secretmag.ru
Истории

Юрий Мильнер: «В Сети царит феодальная раздробленность и анархия»

Первое большое интервью венчурного инвестора и визионера
Юрий Мильнер, крупнейший инвестор в российском интернете, рассказал «Секрету фирмы», почему он состоит в четырёх социальных сетях и как будет бороться за то, чтобы корреспонденты «Секрета фирмы» оставались пользователями его проектов.

Юрий Мильнер, крупнейший инвестор в российском интернете, рассказал «Секрету фирмы», почему он состоит в четырёх социальных сетях и как будет бороться за то, чтобы корреспонденты «Секрета фирмы» оставались пользователями его проектов.

Этой осенью журналу «Секрет фирмы» исполняется 15 лет. Представляем вашему вниманию один из лучших материалов, выпущенных за это время. Полный список архивных текстов, которые мы решили вспомнить по случаю нашего праздника, опубликован в конце.

Текст: Владислав Коваленко («Секрет фирмы» №9 от 01.09.2009)

Компания Digital Sky Technologies переехала в башню «Москва-Сити» почти год назад — Юрий Мильнер одним из первых арендовал там офис.

Ему здесь нравится. Свободная парковка, нет утренних очередей у лифтов, да и вид из окон на 57-м этаже открывается стратегический. Даже с застывшими справа и слева высотками, которые владельцу Mirax Group Сергею Полонскому уже, видимо, никогда не довести до ума, Мильнер готов мириться: «Когда тут всё построят, проехать сюда на автомобиле будет уже практически невозможно», — говорит он. Такой вот парадокс: что Мильнеру хорошо, то Полонскому — очередной слёзный пост в ЖЖ.

У компании, управляющей инвестициями в виртуальный бизнес, даже в кризис дела идут лучше, чем у её арендодателя из реальной экономики. Настолько лучше, что Юрий Мильнер не побоялся инвестировать прибыль от своих проектов в новое приобретение: в мае 2009-го он купил за $200 млн 1,96% американской социальной сети Facebook. «Секрету фирмы» Юрий Мильнер дал первое в своей жизни крупное интервью.

— Недавно президент России Дмитрий Медведев причислил крупнейшие российские порталы к национальному достоянию. Согласны?

— Безусловно. Ведь по большому счёту интернет как крупный бизнес существует всего в нескольких странах: Россия, Китай, Южная Корея, Япония, США. Я сейчас говорю о странах, которые смогли создать проекты со значимым посещением. У нас есть люди, способные писать программы на мировом уровне, люди с сильным предпринимательским духом, не собирающиеся выходить из бизнеса через несколько лет после старта. В то же время я знаю множество европейских проектов, чьи основатели продавали их на очень ранних стадиях. Не было амбиций, нужных для того, чтобы построить компанию мирового уровня.

— Допустим, в России есть сайты, способные конкурировать с американскими на равных. Но ведь ничего уникального-то мы не придумали.

— Не совсем так. Да, до недавнего времени мы в основном копировали лучшие мировые образцы. Но за последние год-два я наблюдаю интересные новаторские вещи. Например, попытка построить полностью замкнутую социальную сеть. Если ведущие американские проекты, такие как MySpace, Facebook — это открытые системы (позволяют свободно индексировать контент, поощряют трафик из своей зоны в открытый интернет посредством ссылок), то «ВКонтакте» превращается в своеобразный интернет в интернете. Говорят, «ВКонтакте» — аналог Facebook. В последние год-два это уже совсем не так.

— В 1990-х вы управляли инвестициями в реальную экономику и к Сети не имели никакого отношения. Как родилась эта инвестиционная идея?

— После кризиса 1998 года я обратил внимание на бурное развитие интернета в Америке. Мне показалось, что интернет окажет серьёзное воздействие на многие стороны нашей жизни. Безусловно, в существовавших тогда порталах сложно было разглядеть такой серьезный потенциал. Но я подумал, что это вопрос времени. Примерно в 2000 году мы с партнёром Григорием Фингером потихоньку начали инвестиции в Рунет.

— Мы с приятелем в 2001 году тоже стали инвесторами — вложили целых $100 в две американские интернет-компании. Через две недели NASDAQ рухнул, и это надолго отбило желание иметь дело и с инвестициями, и с интернетом.

