secretmag.ru
Опубликовано 20 сентября 2017, 08:19

Как уволить гендиректора, чтобы он не отомстил

— советует Роман Щербинин

Смена генерального директора — опасная операция. В это время бизнес находится в подвешенном состоянии. К тому же владельцы могут совершить ряд существенных ошибок.

Как уволить гендиректора, чтобы он не отомстил

Смена генерального директора — опасная операция. В это время бизнес находится в подвешенном состоянии. К тому же владельцы могут совершить ряд существенных ошибок.

Оптимальный вариант — соглашение о расторжении трудового договора. Обсуждая его условия, директор может попросить увеличенную денежную компенсацию, отпуск перед увольнением и т. д. При этом владельцы получают гарантии корректной и быстрой передачи дел новому руководителю, снижают риск утечки ценной информации и избегают публичного скандала.

Альтернатива — заявление об увольнении по собственному желанию. Это выражение воли директора, которое запускает корпоративные процедуры по назначению нового руководителя. Заявление топ-менеджер направляет собственникам за месяц до прекращения трудовых отношений.

Вроде бы ничего сложного. Но часто всё идёт не так.

Незаконное увольнение

Закон запрещает увольнять гендиректора в период болезни или отпуска. Если руководитель — женщина, ограничений ещё больше.

Например, запрещено увольнять беременную женщину, мать с детьми младше трёх лет, мать-одиночку с ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет и т. д. Нарушителя могут привлечь к административной и уголовной ответственности, что влечёт санкции в диапазоне от предупреждения до штрафа в 200 000 рублей.

Нарушение прав директора может стать предметом судебного разбирательства. В случае проигрыша владелец будет вынужден восстановить его на работе и выплатить зарплату за период вынужденного прогула.

Приведу пример из практики моих коллег. Директор торговой компании находился в официальном отпуске, когда узнал от собственников, что его увольняют. Суд признал увольнение в период отпуска незаконным, восстановил человека в должности и постановил выплатить ему компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Несоблюдение корпоративных процедур также чревато неприятностями. Одного уволенного директора производственной компании суд восстановил на работе и взыскал с работодателя зарплату за время прогула, так как собрание совета директоров о досрочном прекращении полномочий менеджера не проводилось. Кроме того, работодатель не ознакомил его с приказом об увольнении.

Во избежание подобных инцидентов рекомендую собственникам составлять план увольнения. Лучше делать это вместе с юристом. Внесите в план требуемые законом процедуры, чтобы получился чек-лист, учитывающий все возможные риски.

Неправильная передача и приём дел и документов

Основная задача собственников при смене директора — сохранить учредительные и корпоративные документы, материалы о финансово-хозяйственной деятельности компании, её имущество. Даже если увольняемый не внушает опасений, это не повод пускать процесс на самотёк.

Смена директора предполагает неспешную передачу дел. Обычно эта процедура оформляется актом приёма-передачи документов, материалов и ценностей. По акту обязательно должны передаваться: учредительные, корпоративные и бухгалтерские документы; печать и штампы организации; банковские документы, ключи от системы банк-клиент; реестры выданных доверенностей; правоустанавливающие документы на движимое и недвижимое имущество; договоры с контрагентами; кадровые документы.

Если увольняемый не хочет передавать дела, игнорируя требования собственников, нужно создать специальную комиссию. В неё могут войти владельцы, главный бухгалтер (финансовый директор), начальник отдела кадров, руководитель службы безопасности. Комиссия зафиксирует в протоколе отказ от передачи материалов и постарается сама собрать их для нового руководителя.

На крупном подмосковном предприятии, владельцы которого наняли нас для правового аудита, незадолго до этого сменился директор. Прежний управленец уходил со скандалом. Он вывез все учредительные и правоустанавливающие документы, печать и ключи от сейфа. Юристы предприятия провели титаническую работу по восстановлению утраченных документов, что заняло около года. При этом собственники поступили верно: зафиксировали ситуацию, разработали чёткий алгоритм действий по её разрешению, назначили ответственных, установили разумные сроки контроля, просчитали возможные риски, чем минимизировали негативные последствия.

