Что такое шринкфляция. Объясняем простыми словами
Шринкфляция — сокращение веса или объёма товара в упаковке при сохранении прежней цены или её снижении, но непропорционально малом.
Внешний вид упаковки при этом может оставаться без изменений. Таким образом создаётся иллюзия, что цены не повышаются или даже уменьшаются.
При этом сравнить между собой по цене товары одного вида, но разных производителей и расфасованные в упаковки разного объёма или веса, становится сложнее.
Ставший мемом девяток яиц, пакет сока или молока 0,9 л или плитка шоколада 85–90 гр — это всё примеры шринкфляции.
Пример употребления на «Секрете»
«На тотальную шринкфляцию жалуются везде. В США и Западной Европе тысячи популярных фасованных продуктов за последние пять лет похудели на 15–20%. <...>
В начале 2019 года скачок шринкфляции в России был делом практически неизбежным. Напомним, с 1 января НДС вырос на 2 п. п., до 20%. Кто-то — как, например, импортёры вина, — ответил на это повышением цен. У них просто не было другого выбора. Но те, кто мог чего-то недоложить или недолить, не преминули этим воспользоваться. Некоторые — с особым цинизмом».
(Из материала о том, что продукты уменьшаются и дорожают не только в России.)
Происхождение термина
Термин образован от соединения английских слов to shrink — «сжиматься» и inflation — «инфляция». Его автором считается экономист и бывший сотрудник администрации президента США Джорджа Буша Филиппа Малгрен.
BBC использовала вариант «сжимфляция». Также это явление называют «даунсайзинг» (англ. downsizing — «сокращение», «уменьшение»).
Нюансы
Несмотря на то что покупатели чувствуют себя обманутыми такой уловкой, нарушений закона со стороны производителей в этом нет. Компания может фасовать свой товар любым весом и объёмом, главное — чётко указывать эти сведения на упаковке.
Производители чаще всего объясняют шринкфляцию не ростом издержек или стремлением увеличить выручку и, как следствие, боязнью отпугнуть покупателей ростом цен, а, например, новым составом и лучшим качеством, новым дизайном упаковки, заботой об интересах потребителей (например, утверждалось, что во многих холодильниках предусмотрено всего девять ячеек для хранения яиц, поэтому «девяток» удобнее) и предпочтениями розничных сетей по фасовке.
Гораздо хуже выглядит ситуация, когда производитель продаёт товар того же объёма и по той же цене, но значительно ухудшает качество за счёт замены ингредиентов более дешёвыми.
Статью проверил:
Вадим Ковригин, доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова