркетплейс, то её нужно отослать владельцу сайта и продавцу отдельно).
Если не получилось, то дальше — дорога в суд. Там вы можете попросить неустойку 0,5% от стоимости товара за каждый день просрочки.