08:35, 11 ноября 2022
2 мин.

Чёрная пятница для кошелька. Как россиян дурят на распродажах

Ноябрь — время повсеместных распродаж. Если верить рекламе, многие магазины продают вещи с такими огромными скидками, что, кажется, обанкротятся, не дожидаясь Нового года. Разумеется, это не так. И разорятся совсем не они — скорее их клиенты. Вспоминаем, каким уловкам и даже откровенному мошенничеству придётся противостоять в ближайшие дни и недели.

Чёрная пятница для кошелька. Как россиян дурят на распродажах

Трюки продавцов

В реальность скидок в День холостяка (11 ноября) или «чёрную пятницу» (в 2022 году приходится на 25 ноября) россияне уже давно не верят. И не только россияне: исследователи из Великобритании обнаружили, что 85% товаров, участвовавших в «чёрной пятнице» в 2019-м, в течение года продавались по той же и даже более низкой цене.

Впрочем, на Западе крупные ретейлеры типа Wallmart или Amazon действительно могут продавливать даже топовых поставщиков на существенные (до 70%) скидки. У российских же не тот масштаб. «Наш ретейлер, например "М.Видео", не может прийти и требовать такой дисконт. В лучшем случае согласятся на 30%», — отмечал президент «Гильдии маркетологов» Игорь Березин.

Опрошенные «Секретом» эксперты подтверждали, что размер реальной скидки может составлять от 5% до 15%. Всё, что выше, — уловки маркетологов. Им важно заинтересовать, «прогреть» аудиторию — а дальше уже раскрутить их на покупки.

Вот типичные уловки:

  • Искусственный дефицит. Это когда покупателей торопят тем, что по скидке продадут только ограниченную партию товара. Например, 1000 пар туфель. Когда покупатель приходит в магазин, выясняется, что «всё уже распродано».
  • Технический сбой. Такое случается с интернет-магазинами: при оформлении товара из числа самых вкусных предложений заказ просто не удаётся оформить. А купить что-то с менее дикой скидкой или вообще без неё — без проблем.
  • Ложные скидки. Истории, когда цену сначала незаметно завышают, а потом якобы делают дисконт, по-прежнему случаются. Но крупные компании стараются уже так не делать — обман легко вычислить, и это бьёт по репутации бренда и доверию клиентов. А вот мелкие продавцы проворачивают такой трюк направо и налево. Этим не гнушаются даже аптеки.

Чтобы не попасться в ловушки маркетологов и не спустить месячный бюджет на шопинг, специалисты советуют перед каждой покупкой спрашивать себя: действительно ли эта вещь так нужна? Или это просто наваждение от ценника с ярлыком «–40%»? В идеале даже составить список вещей, которые есть смысл купить, — и не отступать от него.

Трюки мошенников

На ажиотаже стремятся заработать не только производители и торговцы, но и криминальные личности. Точнее — киберпреступники.

Как правило, речь идёт о . На почту, в мессенджер или в соцсети человеку приходит письмо якобы от известного бренда с невероятно щедрым предложением на «чёрную пятницу». Он переходит на сайт, оформляет покупку, вводит данные карты — и его деньги достаются мошенникам.

К таким дням они специально готовятся: создают фейковые сайты, очень похожие на оригинальные. Адрес отличается одним-двумя символами или содержит дополнительное слово. Например, в 2020 году перед сезоном распродаж появилась масса сайтов-двойников с адресами типа familiya-off.ru, tele2-off.ru и т. д.

Чтобы не стать жертвой, стоит прислушаться к советам экспертов по кибербезопасности. Они рекомендуют:

  • Внимательно проверять адрес сайта. Перепроверить, точно ли это официальная страничка фирменного интернет-магазина?
  • Не переходить по потенциально странным ссылкам в письмах. Даже если это письмо от друга или коллеги.
  • Не вводить данные карты на подозрительном сайте.
  • Установить и вовремя обновлять антивирусные программы. Многие из них умеют защищать от фишинговых атак, они просто не дадут перейти на вредоносный сайт.
Чёрная пятница для кошелька. Как россиян дурят на распродажах

Секрет фирмы

Новости партнеров