Задержка с внесением изменений в ЕГРЮЛ и с уведомлением контрагентов

Чтобы организация нормально работала и могла распоряжаться своим банковским счётом, в трёхдневный срок после смены директора нужно предоставить данные об изменениях в ЕГРЮЛ. Для этого новый руководитель должен заверить у нотариуса заявление по форме Р14001, которое направляется в ФНС. В итоге он получает выписку из реестра, подтверждающую внесение изменений.

Если этого не сделать, последует административная ответственность: предупреждение или штраф в размере 5000 рублей для должностного лица. Штраф небольшой, но игнорирование этого шага чревато и более серьёзными проблемами.

Компания обязана сообщить о смене директора налоговикам в течение трёх рабочих дней, а на внесение изменений в ЕГРЮЛ уйдёт ещё пять. В этот период бывший управленец может вывести активы или заключить невыгодные для компании сделки, так как сведения о нём как о гендиректоре всё ещё значатся в ЕГРЮЛ.

В какой момент прекращаются полномочия бывшего директора: с внесением изменений в ЕГРЮЛ или с назначением нового руководителя? К сожалению, судебной практикой пока не выработан однозначный ответ.

Чтобы избежать негативных последствий, собственникам следует проинформировать контрагентов о принятом кадровом решении. Это поможет избежать заключения прежним директором невыгодных сделок, а контрагентов лишит возможности утверждать, что они не знали о смене директора.

В сообщении контрагентам лучше прямо указать, что прежний менеджер с конкретной даты лишён полномочий на таком-то основании и больше не вправе действовать от лица компании.

Дополнительно, если учредительные документы не обязывают согласовывать с уполномоченным органом (например, с советом директоров) все крупные сделки, совершаемые директором от имени организации, собственники должны установить такую обязанность. Об этом под роспись следует проинформировать старого директора.

Один производитель меди обратился с иском к контрагенту о признании ничтожной сделки купли-продажи имущества. По мнению производителя, договор подписало неуполномоченное лицо (бывший директор), а цена проданного имущества значительно занижена. Истец утверждал, что на дату сделки директор прекратил свои полномочия по решению владельца, а новым директором являлось другое физлицо. Однако выписка из ЕГРЮЛ это не подтвердила, изменения в учредительных документах не были зарегистрированы, поэтому не имели обязательной силы для третьих лиц, то есть для контрагента. Суды решили, что оснований для признания сделки недействительной нет.

Задержка с уведомлением банка

Ещё одна важная вещь: после смены директора необходимо оперативно оповестить банки, в которых у компании открыты счета. При этом следует направить карточку с образцами подписей нового директора, выписку из ЕГРЮЛ, копии документов о смене руководителя и назначении нового. Это может сделать собственник или назначенный топ-менеджер. Но при заверении банковской карточки (банком или нотариусом) личное присутствие нового директора обязательно.

Для банка подпись старого руководителя действительна до момента её замены или до прекращения договора банковского счёта. То есть фактически, если банк не извещён, старый директор имеет доступ к банковскому счёту организации даже после внесения изменений в ЕГРЮЛ, что может привести к негативным последствиям.

Бывший директор мебельного холдинга, уведомлённый о своём увольнении, воспользовался заминкой в смене банковской карточки и отправил крупные транши в счёт оплаты фиктивных договоров с аффилированными фирмами. История имела для него уголовно-правовые последствия. Но собственники тоже пострадали. Пришлось потратить уйму времени и средств на восстановление своих прав.

Суды указывают, что старый директор не обязан сообщать банку об отзыве своей карточки. О новой карточке должен сообщить назначенный руководитель. Вместе с ней ему следует предъявить документы, подтверждающие полномочия лица, и удостоверение личности, то есть решение общего собрания и паспорт.

Фотография на обложке: Victor Kulygin / Shutterstock