— Это не могло не разочаровать. Крах доткомов существенно изменил нашу жизнь в последующие несколько лет. Пришлось спасать наиболее жизнеспособные части тех проектов, в которые мы уже инвестировали — Mail.ru, Molotok.ru и другие. Привлекать дополнительные деньги в проекты было невозможно, а рекламный потенциал Рунета на тот момент не позволял им работать на самоокупаемости. В 2001 году мне пришлось возглавить Mail.ru, кто-то ведь должен был принимать непростые решения. Одним из них было 80-процентное сокращение штата. До 2004 года нам было очень непросто. Но волна кризиса смыла пену. Те, кто все эти годы продолжал бить в одну точку — Google, eBay, Yahoo,— дожили до осуществления своей мечты.

«У нас два основных орудия производства — сервера и мозги»

— Год назад ходили слухи об IPO «Яндекса» — тогда они могли выручить до $1 млрд. Неужели Рунет может освоить такой гигантский бюджет?

— Я не знаю подробностей; возможно, большая часть этих средств предполагалась для нынешних акционеров «Яндекса». Удивительно, что сегодня, даже несмотря на кризис, все крупные проекты Рунета прибыльны и не нуждаются в серьёзных инвестициях.

— Да, 46-процентная рентабельность по EBITDA у вашего Mail.ru за 2008 год впечатляет.

— Это эффект экономии на масштабе. У нас два основных орудия производства — сервера и мозги. Если мозги дорожают, то сервера год от года дешевеют. Так что мировой тренд тут на нашей стороне. Деньги в Рунете сейчас нужны мелким проектам, но им не нужно много денег. Так что я бы не назвал Рунет инвестоёмким сектором.

— Есть ощущение, что всё стоящее уже раскуплено.

— Никогда не говори «никогда». Постоянно появляются небольшие проекты, которые могут стать большими. Те же «Одноклассники» или «ВКонтакте», которые возникли из очень небольших ядер и стремительно выросли.

— И всё же последняя ваша сделка — инвестиции в американский Facebook.

— Мы и в России ищем новые бизнес-модели, у которых есть потенциал.

— Раньше наверное было проще искать? Берёшь американский интернет, смотришь, что выстрелило, реализуешь у нас. А сейчас мы идём по большей части нос в нос. Остались какие-нибудь опережающие индикаторы, по которым можно понять, куда имеет смысл вкладываться?

— Проект, растущий без рекламной поддержки, — вот лучший опережающий индикатор. Это значит, такой проект нужен людям. Вообще мы с вами являемся свидетелями революции и в этой области: если раньше для старта проекта был нужен отдельный сайт, то теперь можно, используя простые программистские инструменты, сделать довольно сложное приложение, и оно станет сразу же доступно для всей аудитории соцсети. Это настоящая инвестиционная революция. За последние два года в Facebook, например, появилось более 300 000 таких пользовательских приложений, и количество людей, вовлечённых в процесс создания этих приложений, растёт. Мы всё чаще рекомендуем молодым ребятам, которые приходят к нам за инвестициями, испытать свою идею, создав приложение в соцсети. В Америке возникла целая индустрия инвестирования в успешные приложения Facebook, включая сам Facebook, учредивший фонд для инвестиций в приложения.

— На каких стадиях вы берёте проекты?

— Начиная со стадии венчурного инвестирования и до самых поздних этапов.

— Есть в мире инвестор, финансовое поведение которого лично вам близко?

— В технологическом секторе очень длинный цикл — десять лет и более. Поэтому нам близки инвесторы с долгим инвестциклом, например Уоррен Баффет. Он может сидеть в компании 5, 10, 15 лет. Только он вкладывается в широкий спектр отраслей, а мы — исключительно в интернет.

«У людей возник спрос на воспроизведение в сети себя настоящего»

— Пользуясь служебным положением, не могу не пожаловаться на ваше, пожалуй, главное детище — Mail.ru. Основную часть выручки портал делает на рекламе?

— Пока да.

— Я довольно долго был его лояльным пользователем. Но в какой-то момент дела по части рекламы у Mail.ru пошли, видимо, неплохо — выручка за 2008 год выросла, судя по отчету, на 90%. Но вот смотреть на бесконечно мигающие баннеры стало невозможно — пришлось уходить на Gmail, который работает быстро и не отвлекает меня от писем.

— Отлично понимаю вас как пользователя. Но вашего перехода с Mail.ru не разделяю.

— А что делать. Интернет изначально ведь был халявным, и нам, пользователям, это понравилось. Мы любим кататься, но не любим, когда нас за это монетизируют.

