secretmag.ru
Опубликовано 22 мая 2020, 18:03

«Чечня и Крым точно не пропадут». Как российские регионы переживут кризис

Экономист Наталья Зубаревич — о раскулачивании Москвы и «жабе», которая душит власти

Особенно остро коронавирусный кризис чувствуют на себе регионы — их доходы падают, а финансовой поддержки из федерального центра недостаточно. Как и какие субъекты РФ смогут пройти между Сциллой роста смертности от COVID-19 и Харибдой экономического спада из-за карантина? Об этом «Секрет фирмы» поговорил с экономистом, исследовательницей проблем развития регионов Натальей Зубаревич.

«Чечня и Крым точно не пропадут». Как российские регионы переживут кризис

Справка «Секрета фирмы»

Наталья Зубаревич — профессор кафедры экономической и социальной географии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор географических наук, главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ). Сфера научных интересов — социально-экономическое развитие регионов и городов России. Автор 325 статей и 50 книг.

Побегут ли люди из бедных регионов

— Эксперты Moody’s прогнозируют, что из многих российских регионов в ближайшие годы ускорится отток населения. Люди поедут в экономически более развитые области, особенно из Чувашии, Башкирии, Самарской, Омской и Нижегородской областей. Вы согласны с такой оценкой ситуации?

— Миграционный отток давно идёт из большинства регионов страны. Население притягивают две крупнейшие агломерации вокруг федеральных городов и несколько прилегающих к ним областей (Ярославская, Калужская), Татарстан и российский юг — от Кубани до Крыма. А также Белгородская и Калининградская области, Новосибирская — за счёт учебной миграции.

Не могу понять, почему вдруг в Moody’s особо выделили Башкортостан и Омскую область, откуда давно идёт миграционный отток. Непонятны и «наезды» на Самарскую и Нижегородскую области — там отток только в последние два года, и он небольшой. Почему именно в них он будет расти? Нет ответа… Из Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) миграционный отток идёт с 2013 года. Понятно, что он усилится, так как часть старых месторождений будут консервировать из-за соглашения ОПЕК+, работы для нефтяников и смежников станет меньше.

Кроме странной географии, я не понимаю выводы Moody’s и по другой причине: откуда у населения деньги на переезд? Из того же ХМАО поедут, если уже купили жильё «на материке» себе на старость, или детям, или есть родственники. А из Нижегородской области или Омской куда поедут, к кому и на какие шиши? В общем, я отношусь к этому исследованию скептически и не понимаю, почему оно вызвало столько шума.

— Доходы россиян до сих пор не вернулись к докризисному значению 2013 года. Как нынешняя история повлияет на толщину кошельков граждан?

— Краткий ответ: доходы населения с 2014 по 2019 год сократились в реальном выражении (с учётом инфляции) на 7%. В 2020 году, по прогнозам ВШЭ, они сократятся ещё на 7%. Радоваться нечему, затягивайте пояса.

 Наталья Зубаревич

Наталья Зубаревич

© РИА Новости/Сергей Черных

Насколько велики проблемы регионов

— Аналитики S&P [считают] (https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/05/08/829805-dolgi-regionov-virastut), что долги регионов будут расти, а доходы, наоборот, падать. Можно ли уже сейчас оценить, какие потери понесут региональные бюджеты? Кто пострадает сильнее всего?

— Доходы консолидированных бюджетов регионов уже упали. По данным Федеральной налоговой службы, за январь-апрель 2020 года спад налоговых и неналоговых доходов (без учёта трансфертов, то есть федеральной помощи) зафиксирован в 80% регионов. А если считать только за апрель, доходы бюджетов регионов упали на 30%. В каждом третьем субъекте спад очень сильный — от четверти до более чем половины к апрелю 2019 года.

Самые жёсткие «просадки» доходов бюджетов начались у нефтедобывающих, угольных и металлургических регионов (Тюменская, Кемеровская область, Сахалин, Ямал, Коми, Татарстан и др.) из-за падения мировых цен и прибыли компаний, а также у регионов автопрома (Ульяновская, Калужская и др.) из-за резкого сжатия спроса.

По оценке ВШЭ, выпадающие (то есть недополученные) доходы бюджетов регионов в целом за 2020 год составят 1,3 трлн рублей. Это 10% их доходов за 2019 год. Очень сильное падение.

Долг — совсем другая история. Суммарный долг регионов и муниципалитетов на начало 2020 года составил 2,4 трлн рублей. Это много, но у всех по-разному: в Мордовии он почти в два раза больше собственных (без трансфертов) доходов бюджета республики, а Москва и Тюменская область живут практически без долга.

В кризис долги обычно растут, но Минфин ввёл очень жёсткие ограничения для регионов с большой долговой нагрузкой на заимствования у коммерческих банков. И что теперь им делать? Есть ещё бюджетные кредиты Минфина, но их выдача также обставлена множеством ограничений. У регионов большие проблемы: доходы бюджетов резко падают, занять у банков и у Минфина сложно, а как поможет трансфертами федеральный бюджет — большая загадка.

— Правительство разрешит регионам брать кредиты друг у друга. Поможет ли это кому-нибудь?

— Из этого решения явно «торчат уши» — хотели заставить раскошелиться Москву, у неё очень много денег в бюджете: на столицу приходится каждый пятый рубль доходов бюджетов регионов. «Раскулачивание» столицы позволило бы немного сэкономить федеральные расходы на помощь регионам из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Посмотрим, что получится. Москва будет сопротивляться.

