secretmag.ru
Мнения

Как переделать любое помещение в удобный офис

Среднестатистический россиянин проводит на работе 1978 часов каждый год. Это, как несложно подсчитать, более 80 суток. Любому работнику хотелось бы проводить такую уйму времени в комфортных условиях. Работодатели тоже должны быть в этом заинтересованы. Качество рабочего пространства во многом определяет продуктивность его обитателей. Это доказывают многочисленные исследования. Apple, Amazon, Facebook и другие богатейшие корпорации инвестируют в недвижимость миллиарды долларов. У многих есть собственные строительные подразделения. Но даже если у вас нет не то что миллиардов, а даже пары сотен тысяч рублей, вы всё равно можете кое-что сделать — некоторые полезные изменения можно внедрить вообще бесплатно.

Среднестатистический россиянин проводит на работе 1978 часов каждый год. Это, как несложно подсчитать, более 80 суток. Любому работнику хотелось бы проводить такую уйму времени в комфортных условиях. Работодатели тоже должны быть в этом заинтересованы. Качество рабочего пространства во многом определяет продуктивность его обитателей. Это доказывают многочисленные исследования. Apple, Amazon, Facebook и другие богатейшие корпорации инвестируют в недвижимость миллиарды долларов. У многих есть собственные строительные подразделения. Но даже если у вас нет не то что миллиардов, а даже пары сотен тысяч рублей, вы всё равно можете кое-что сделать — некоторые полезные изменения можно внедрить вообще бесплатно.

Правильное освещение

© © Google London

Лучше всего работается при естественном освещении. Но мало кому представляется такая возможность. Что делать, если конструкция офиса с естественным освещением сочетается плохо? Дайте сотрудникам возможность настраивать искусственный свет.

Как понять, достаточно ли в офисе света? Купите экспонометр. Европейский стандарт для освещения рабочих помещений:

300 лк* — повседневная работа в офисе, не требующая разглядывания мелких деталей;

500 лк — чтение, письмо и работа за компьютером;

500 лк — освещение переговорных комнат;

750 лк — техническое черчение.

Измерять надо на уровне 1 м над столом.

Идеально, если на каждом рабочем месте есть дополнительный источник света — подвесной светильник или настольная лампа. Лучше всего использовать светильники, которые могут давать свет разного качества: холодный, тёплый, нейтральный.

В разное время нужен разный свет. Например, холодный яркий свет — для дневного времени. Если долго работать при таком освещении, особенно вечерами, внутренние часы могут сбиться. Самое безобидное в этом случае — нарушение сна.

Кроме того, при покупке ламп стоит подумать о бликах и мягкости света. Чем больше площадь стекла, тем меньше бликов, тем свет мягче. Поэтому, собственно, в офисах часто используют трубчатые лампы.

Личное и общественное пространство

© © Timberplan

Опенспейсы принято ругать, хотя это хорошая модель — недорогая и эффективная. Проблема в том, что многие работодатели под опенспейсом подразумевают пустой ангар.

В лучших офисах на каждого сотрудника в среднем приходится хотя бы 10–15 кв. м, включая общее пространство. Общее пространство нужно делить на зоны. Проводя границы между командами и отделами, нужно учитывать особенности их работы. Где-то для отделения одной зоны от другой достаточно покрасить стены в другой цвет, где-то понадобятся модульные конструкции.

Для организации личных пространств можно использовать телефонные будки (это, наверно, самый простой и дешёвый способ создать тихое место на 4 кв. м) и переговорные комнаты. Общих правил, конечно, нет: одни компании используют переговорки в основном для совещаний и встреч с клиентами, другие — как проектные помещения.

При обустройстве переговорок в первую очередь нужно думать о функциональности, а не о дизайне. Важнее не цвет стен, а размер стола, число стульев и розеток. В каждой переговорной комнате должна быть доска и фломастеры.

Телефонные будки и мини-комнаты на одного человека — это довольно-таки новое явление, особенно для российских офисов. Основные их преимущества — модульная конструкция и возможность быстро создать приватное пространство для одного или нескольких человек. Будки легко собираются и разбираются, их можно переносить в новые офисы или переставлять на новое место. Модульные переговорки устроены так же, как и телефонные будки. Их можно разместить в любом офисе меньше чем за день.

© © ROOM

В офисе не обойтись без кухни. Кофе-машина обязательна, микроволновая печь — тоже. (Только не забудьте договориться с клинером о том, что микроволновку нужно мыть каждую неделю.) Без холодильника тоже не обойтись. Располагаться кухня должна в углу помещения, метраж — 12–20 м (зависит от количества сотрудников). Посуду лучше выбрать самую простую. Вся она должна принадлежать компании, чтобы не возникало ситуаций в духе «кто пил из моей чашки».

Самый важный предмет мебели в офисе — рабочее кресло. Эталон на все времена — легендарные стулья Aeron от Herman Miller. Если вам они не по карману, позаботьтесь хотя бы о возможности регулировать высоту сиденья, а также о наличии подлокотников и подголовников.

Атмосфера

© © Reuters

Перечисленное выше — базовые характеристики любого офиса. Есть детали, которые превращают помещение в действительно крутое место.

Сотрудникам-миллениалам, которые составляют большинство практически в любом офисе, согласно многочисленным исследованиям, помимо базовых вещей не хватает зон для отдыха и занятий спортом, а также растений.

Проблема с растениями решается легко. Главное — помнить, что у некоторых сотрудников может быть аллергия.

С первым пунктом сложнее. Если в вашем офисе нет места для небольшого спортзала, можно договориться с сетью фитнес-клубов о корпоративных скидках для сотрудников.

А зона отдыха должна быть обязательно. Ради неё стоит даже пожертвовать одной из переговорных комнат и поставить там пинг-понг, пару удобных кресел и холодильник с пивом или вином.

© © AP / East News

В некоторых компаниях к созданию непринуждённой атмосферы привлекают животных: где-то сотрудникам разрешено раз в месяц приходить на работу с собаками, где-то питомцы живут прямо в офисе. Любой из этих вариантов допустим, если все согласны и ни у кого нет аллергии.

Возможность вздремнуть

© © Google Montreal

Чтобы хорошо работать, нужно высыпаться. Даже непродолжительный дневной сон улучшает работоспособность. Короткий дневной сон прямо в офисе давно практикуют, например, в Google и Zappos. Для сотрудников этих компаний созданы все условия: они могут поспать в специально оборудованных комнатах или капсулах. Некоторые российские компании тоже делают дневной сон частью корпоративной культуры: например, поспать на работе, как я слышал, могут сотрудники Avito.

Оптимальная продолжительность дневного сна, по разным оценкам, составляет от 20 до 45 минут: за это время улучшается концентрация и сенсорная интеграция. Если спать дольше, эффект может быть обратным: после пробуждения человек какое-то время невнимателен и рассеян.

Важно обозначить чёткие границы, потому что иначе кто-то обязательно решит, что разрешение на дневной сон в офисе — прекрасный способ, например, отоспаться после пьянки.

© © Metronaps

Как быть, если вы не можете позволить себе оборудовать отдельную комнату для сна и, тем более, купить специальную капсулу? В этом случае вашим сотрудникам придётся обходиться кофе. Спящий человек не должен мешать коллегам. И уж точно вы вряд ли хотите, чтобы ваши клиенты увидели спящего аналитика.

*Люкс (от лат. lux — «свет»; обозначение в русском языке: лк, международное обозначение: lx) — единица измерения освещённости в Международной системе единиц.

У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Фотография на обложке: Google Dublin