— Чем больше интернет знает о вас лично, тем меньше вас раздражает монетизация. Реклама, что вы видите в Mail.ru и в большей части Сети сейчас — не более чем первый этап. Gmail — это уже следующий шаг. Но есть разные способы сделать рекламу кастомизированной. Объявления, которые появляются на вашей странице в Gmail, не такая уж безобидная вещь — эту подборку делает робот, он читает ваши письма и на лету вставляет на страницу то, что считает адекватным содержанию письма. Но есть и другие способы привязать рекламу к интересам пользователя, не читая его писем. Социальные сети — шаг именно в этом направлении. Они пользуются информацией, которую человек сам о себе добровольно предоставляет. Тем не менее революция, совершённая Google, заключается в том, что он сделал рекламу неотличимой от основного контента сайта. Будущее именно за такими порталами. Mail.ru тоже идёт к этому. Так что, надеюсь, когда-нибудь, когда вам надоест, что ваши письма читает американский робот, вы вернётесь к нам обратно.

— Зачем вам столько социальных сетей в портфеле? Они же все конкуренты.

— Мы смотрим на это несколько иначе. Когда появляется возможность участвовать в интересном проекте, мы ею пользуемся. Если в мире только один подобный проект — вкладываемся в один, а если несколько, то мы пытаемся участвовать во всех.

— Если действовать как Баффет, вы должны становиться пользователем сервиса, прежде чем инвестировать.

— Да, это составная часть инвестиционного процесса, хотя иногда (как, например, с Facebook) я, к сожалению, уже не попадаю по возрасту в их целевую аудиторию. Тем не менее, я состою во всех четырёх соцсетях, долями в которых мы владеем.

— Сколько же времени вы на них тратите как пользователь?

— Не слишком много вообще-то. Но в целом это тренд — если первыми участниками соцсетей была молодежь, то сейчас основная волна подключений — люди в возрасте 30-50 лет.

— Когда произойдёт объединение соцсетей в некую метасеть?

— Возможно, полной консолидации не будет. Но после того как социальные сети поделят рынок, у них не будет другого способа продолжить рост и поддерживать интерес пользователей, кроме как предоставить своим членам возможность общаться с пользователями конкурирующих сетей.

— Ещё год назад Rambler заявлял о скором запуске сервиса, который позволил бы пользователю объединить на свой странице аккаунты в разных сетях. Но так и не запустил.

— Думаю, для начала должен возникнуть спрос на эту услугу.

— А вам удобно в четырёх сетях?

— Мне — нет. Но время для объединения ещё не пришло. В Сети вообще пока царит феодальная раздробленность и анархия. Однако ситуация будет меняться. Посмотрите сами: до середины 2000-х интернет был анонимным, потому что людям было нужно где-то реализовывать качества, которые они не могли по каким-то причинам реализовать в реальности. Появление Facebook ознаменовало новую эру: у людей возник спрос на воспроизведение в Сети себя настоящего. Так что и в интернете так или иначе возникнут некие формы регулирования и самоорганизации.

— Государство будет вмешиваться в дела Сети?

— Везде по-разному. Например, в Китае государство ограничивает доступ к одним сайтам и стимулирует обращение к другим. Это тоже отражение реальности — китайской.

— И у нас к этому идёт.

— Не думаю. Вот вы же завели себе почту в Gmail.

— Да. И американский робот читает мои письма...

— ...и никто этому не препятствует, заметьте. Я считаю, Рунет сегодня предельно открытая система со свободной конкуренцией.

Фотографии: Евгений Дудин / Коммерсантъ

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Лучшие истории Secretmag.ru за 2015-2017 годы

2014 — Въехали на танке: Белорусы из Wargaming покорили мир своей World of Tanks

2013 — Маша и пираты: Как студия «Анимаккорд» придумала свой хит — «Маша и Медведь»

2012 — Бриллиант в сметане: Как «Избёнка» стала продавцом свежей молочки №1 в России

2011 — Мистер блокбастер: Как Александр Роднянский осваивался в Голливуде

2010 — Память вернулась: Как Степан Пачиков придумал сервис Evernote

2009 — Юрий Мильнер: «В Сети царит феодальная раздробленность и анархия»

2008 — «Надеюсь заработать. Могу потерять»: Как Олег Тиньков стал банкиром

2007 — «Мне всё не нравится»: Как австралиец Гарри Вилсон кормил Челябинск

2006 — Ресторатор Михаил Зельман: «Менделееву таблица снилась. Мне ничего не снится»

2005 — «Чтоб никто не донимал»: Как Каха Бендукидзе перестал быть олигархом

2004 — Торопливая улитка: Калининградец Виталий Ковалёв сделал бизнес на моллюсках

2003 — «Евросеть» — это диагноз: О чём Евгений Чичваркин мечтал 15 лет назад

2002 — Рецепт «Калины»: Как производитель косметики с Урала готовился к IPO в США

Бонус (лучший заголовок в истории «Секрета») — Рашен-колобашен: Как строительный магнат боролся с русским менталитетом