«Чечня и Крым точно не пропадут». Как российские регионы переживут кризис

© РИА Новости/Вадим Брайдов

Справляются ли регионы в кризис

— Дмитрий Медведев [критиковал] (https://secretmag.ru/news/medvedev-raskritikoval-rossiiskie-regiony-za-otsutstvie-podderzhki-biznesa.htm) регионы за то, что они не помогают бизнесу. Когда в Алтайском крае губернатор Виктор Томенко честно сказал, что денег на это нет, его заклевали СМИ. Можно ли вообще с регионов требовать такой поддержки?

— Молодец алтайский губернатор, сказал правду. В крае тощий бюджет, едва хватает на социальные расходы. И таких регионов большинство. Напомню, что бизнес испытывает самый жёсткий прессинг от федеральных структур: силовиков, многочисленных надзоров и т. д. Видимо, бывший глава федерального правительства об этом забыл или не знал никогда.

— А как регионы могут самостоятельно, без поддержки федерального центра, помочь бизнесу?

— Только те, у кого много денег: Москва, Тюменская область, Сахалин. В 2020 году усохнут и их бюджеты, но всё же уровень поддержки малого и среднего бизнеса в Москве и Тюменской области в кризис-2020 значительно больше, чем у других регионов. А на Сахалине кого поддерживать? Малого бизнеса на острове кот наплакал.

— Как федеральное правительство может помочь субъектам РФ? Есть ли для этого лишние деньги или нужно перераспределять имеющиеся ресурсы?

— Пока федеральная власть не сказала внятно, как она будет помогать субъектам РФ. В апреле дали только 200 млрд рублей, это всего лишь 10% от объёма трансфертов за прошлый год. Явно недостаточно!

Нужно увеличить объём трансфертов регионам, чтобы компенсировать выпадающие доходы их бюджетов. Но федералов жаба душит, будут тянуть до последнего. Губернаторы ходят по высоким кабинетам и непублично просят. Но что они получат — большой вопрос, система помощи предельно непрозрачная. Точно не пропадут Чечня и Крым с Севастополем, а по остальным регионам ясности нет.

— Президент Владимир Путин дал губернаторам возможность самим определять набор антикоронавирусных мер. Как они справились с этой задачей?

— Отвечаю на этот вопрос американской присказкой: «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Во-первых, очень трудно пройти между Сциллой роста смертности от вируса и Харибдой экономического спада из-за карантина. По обоим показателям губернаторы должны отчитываться, это их KPI.

Во-вторых, губернаторов отправляли в регионы выполнять указания центра, а не принимать самостоятельные решения, такому они плохо обучены. Поэтому есть и будут как адекватные, так и кривые решения и результаты. Приобретение опыта идёт в режиме реального времени и с большими издержками.

— Госдума разрешила регионам с 1 июля вводить специальный налоговый режим для самозанятых. Насколько эта мера действенна в сложившейся ситуации?

— Это нормально. Однако не забывайте, что рост числа зарегистрированных самозанятых связан не только с их выходом из тени, но и с переводом в самозанятые тех, кто работал по обычному трудовому договору. Это позволяет компаниям экономить на социальных выплатах работникам (в Пенсионный фонд, соцстрах). Стимулировать «обеление» занятости — правильный тренд, ведь в России каждый пятый работает в неформальной экономике, но нужно понимать, что за этим стоит.

«Чечня и Крым точно не пропадут». Как российские регионы переживут кризис

© mskagency.ru/ Софья Сандурская

Почему «вертолётная» раздача денег — популизм

— Многие экономисты призывают правительство раздать населению деньги, как в западных странах, чтобы поддержать спрос. Как вы оцениваете такие меры?

— Отрицательно — на это нет денег. По прогнозу Вышки, выпадающие доходы бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов (Пенсионный, медстрах, соцстрах) составят по худшему сценарию до 8 трлн рублей. Их придётся компенсировать из двух источников: ФНБ и внутренних займов, будут использоваться оба. Поэтому «вертолётная» раздача денег ФНБ — популистский лозунг. А зарплаты бюджетникам из каких средств будете платить?

Нужно другое: во-первых, резко облегчать регистрацию и выплаты пособий безработным. Количество зарегистрированных безработных уже выросло с 0,7 млн человек в начале года до 1,7 млн человек к середине мая, но этого мало с учётом сжатия экономики и занятости, барьеры получения пособий остаются высокими.

Во-вторых, помощь семьям с детьми. Меры уже приняты, жаль, что одноразовые, нужно хотя бы на три месяца.

В-третьих, резкое снижение барьеров для выделения помощи малому и среднему бизнесу, который пострадал в кризис сильнее всех. К сожалению, с этим пока плохо — наши власти не любят «торгашей».

— Насколько адекватны те меры, что уже приняты? Какие ещё нужны?

— В целом меры адекватные, но их недостаточно и приняты они с опозданием.

Прежде всего нужна дополнительная помощь бюджетам регионов из федерального центра, чтобы они могли поддерживать бизнес и население.

Но ещё важнее изменить отношение к проблеме — вместо победных отчётов региональных чиновников о том, как они классно помогают всем и вся, нужно чётко выявлять узкие места и реальные проблемы, чтобы их решать. Боюсь, что поменять систему управления российской «вертикали» будет намного труднее, чем выбить дополнительное финансирование для бюджетов регионов.